a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

мастер класс "Не учи безделью, а учи рукоделью"

Автор: Томарова Ирина Рудольфовна Опубликовано: 2015-04-19 15:38:47

Документы для скачивания

Конспект мероприятия по декоративн о- прикладному творчеству для воспитателей, р одителей и детей старшего дошкольного возраста. «Не учи безделью, а учи рукоделью» Подготовила воспитатель Томарова Ирина Рудольфовна БУ ДОУ ДСОВ №5 «Росток» ХМАО Югра Тюменской области Цели: Познакомить с теорией народной педагогики К. Д. Ушинского( воспитателей) Расширить познания об уникальности детского народного фольклора, как способа формирования нравственных качеств ребенка: осознанного отношения к своим поступкам и поступкам сверстников, развития абстрактного и логического мышления, эмоционально волевой сферы, любви к произведениям устного народного творчества. Познакомить с процессом заготовки и обработки лыка и его использованием, с технологией изготовления игровой куклы «Веснянки» Задачи: Формировать понятие « промысел »; Научить делать куклу – « веснянка » из лыка; Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность; Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории. План. Беседа о народных промыслах и его видах. Разбор понятия «промысел». Выступление родителей и детей с результатами: поисковой работы( пословицы и поговорки о ремеслах и промыслах, о терпеливом отношении к выполнению работы) . поисковой работы( материал о лыке, пословицы и поговорки о лыке) . Демонстрация лыка, лаптей, кукол. Практическая работа. Изготовление куклы из лыка. Ход мероприятия. Вступительное слово воспитателя. ( слайд 1, 2, 3) Здравствуйте, дорогие гости. Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении веков его руками. Наша планета- это музей Вечности, главные экспонаты которого – Вдохновение, Работа, Мастерство. Время сметает с лица Земли целые государства, меняют очертания материки. Но ни мощные землетрясения, ни наводнения, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, к ак стремление к творчеству. А. П. Чехов в свое время сказал «Тот, кто испытал наслаждение творчеством, для того другие наслаждения не существуют». Сегодня и мы окунемся в удивительный мир декоративно прикладного творчества. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел». «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство – не промысел» Ну а более конкретное определение промысла можно найти у В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что- либо. У каждого свой способ добычи, умение и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка. Ремесла кормили, одевали, обували. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит». Наши участники к сегодняшнему мероприятию подготовили пословицы и поговорки о ремеслах и промыслах и об отношении к труду в целом. Выступление родителей и детей. Приложение 1. Лучшие народные мастера были выходцами из крестьянской и ремесленной городской среды, но деревня являлась и является основным хранителем сложившихся традиций народного искусства. Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки и изготовление предметов. Уклад крестьянской семьи связан был с сезонными работами в поле, в хозяйстве, зависел от природной среды и подчеркивал связь человека с природой, селом и домом, что, в конечном счете, и определяет характер народного искусства. Наиболее значительные события семейной, хозяйственной и трудовой жизни сельского жителя сопровождались обрядами, праздниками, народными гуляниями, в которых наряду с песнями, танцами, музыкой и устным фольклором отводилось большое место и бытовым предметам. Недаром бытовые предметы делились на повседневные и праздничные. Желание вносить радость и красоту в безрадостный труд и нелегкую жизнь являлось неотъемлемой чертой русского крестьянина. Наряду с утилитарной, предметы народного декоративно- прикладного творчества выполняют эстетическую, обрядовую, воспитательную функции. Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки для изготовления предметов быта. Сегодня мы познакомимся с одним из таких промыслов, который до сих пор распространен на территории России. Это – заготовка лыка. . Выступление родителей и детей. ( Материал о заготовке лыка, файлы 4- 10) Приложение 2 Демонстрация лыка, лаптей. Слово воспитателя. А еще на Руси из лыка делали и до сих пор делают игрушки. Народная кукл а- национальный символ России. Разные материалы используют для изготовления игрушек – глину, дерево, мочало. Это и матрешки, и свистульки, это и тряпичные куклы. А мы сегодня из лыка изготовим куклу из лыка. Это не просто кукла, это обрядовая кукла- десятиручка. С 14 октября до конца ноября – до начала рождественского поста играли на Руси свадьбы. Невесте дарилась кукла – десятиручка, чтобы молодая жена – хозяйка успевала все, и чтобы работа у нее «кипела» и все получалось на славу. Кукла – десятиручка делалась из лыка( демонстрация кукол из лыка, файл11, 12) Давайте перед началом работы повторим правила техники безопасности при использовании колющих и режущих предметов: - иголка после использования ее в работе находится в игольнице; - ножницы после использования их в работе должны лежать концами вместе. Пусть поговорки о терпеливом отношении к выполнению работы помогут