Деловая игра "Мировое кафе"
Документы для скачивания
Психолого – педагогическая поддержка семьи
и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС ДО.
Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует наличия у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мотивации на достижение нового качества образования.
Поэтому мы сочли необходимым для разъяснений ключевых положений Стандарта все мероприятия провести в деятельностном режиме, чтобы понять готовность воспитателей и специалистов ДОУ к введению образовательного стандарта в практику своей работы.
Первое мероприятие предлагаю провести в форме деловой игры «Мировое кафе». Для того чтобы начать работу мы условно разделили вас на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола. А мы в это время предлагаем вам кофе. Сейчас я хочу огласить вам правила работы кафе. (на слайде выходят слова)
- Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
- Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
- Говорите открыто и от всего сердца.
- Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
- Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
- Работайте – не сидите на «трибуне»
- Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
- Получайте удовольствие!
В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. На ваших столах сегодня особенные скатерти и мы предлагаем Вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Перед закрытием нашего кафе т.е ровно через 20 минут мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.
Сегодня на обсуждение вынесены три вопроса:
- Этой группе предстоит в ходе своей работы ответить на три вопроса:
- Какие результаты от внедрения ФГОС ДО Вы ожидаете?
- Назовите три принципиально новых признака ФГОС ДО.
- Сформулируйте три значимые проблемы, которые, по Вашему мнению, препятствуют внедрению ФГОС ДО.
Какие результаты от введения ФГОС ДО Вы ожидаете?
- улучшение качества образования;
- реализация на практике возможностей индивидуального подхода;
- творческий и продуктивный характер деятельности педагога;
- создание условий для профессионального саморазвития педагога;
- развитие дошкольного образования в России.
Три принципиально новых признака ФГОС ДО
- усиление роли индивидуализации ребенка;
- учет этнокультурных особенностей в едином образовательном пространстве;
- более широкие возрастные рамки (от 2 мес. До 8 лет);
- новый тип структурирования содержания по образовательным областям (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие);
- возросшая роль родителей как субъекта образования.
Три значимые проблемы препятствующие введению ФГОС ДО
- недостаточность методического и материального обеспечения;
- большая наполняемость групп:
- недостаточная квалифицированность педагогов:
- пассивность и неготовность родителей к сотрудничеству.
Подведение итогов.
Итак, мы с вами активизировали наши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования.
- Профессионально важные качества, необходимые современному педагогу в области дошкольного образования
Вам необходимо продолжить фразу «Современный педагог, какой он?», и «Какие личностные качества необходимы педагогу для успешного овладения ФГОС?»
2 задание - Написать эссе.«Воспитатель XXI века».
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.
- профессионализм и готовность к постоянному профессиональному саморазвитию;
- общительность;работоспособность;
- творческая активность, коммуникабельность;
- любовь и уважение к личности ребёнка
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
Воспитатель XXI века. Какой он? Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессионал. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обаятельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, манеру поведения, позу. Не надо забывать, что воспитатель XXI века - это ещё и творческий человек. Имея педагогическое образование и повышая свой профессиональный уровень, владея новыми технологиями и разнообразием программ, воспитатель XXI века планирует и разрабатывает интересные интегрированные занятия, досуги, развлечения, вносит игровые и сюрпризные моменты, участвует совместно с родителями в проектной и исследовательской деятельности. В работе с детьми руководствуется основными принципами:
Воспитатель XXI века на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе с детьми, повышать компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов и т.д.. Воспитатель XXI века широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных досугов и развлечений с родителями, коллегами.
Вывод: Примените эти качества для себя. Может быть у каждого они будут стоять по – разному. Но если все эти качества вам присущи, то значит ВЫ уже современный воспитатель.
- Родитель, равноправный участник образовательного процесса в детском саду.
ФГОС ДО: изменения во взаимодействии ДО с родителями
2 задание: разработать модель взаимодействия с семьёй
Вывод: Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Разработать модель взаимодействия с семьёй.
основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании
формы с родителями подразделяются на
коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные,традиционные и нетрадиционные.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Родительские собрания: Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые упражнения, помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Вывод: Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил: « Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаём будущее нашей страны.