a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игра на детских музыкальных инструментах.

Опубликовано: 2015-04-11 22:16:26

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

 Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Они вызывают у детей большой интерес, привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука. Основное назначение музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействии с музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности.

Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный. мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление. Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание. Волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук. Формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность. Особенно полезно музицирование для развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса (Н.А. Ветлугина. Г. И. Новикова). Опыт показывает, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Трудно переоценить совместное музицирование детей со взрослыми, у детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражание взрослым часто возникает потребность в серьезных занятиях музыкой. В продаже имеется немалое количество музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Педагогу необходимо знать, как ими пользоваться и проверять, как они звучат, т.к. музыкальные игрушки, изображающие музыкальные инструменты, не будут способствовать развитию музыкального слуха, если они не настроены. По их можно использовать в игровой деятельности детей. Для развития творческого музицирования можно изготовить музыкальные инструменты из бросового, природного материала: фломофоны, трещотки; маракасы из фломастеров, банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, пшеном, гречкой; бубен из пробок, пуговиц; орешки-кастаньеты, колокольчики, гремелки, шум елки и другие инструменты (Т.Э. Тютюнникова). Какие же требования предъявляются к детским музыкальным инструментам? Музыкальные инструменты, имеющие диатонический или хроматический звукоряд, должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.   Каковы же возрастные возможности детей к освоению детских музыкальных инструментов? Дети первой младшей группы учатся различать звуки по высоте, тембру и динамике (колокольчик, металлофон, фортепиано). К концу года они осваивают бубен, погремушки, колокольчики, металлофон (играет воспитатель). В первой младшей группе используются звуковые музыкальные игрушки (волчки, молоточки, органчики). В средней группе предлагается большее разнообразие музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. К тем музыкальным инструментам, которые легче освоили в младшей группе, добавляются барабан, ложки, палочки, металлофон (играет воспитатель), музыкальная шкатулка, гармошка- игрушка. ложки. Дети средней группы со второй половины года начинают осваивать игру на металлофоне, ксилофоне и к концу года могут играть простейшие мелодии на одном звуке. В средней группе можно использовать незвууковые музыкальные игрушки такие, как пианино, балалайка, гармошка, домра, музыкальные книжки в игровой деятельности. В старшей группе дети осваивают игру на металлофоне, ксилофоне по одному и небольшими группами, изучают струнную группу инструментов (цитра, гусли, цимбалы, арфа), учатся играть на триоде, треугольнике, кастаньетах, тарелках, детском пианино, трещотках.  Дети подготовительной группы учатся играть на различных музыкальных инструментах по одному в ансамбле. Игра на музыкальных инструментах включается в музыкальные занятия, в самостоятельную музыкальную деятельность детей в повседневной жизни, в развлечения, праздники и решает следующие педагогические задачи: - формирование интереса и потребностей в инструментальном музицировании; - развитие музыкальных и творческих способностей; - формирование представлений о средствах музыкальной выразительности; развитие навыков самостоятельного музицирования в исполнительской деятельности; - формирование художественного вкуса. Обучение детей игре на детских музыкальных

инструментах может осуществляться различными способами: по цветовой и цифровой системе, музицированию по слуху и по нотам. В цветовой системе закрепляется цветное обозначение за каждой клавишей или пластинкой. Перед ребенком находится партитура в цветовом обозначении, и ребенок ударяет по той пластинке или нажимает ту клавишу, которая соответствует цвету на партитуре. Цифровая схема дублирует цветовую, только в основе лежат цифры . Обе системы связаны с механическим воспроизведением мелодии и недостаточно развивают музыкальный слух, хотя удобны в первоначальном освоении музыкальных инструментов (И. А. Мет- лов. Б. Л. Яворский). При обучении детей музицированию по слуху у детей формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте. Напевая мелодию с закрытым ртом, он отыскивает нужные звуки мелодии, чем помогает развитию своей слуховой координации. Обучая детей игре по слуху, необходимо создание музыкального опыта, владение чистотой интонирования (М. А. Трубникова). Иногда используется временный прием — подбирание мелодии «с рук», когда ребенок, глядя на руки педагога, повторяет за ним. В данном случае участвует зрительное и слуховое восприятие, двигательная память, и в результате ребенок хорошо осваивает музыкальное произведение.

В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа: 1) ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения; 2) работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов; 3) целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре. Решающее значение имеет подбор репертуара и методы работы с детьми. Музыкальный репертуар должен быть доступным, понятным для детей, не сложным для исполнения. Методы и приемы должны соответствовать интересам детей, индивидуальным и возрастным особенностям, этапам разучивания произведения (Ю. А. Двоскин, И. А. Ветлугнна).   Детям дошкольного возраста освоение игры на тех или иных музыкальных инструментах удаётся в разной степени — успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его музыкальных способностей, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа музыкального руководителя должна быть нацелена на общее ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами, на привлечение их к увлекательному творческому музицированию.

Оставить комментарий: