Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Документы для скачивания
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) . Зачем нужен стандарт? Это требование закона об" Об образовании в Российской Федерации" , вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта- уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки- поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования- п оложить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Стандарт преследует следующие цели: - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования( объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров ( а не ЗУНов или интегративных качеств) дошкольного образования, организационно- педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно( ст. 12. 6 Закона" Об образовании в РФ" ) . Стандарты устанавливают требования, обязательные при реализации программ, в том числе: 1. к структуре Программы; 2. к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде; 3. к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Давайте рассмотрим некоторые основные моменты ФГОС ДО. Требования к структуре ООП ДО. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: - коммуникативно- личностное развитие; - познавательно- речевое развитие; - художественно- эстетическое развитие; - физическое развитие. В ФГТ- 10 образовательных областей. Как видим, в стандарте этого нет. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40% ( а не 80% и 20% как в ФГТ) . Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде. Может проводится мониторинг или психолого- педагогическая диагностика совместно с педагогом- психологом только с согласия родителей. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым утвержден План разработки ФГОС ДО. Новые стандарты образования с 2013 года начнут проходить апробацию в пилотных регионах в каждом федеральном округе с последующим созданием на их базе стажировочных площадок по введению ФГОС ДО, а к 2015 году будут введены по всей территории России. Используемая литература: 1. ПРОЕКТ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Агентство РИА- новости