"Ребенок Левша"
«Ребенок Левша»
Мы живем в мире правшей и долгое время главной причиной
давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где
все технические средства рассчитаны на праворуких людей.
Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем это
помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от учителей,
которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а
леворуких детей переучивать.
Тем не менее, несколько лет назад ученые отметили:
"Число леворуких детей увеличивается в последние годы. Это связано с тем, что родители, педагоги перестали переучивать детей с левой руки на правую".
Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет,
так уж распорядилась природа.
Чем отличается мозг человека-левши от мозга правши?
Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий.
Каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое
дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены
совершенно различные центры жизнедеятельности человека.
Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое –
за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При
доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при
доминировании правого – страх и печаль.
Как праворукость, так и леворукость объясняются тем, что существует
перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям
мозга. При доминировании левого полушария, ведущей, как правило,
является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У
третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Левое полушарие
Правое полушарие
Интересные факты о левом и правом полушарии мозга
- Было замечено, что более взрослые дети намного эффективней
воспроизводят услышанное ранее слово, если его анализ выполнялся
непосредственно левым полушарием.
- Звуковые образы названий предметов хранятся в левом
полушарии, а сами названия в правом.
- Есть предположение, что левое полушарие совсем не интересуют
запахи, и вся информация, касающаяся обоняния обрабатывается правым
полушарием.
- При достаточном темпе развития речи у ребёнка левое
полушарие обязательно начинает пресекать всякие попытки помощи правого
собрата в лингвистических проблемах.
- За наличие чувства юмора, в большей степени отвечает именно
левое полушарие нашего мозга.
- Работа правого полушария осуществляется автоматически, по
заранее заданным программам, а левое произвольно управляет психическими
процессами, принимает решение по любым вопросам, а правое ему
подчиняется.
- Левому полушарию нужно всего 2 года на усвоение грамматики
языка. Правое трудится над освоением иностранного языка всю жизнь.
- Правое полушарие главным образом отвечает за прошлое, а левое
за будущее, и больше того – занято планированием текущей и намеченной на
будущее деятельности.
Как узнать левша ребенок или правша?
Как же определить левша или правша ваш ребенок? В последнее
время выявлено достаточное количество способов, с помощью которых легко
и просто любой, желающий может определить к какому типу человека
относится ваш ребенок. Итак, попробуйте следующие способы:
- Если ребенок совсем маленький, то тестом для определения
ведущей руки у младенца будет наблюдение за тем какой рукой он тянется к
погремушкам, весящим перед ним, берет игрушку.
- Попросите ребенка скрестить руки на груди в "позе Наполеона".
Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей.
Если ребенок попробует поменяете позиции рук, то испытает неудобство, так
как он либо левша, либо правша.
- Ребенок переплетает несколько раз подряд пальцы рук. Большой
палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении
мелких движений.
- Посмотрите, какая рука сверху у ребенка, когда он аплодирует.
- Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца
и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка
больше, а вены - крупнее.
- Ведущей ногой является та, которой ребенок отталкиваетесь при
прыжке.
- Дайте ребенку карандаш или фломастер посмотрите какой рукой
он будет писать или рисовать.
Часто у многих детей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них
оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.
Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук. Это
довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами и они
мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример
подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как
правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.
Какие выводы сделали ученые о леворуких детях.
В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно
утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно
сказывается на здоровье и адаптации в современном мире.
Если насильно переучивать левшей (другими словами – принудительно
изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как
правило, приведет к серьёзным негативным последствиям:
-у ребенка появится раздражительность, капризность, плаксивость,
-нарушения сна,
-потеря аппетита,
-регулярные головные боли,
-жалобы на усталость в правой руке,
-повышенная утомляемость,
-снижение работоспособности.