Использование арт-терапии оригами в работе с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия – очень пластичное, постоянно развивающееся направление психотерапии. Оно постоянно расширяет сферу своего применения.
Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире и начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место.
Арт терапия позволяет:
- Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;
- Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
- Решать проблемы легко и красиво;
- Научиться общаться, используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства;
- Само выражаться.
Арт-терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В арт-терапии запрещены сравнительные и оценивающие суждения, критика, замечания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Причем, чем меньше вмешиваться в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения взаимного доверия и принятия.
Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.
На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.
В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Оригами:
- Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
- Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.
- Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.
- Развивает творческие способности.
- Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.
Начинать работать можно с детьми трёхлетнего возраста. На первых занятиях, дети знакомятся со свойствами бумаги, как материалом. Им предлагают бумагу сминать и разрывать. При этом ребенок узнаёт не только свойства бумаги, но учится согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки.
Затем учат детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученную поделку можно превратить в книжечку, наклеить в неё картинки. В следующий раз такой же сложенный лист можно превратить в автобус или дом, приклеив дополнительные детали.
Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Его цель – научить детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимать углы наверх – получится цветок. В следующий раз также сложить квадрат, но углы опустить вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке: собачку, котёнка, поросёнка. Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, можно «оживить» квадратный лист бумаги. У Квадрата нарисовать лицо, руки, ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами. Т.е. дети кладут перед собой квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги», «голова» были в правильном положении.
Работа с детьми старшего возраста усложняется: на основе квадрата дети осваивают базовые формы, знакомятся со схемой складывания фигурок.