Развитие фонематического слуха
Документы для скачивания
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематич е ское восприятие своего малыша? Ответы на эти вопрос ы вы узнаете, прочитав ст а тью. Умение сосредоточиться на звуке- очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что" слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физич е ский, он позволяет нам слышать звуки окружающего мира журчание воды, шелест л и стьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, и т. д. Второй слух – музыкальный. Это то н кий слух, позволяющий человеку наслаждат ь ся прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замеч а тельный музыкальный слух и плохой речевой и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонем а тический. Под фонематическим слухом( основным компонентом восприятия речи) понимается способность чел о века слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Родители часто жалуются- у моего ребенка" каша во рту" , он пропускает или з а меняет звуки и слоги в словах- виновником подобных нарушений может быть неразв и тый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является з а логом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов( даже не о б ладая возможностью выгов о рить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова" кар- ти- на" - " ти- ти- та" ) , основой легкости овладения грамматическим строем язы ка, успешного освоения письма и чт е ния. Возрастные нормы развития фонематического слуха: Первый год жизни- уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточ е ние на резкие звуки, а в два мес я ца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать зв у кам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает час то у потребимые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родн о го языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно прои з несенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролир у ет. Самое важное достижение третьего года жизни- возможность ребенка самосто я тельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет о в ладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится б о лее дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что сл у жит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ- умение определять последовател ь ность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, реб е нок см о жет успешно освоить чтение и письмо. Некоторые советы на определение развития фонематического слуха В первую очередь необходимо проверить физиологический слух детей: - Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии. - Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же. При проверке слуха взрослый поворачивает р е бенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ. - Психологический тест" Изображение человека”. Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым воспр и ятием. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического во с приятия. Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе м а лыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического во с приятия с этого уровня. Первый уровен ь- узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 1. Игра" угадай, что звучало" . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, ш е лест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку з а крыть глаза и отгадать- что это звучало? 2. Игра" Шумящие мешочки" . Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробо ч ки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 3. Игра" Волшебная палочка" . Взяв карандаш или палку любого назначения, пост у чите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка з а ставит звучать вазу, стол, стену, миску. . . Потом усложните задание- ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 4. Игра" Жмурки" . Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 5. Игра" Похлопаем" . Ребенок повторяет ритмический р и сунок хлопков. Например- два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш п о вт о ря ет ритм с закрытыми глазами. Второй уровень- различение звуков речи по тембру, силе и высоте 1. Игра" Узнай свой голос" . Запишите на кассету голоса близких людей и голос с а мого ребенка. Попросите его угадать- кто говорит. 2. Игра" Громко- тихо" . Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные де й ствия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры- " далеко- близко" . Вы говорите слово громко, ребенок отвечает- близко. Говорите сл о во тихо, ребенок отвечает- далеко. 3. Игра" Три медведя" . Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант- ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя в ы соту голоса. Третий уровень- разли чение сходных по звучанию слов 1. Игра" Слушай и выбирай" . Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами( ком, сом, лом, дом) . Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соо т ветствующую картинку. 2. Игра" Верно- неверно" . Взрослый показывает ребенку картинку и называет пре д мет, заменяя первую букву( форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) . Задача р е бенка- хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произнош е ния. Четвертый уровень- различение слогов 1. Игра" Похлопаем" . Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком прои з носит слова( па- па, ло- па- та, ба- ле- ри- на) , отхлоп ы вая слоги. Более сложный вариант- предложить ребенку самостоятельно отхлопать к о личество слогов в слове. 2. Игра" Что лишнее? " Взрослый произносит ряды слогов" па- па- па- ба- па" , " фа- фа- ва- фа- фа" . . . Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний( другой) слог. Пятый уровень- различение звуков 1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик г о ворит- зззз, ветер дует- сссс, жук жужжит- жжжж, тигр рычит- рррр. . . Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кт о( что) его издает. 2. Игра" Похлопаем" . Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в л а доши, когда слышит заданную фонему. Шестой уровень- осво ение навыков анализа и синтеза 1. Игра" Сколько звуков" . Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 2. Игра" Похлопаем" . Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хло п нуть, когда услышит слово, начинающееся с з а данного звука. Более сложный вариант- заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 3. Игра" Отгадай слово" . Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком- нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук" л" ( . мпа, мы. о, . ук, ку. ак) . 4. Игра « Подумай, не торопись». Предложите детям несколько заданий на сообр а зительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни н а звание птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. ( Воробей, грач. . . ) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний- а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на " А" ; что начитается на " С" , в середине слова звук " Т" и т. д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстр а ции. 5. Исправь Незнайкины ошибки. Н езнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. Ко с а прыгнула через забор. Ко л ова даёт вкусное молоко. Р ошадь жуёт сочную траву. Ко ч ка ловит мышку. Соба х а сторожит дом. 6. Паучок. На невидимой тропинке О й, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок С вой развесил гамачок. И позвал наш паучок В сех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки- красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять. Проверим, как вы можете делить слова на слоги. Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний? . . Жук, сколько слогов( один) , какой слог первый, какой последний? Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели ( КИ) ? Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникн о вение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематич е ского слуха будет первым шагом на пути его преодоления.