вам сегодня достигнуть высокого качества. Практическая работа Приложение 3 Приготовленный пучок лыка перевязываем посередине Вывернем пучок так, чтобы нитка оказалась внутри. Оформляем голову куклы. В пучок лыка с оформленной головкой в верхнюю часть просовываем рук и( пучки лыка, сплетенный косичкой) Пучок льна оформляем на головке в виде двух косичек и пришиваем через центр головы. Заплетаем косы, крепим нитью с двух сторон Одеваем кукле передник и пояс. Кукла готова. Все сегодня потрудились на славу. Какие великолепные куклы у нас получились. Спасибо за предоставленный в результате поисковой работы материал родителям и детям. Надеюсь, что мастер классы по ознакомлению с традиционными народными промыслами станут доброй традицией нашего дружного коллектива. Кроме куклы всем участникам на память вручаются пословицы и поговорки. Приложение 1 Пословицы и поговорки о ремеслах. Больше мастерства нет драгоценности. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит. С ремеслами кусок хлеба добудешь. Что не ремесло, то промысел. Не без ума, так и не без промысла. Только воровство не промысел. Голосом спляшет, а ногами споет. Дал Бог руки, а веревки сам вей. Человек создан для труда. Спозаранку трудиться – душу радовать. Живой не без промысла. Птица красна перьями, а человек уменьями. Не учи безделью, а учи рукаделью. Мастерство везде в почете. Ремеслу везде почет. Поговорки о терпеливом отношении к выполнению работы. Терпение и труд все перетрут. Только опыт создает настоящего мастера. Умный в трудном деле не спешит. Не испортив дела, мастером не станешь. Человек хорошо делает то, что любит. Дело мастера боится. И маленькое дело делай как большое. За один раз дерева не срубишь. Счастье в воздухе не вьется, оно трудом дается. Хорошему мастеру любой материал хорош. При большой поспешности в работе будут погрешности. Без меры лаптя не сплетешь. Быстро сделанная работа хорошей не бывает. Во всяком деле надо трижды подумать. Все трудно лишь сначала. В иных руках и горсть пыли в золото превращается. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Всякая работа мастера хвалит. Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно. Приложение 2 Заготовка и использование липового лыка Назначение: банные мочалки, верёвки, половые тряпки, кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки Время проведения: летом до конца июля Традиционно занимались: женщины Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка на рубеже XIX – XX вв. Для понимания того, что же такое липовое лыко, надо коротко рассказать о строении древесного ствола. Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь – живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола – слои древесины, наружу – клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли( заготавливали) и ивовое, и ильмовое( вязовое) , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой – коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои – желтоватые и более прочные- шли на витьё верёвок; самые верхние – коричневатые, грубые слои лыка – использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась – семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная( ветхая) , то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы( и даже стены и потолок избы – по праздникам) стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками( вениками без листьев, «голыми») . Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме( Уйма- новгородское название архипелага Кижских шхер) и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой( 1935 – 2006) , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой( Рябининой) ( 1881- 1957) вдвоём ездили на лодке- кижанке именно в липняк на остров Долгий – «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. «Ездили под парусом, на весь день, в середине лета. Ждали когда поветерь будет( боковой ветер) , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху»- из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу( а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева) ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину( 1 пядь – 4 вершка- 17, 78 см) . Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем( струг с узким лезвием и двумя ручками) или топором срезали её верхний слой( «наросты») , иначе при сворачивании коры в « кочомки »( мотки) она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко»- на комле( толстом конце ствола) надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой – из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин – погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в « кочомки »( мотки) – скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды – в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое – короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности – крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко- размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью – не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах( устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. ) вдоль скодни( деревянных мостков для причаливания лодки) . Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки – то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись»- никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили – «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё- таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей( сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. ) и для повседневного пользования( для увязывания возов, для оснащения лодок, для строительных работ, для конской упряжи и пр. ) нередко вились из липового лыка. Лён выращивали, как правило, только для выработки « точива »( ткани) и ниток для вязания сетей, льнища( участки льна) были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов – грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но « тятивы »( верхняя и нижняя верёвки) сетей всё равно, как правило, были лычаными. Способ витья верёвок- как из лыка, так и из всех других материалов- был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много – от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что « виковичныя » эти липняки – на острове Долгом и в губе Вожмариха- цветут- растут и поныне. Крестьяне- пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне- хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало – прекрасный природный материал. Лапти, да лапти, да лапти мои, Эх, лапти, да лапти, да лапти мои. Эх, лапти мои, лапти липовые, Вы не бойтесь, ходитё, Тятька новые сплетё!   Ла́пти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но тем не менее бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930- х, сплетённая из древесного лыка( липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Первое упоминание о лаптях встречается в" Повести временных лет" ( Х II век) . Когда киевский князь Владимир- Красное Солнышко одержал победу над болгарами( 985 год) , его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников( пленников) , сказал князю: " Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников" . Лапти на Руси еще называли" лыченицы" , " лычаки" , " лычные сапоги" - потому, что плели их, как правило, из лыка- липовой коры. Причем считалось, что кору заготавливать могли только мужчины и в определенное время- весной, пока не распустятся листья. Плели лапти на колодке, пользуясь железным( или костяным) крючком. Считалось, что за сутки хороший мастер мог наплести до пяти пар лаптей. Самым трудным в этом деле всегда считалось выплести ровно пятку. В народе есть легенда, что царь Петр Первый, который все хотел научиться делать, пробовал и плести лапти. Историк Максимов писал: " Когда Петр начал плести запятник лаптя, плюнул и бросил" . Сейчас этот недоделанный лапоть хранится в музее в Санкт- Петербурге. Самыми красивыми считались вязовые лапти( из лыка вяза) . Их выдерживали в горячей воде- тогда они розовели и становились твердыми. В праздники деревенские девушки надевали писаные лапти: передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка. В конце прошлого века пара лаптей( подбитая паклей или лыком) стоила не дороже трех копеек. Для сравнения: пара сапог- до пяти рублей. Правда, и снашивались лапти намного быстрее сапог: в страду( весна- лето- осень) за четыре дня, зимой- дней за десять. " В дорогу идти- пять пар лаптей плести" , - говаривали в народе. Изготовление: Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после потери коры, пригодной для плетения,   дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого- либо или у чего- либо полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого- либо или чего- либо». Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1, 5- 2 дюйма. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.   Делали кочедыки из костей( из рёбер животных) или из металла. Учёными найдены кочедыки, изготовленные ещё. . . в каменном веке. Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по- видимому, носили лапти в прямую клетку. Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через « говенник » — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, с обеих сторон( также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма( образовать" голову" лаптя) , то подошва огибается через говенник( теперь уже с передней стороны лаптя) , а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Использование:   Лапти носились с портянками( онучами) . От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок— ко жаных « поворозов » или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. В русском фольклоре и культуре: Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только состоятельные сословия, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а также бескультурье и отсталость. На Руси лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке: - «лапоть»- обозначает простака, необразованного человека; - «лапотный» в том же значении; - «Чай, не лаптем щи хлебаем» означает «мы учёны, не надо нас воспитывать». Загадка: «Весь в крестах, а почёту нет»( лапоть) . Поговорки: «Хозяйство вести- не лапти плести» «Без уменья и лаптя не сплетешь» «Не лаптем щи хлебать» — быть не хуже других в каком- либо отношении. * * *   Про лапти есть и сказки. Например, русская народная сказка – «ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ». В настоящее время лапоть – это часть истории. Сейчас лапти используются как сувениры, для украшения интерьера.   Приложение 3.

Оставить комментарий: