Музыкальное занятие посвящённое 175 – летию П.И.Чайковского
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кулаковский детский сад «Ручеёк»
Музыкальный руководитель: Прокопенко Ангарида Степановна
Музыкальное занятие посвящённое 175 – летию П.И.Чайковского
Цель:
Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающим родную русскую природу и русского человека, познакомить с историей создания муз. произведений. Развивать у детей образное мышление; умение оценивать прослушанное муз. произведение, высказывать свои суждения о них.
Материал:
Портрет П.И.Чайковского. искусственные цветы, диск с муз. произведениями П.И.Чайковского.
Ход занятия:
Звучит муз.произведения П.И.Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети с исскуственными цветами вбегают в зал, выполняют произвоьный танец, затем останавливаются.
М.р.: читает стихотворение )
Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на сонной речке
Недвижен лёд-
Раз пришел разведчик,
И весна придет. (П.Воронько)
Далее дети слушают пьесу П.И. Чайковского «Подснежник»
Затем воспитатель собирает цветы, дети садятся на стул.
М.р.: Ребята, скажите пожалуйста вам понравились произведения , которые мы прослушали.
Дети: (ответы)
М.р. : Скажите. А какой характер муз. произведения?
Дети (ответы)
М.р.: Ребята, а вы знаете, кто написал эти произведения?
(достаёт и показывает портрет П.И.Чайковского)
Это замечательный русский композитор П.И.Чайковский. В этом году ему 175 лет со дня рождения.
Родился в 1840 году в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было весело и интересно. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда и как складывается из них мелодия. Мелодии, звучавшие в нём, порой мешали ему, и он не знал куда от них деться. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Кода в неё вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним , и он ответил, указывая на голову: « Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!» Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю. Чтобы стать композитором он закончил консерваторию в Петербурге.
Композитор любил путешествовать. Побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. За большой вклад в развитие русского музыкального искусства Московской консерватории присвоено имя великого композитора. Он изображен сидящим, а рука застыла в воздухе Вокруг памятника посажены берёзки. Потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла»
Я предлагаю всем вместе исполнить хороводную песню.
(Дети вместе с воспитателем и муз. рук. водят хоровод.)
М.р.: П.И.Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. Когда будет звучать музыка, вы услышите весёлые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями. Скажите пожалуйста. Мальчики вы любите играть с солдатиками ? ( Ответы)
Солдатиками любили играть во все времена (М.р. включает пьесу о деревянных солдатиках .
М.р.: Как вы думаете, что делают солдатики?
Дети:
М.р.: Правильно. Как можно назвать эту пьесу?
Дети:
М.р.: Конечно. Эта пьеса называется Марш деревянных солдатиков»
Одна из любимых детских игр - это игра в лошадки Давайте поиграем в лошадки под музыку П.И. Чайковского «Игра в лошадки» (Дети играют)
М.р.: Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В том числе и сказки про Бабу Ягу. Постараемся вспомнить, где живёт Баба Яга .?
Дети:
М.Р.: да, она живёт в лесу. В избушке на курьих ножка . Летает на метле ив ступе.( звучит пьеса «Баба Яга»
М.р.: Ребята, какая в пьесе Баба Яга. Покажите мне её движениями (Дети выполняют творческое задание и выбирают самый удавшийся образ).
М.р.: Вот и подошло к концу наше знакомство с муз произведениями П.И. Чайковского. я предлагаю вам сейчас, когда вы придёте в групп, взять листы бумаги карандаши, краски и нарисовать ту музыку, которая вам сегодня понравилась.
Занятие приготовила и провела муз. руководитель А.С. Прокопенко