Конспект НОД с детьми старшей группы с ФФНР.
Документы для скачивания
Конспект коррекционного занятия в старшей группе. ( ФФНР) Тема: [ Звуки С и Сь] Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука. обучать ребёнка навыкам звукового анализ а. Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка; учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков. Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков, су джок шары для массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук. Ход занятия: 1 Организационный момент: Дети, подумайте, какой звук мы сегодня будем учить? Послушайте внимательно: « Распластай язык по шире, Кончик – к нижним зубкам ближе! По середине языка Струйку воздуха пускай. Улыбнись и посвисти, - Ссс, ссс, ссс – произнеси! » Дети: звук «с». Правильно. При произнесении звука « С» губы в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по сре дней части языка желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не р аботает. Посмотрите в зеркала. Д авайте выполним гимнастику для языка. ( Проводится биоэнергопластика) . Дети выполняют упражнения. «Цветок» «Вырос высокий цветок на поляне( показываем цветок, язык вверх) , Утро м весенним раскрыл лепестки( рас крываем лепестки у цветка, открываем рот) Всем лепесткам красоту и питанье( шевелим пальцами и открываем и закрываем рот) Д ружно дают под землёй корешки( поварачиваем ладошки тыльной стороной друг к другу, язык вниз) Расскажите, дети, что вы знаете про звук «с»? Рома: Звук С – согласный, глухой, потому что голосок спит. Правильно. А как это можно проверить? Саша: » Приложить ладонь к горлу и произнеси «С- С- С», горлы шко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет ». 2. Основная часть. А) Игра «Ловушки». Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С, то должны его поймать в ладошки. С Э С И С У С О М С Э С А К С Б) Игра «Ушки на макушке». Произношу слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги( каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги) . Дети, Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С. АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО А теперь п осчитайте закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ! В) Игра «Подбор слов на заданный звук». Вспомните 3- 5 предметов, названия которых начинаются на звук С. Дети придумывают слова на звук «С». Бросаю мяч ребенку, а он обратно кидает его мне при этом называет слова на звук «с». Г) Упражнение «Где спрятался звук? » Предлагаю детям картинки. - Послушай те внимательно слова и скажи те, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Положите картинку к той схеме, к которой она подходит. Салют костёр сахар сом мост нос свекла маска след усы лес Аня: Я взяла картинку – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме( так дальше разбираются все слова с другими детьми) . 3. Физ культ минутка. Массаж Су джок шарами Я мячом круги катаю, Взад- вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. ( Движения выполнять по тексту) 4. Упражнение « Камень- Вата» У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите звук С – покажи те сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай те внимательно слова: Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп Дети выполняют упражнения. 5. Упражнение «Читай- ка». У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук А – большой красный круг, мы с вами говорили, что когда мы произносим звук А- рот широко раскрываем звук У – маленький красный круг( губы трубочкой) звук И – красный прямоугольник( губы в улыбке) звук О – красный овал( губы бубликом) звук Э – красный полукруг, ( рот приоткрыт) Звук С – синий прямоуг ольник а звук Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй те прочитать эти символы. Дети читают слоги: си, ус, сэ, са, со. 6 Упражнение: « Раздели слово на слоги». Дети, а сейчас мы будем делить с вами слова на с логи. П осчитай те сколько слогов в слове сова? П оложите столько полосочек на столе сколько слогов в слове. ( картинки выставляю на магнитной доске, а дети выполняют задания у себя на столе) Проверяем каждое слово сито слон сено светофор такси 7. Итог занятия. - Ребята! Мы с вами хорошо занимались? Кому, какое задание понравилось? А какое задание было трудным?