План -программа по декоративно-прикладному искусству
Документы для скачивания
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Методическая разработка ПЛАН- ПРОГРАММА ПО НАРОДНО- ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ для детей 5- 6 летнего возраста Составила воспитатель Ишеева Л. В. Срок реализации программы 1 год Постановка проблемы. Развитие творческого потенциала, способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития- одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством- результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В настоящее время нам предлагают большое количество программ воспитания и обучения дошкольников, но вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Общеизвестно, что дошкольный возраст самое удачное время для развития детского творчества. Опыт работы в качестве воспитателя по ИЗО и проведенное исследование с детьми 5- 6 летнего возраста показывает, что развитие творческих способностей дошкольников наиболее ярко происходит в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно – прикладному искусству. Русский и, конечно, мордовский промысел имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции. Такого уникального множества видов народного искусства, какими располагает наша Россия, нет ни в одной стране мира. И поэтому, чтобы не были потеряны исторические корни наших промыслов, необходимо с дошкольного возраста развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы, уважение к заветам традиций. Стремление показать ребенку, что уникальность русской и мордовской культур можно познать и почувствовать через диалог культур, побудило создать план- программу работы изостудии «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства. Реализация проблемы. Приобщение детей к декоративно – прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной предметами народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно – прикладным искусством на занятиях, в процессе дидактических игр, совместной деятельности, в процессе работы изостудии по изобразительной деятельности. Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 5 – 6 лет. Занятие, как основной метод обучения, проводится 2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам, в течение 25- 30 минут. Игра – основной вид детской деятельности, поэтому использование дидактических игр, важная необходимость при обучении декоративно – прикладному искусству. Она используется при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Цель программы. Описание новых подходов к методике построения занятий. Все занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, сходства способов изображения или одного и того же вида народно- прикладного искусства. В циклах достаточное количество занятий для успешного овладения элементами росписи и эти циклы являются одновременно законченными и целостными. Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с народно – изобразительным искусством, дидактические игры и упражнения. Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с предметами народно – прикладного искусства и обучаются способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Дети выбирают свой вариант изображения, вносят свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер. Преимущество данной методики в том, что дети, изображая разные элементы одной и той же декоративной росписи на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством является НОД. Вначале дети знакомятся с видом искусства – рассматривают предметы, отмечают их особенности. На первом этапе обучения дается понятие о конкретных предметах данного промысла, в доступной форме рассказывается об истории возникновения промысла, об особенностях изделий, специфики цвета и формы. На последующих НОД и в совместной деятельности дети знакомятся с основными элементами росписи: цветовой гаммой, формой, композицией. Следующий шаг обучения – освоение элементов узора данного промысла, композиционного их расположения. Особое место занимают дидактические игры, которые способствуют развитию творческого воображения, подбору цветовых сочетаний в рисунке, ощущению связи с миром цвета и соответствующих чувств. Игры: «Цвет глазами художника», «Дружба красок», способствуют установлению хорошего настроения и детей и контакта с ними. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, обеспечивающая развитие ребенка. Условно они делятся на три группы, которые: Помогают различать виды декоративно – прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, цветовой гаммы, элементов росписи: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора». Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора: «Узнай элемент узора», «Домино», «Найди пару», з накомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии: «Разрезные картинки», «Составь узор». Игры первой группы направлены на развитие общего эстетического восприятия. Вторая группа помогает сосредотачивать внимание детей на отдельных элементах узора, выделять их из общего орнамента, отмечать варианты одного и того же узора на разных изделиях( например, хохломские трилистники отличаются друг от друга формой листочка, прожилками; Городецкие розаны выполняются в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков и отличаются по форме и оживками) . Третья группа дидактических игр представляет собой игры с построением композиционных узоров, приобщает детей к определенным стилям изобразительного искусства – Городецкую роспись с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, мордовскую с росписью в центре 8 конечной звезды, гжельскую с розой по середине, дымковскую с вертикальными и горизонтальными линиями. Применение дидактических игр на занятиях и вне их, дают положительные результаты. Они повышают интерес дошкольников к декоративному рисованию, появляется индивидуальная выразительность рисунка, которые становятся многоцветными, яркими, живыми, появляется видение красоты гармонии красок. В работе по развитию творческих способностей детей через овладение навыками декоративно – прикладного искусства должно уделяться внимание свободно самостоятельной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, отвечающую его способностям и интересам. Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Она стоится по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Закрепление или повторение пройденного материала Работа с одаренными детьми Работа с одаренными детьми может происходить в кружке по изобразительной деятельности или изостудии. При осуществлении данной работы обучение можно сделать проблемным, т. е. поставить перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов. Реализация социального заказа родителей обусловленного приобщением к народной культуре. Программа предполагает воспитание свободной, творчески мыслящей личности, носительницы этнической культуры и одновременно способной усваивать традиции, культуру других наций. В программе делается акцент на приобщение ребенка к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Предполагаемый результат Программа по декоративному рисованию ставит своей целью достичь следующих результатов. 1) Развить творчество ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным искусством. Приобщать к национальной культуре, воспитать чувство патриотизма. Методические рекомендации к программе работы изостудии Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусству. Пояснительная записка п о созданию учебно – методического материала по разным направлениям декоративно – прикладного искусства. В программе по декоративному рисованию использованы материалы: программа Швайко Г. С. по изобразительной деятельности, программа и методические рекомендации «Мы в Мордовии живем», а так же опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучению их декоративному рисованию, проводимые в течение 3- лет. Разработка, внедрение, апробация. Программа по декоративному рисованию разрабатывалась и апробировалась в течение 3- х лет. Она содержит следующие циклы: «Промыслы мордовского края» «Городецкие цветы» «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель» «Волшебная Дымка». Система НОД по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, состоит из 3 этапов: Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора; Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композицией; Творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Разработанный цикл НОД помогает более полно реализовать данный учебно – методический материал. 1. НОД ИЗ ЦИКЛА «ПРОМЫСЛЫ МОРДОВСКОГО КРАЯ» «Роспись сарафанов мордовским узором», «Украсим варежку». 2. НОД ИЗ ЦИКЛА «ГОРОДЕЦКИЕ ЦВЕТЫ» «Узор для стола старика – лесовика», «Изба для зайчика». 3. НОД ИЗ ЦИКЛА «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» «Ложка для Жихарки», «День рождения Ушастика», «Роспись шарфов для козлят», «Украсим теремок для зверей», «Золотой ключик для Буратино». 4. НОД ИЗ ЦИКЛА «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ» «Сказочная Гжель», «Разрисуем посуду». ЦИКЛ ПРОМЫСЛЫ МОРДОВСКОГО КРАЯ. В цикл входят занятия по декоративному рисованию, и занятия по лепке мордовской игрушки. ЗАДАЧИ: знакомить детей с историей, традициями родной культуры, памятниками архитектуры, святынями и памятными местами края, воспитывать уважение, гордость за историческое прошлое родного края. ФОРМЫ РАБОТЫ. Посещение краеведческого музея: Знакомство с традиционным укладом жизни мордовского народа, изучение внешнего и внутреннего убранства мордовского жилища на примере «мордовской избы»; знакомство с обитателями государственного заповедника им. Смидовича в отделе «Животные мордовского края» Рисование герба г. Темникова, памятника архитектуры Санаксарского монастыря, крейсера «Ушаков», декоративное оформление предметов быта и утвари, национальной одежды, лепка животных, обитателей заповедника. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. О результативности плана – программы можно судить по контрольным «срезам». Детям экспериментальной и контрольной групп была предложена для рассматривания и рисования шкатулка, украшенная Городецкой росписью. Дети контрольной группы отвечали: «На шкатулке красивые цветы красного, синего цвета, зеленые листья», и рисовали отдельные элементы росписи. В экспериментальной группе дети заметили не только присутствие цветов, листьев, но и то, какими оттенками цвета они изображены, какими «оживками» украшены, как по – разному смотрят глазки бутонов, . То есть дети этой группы заметили не только общие украшения шкатулки, но и отдельные тонкости декоративного рисования. Программа предусматривает тесты по декоративному рисованию, которые показывают результат работы по развитию творческих способностей. ПРОМЫСЛЫ МОРДОВСКОГО КРАЯ Задачи: Продолжать развивать устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Учить детей самостоятельно передавать характерные особенности мордовской вышивки в рисунках. Знакомить с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Учить детей эмоционально откликаться на художественные образы. Развивать умение составлять узоры на силуэтах, изображающих предметы быта, одежду. Учить оформлению силуэтов кукол в национальных костюмах. Формировать интерес к лепке фигурок по мотивам мордовских игрушек. Учить лепить из целого куска глины( пластилина) более сложную форму. Познакомить с техникой изготовления игрушки- свистульки. Учить лепить скульптурные группы из двух- трех фигур, сохраняя пропорциональные соотношения по величине и характеру образу. № п/ п Тема НОД Время проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 РИСОВАНИЕ Знакомство с мордовским декоративно – прикладным искусством. Визитная карточка города. Рисование герба г. Темникова. Украшение передника. Дидактическая игра «Узнай элементы узора». Украшение закладки для книг. Дидактическая игра « Составь узор» Украшение варежки. Дидактическая игра «Домино». Украшение мордовского головного убора. Украшение мордовского панара. Кукла в национальном костюме. Знакомство с родным краем. Рисование Санаксарского монастыря. ЛЕПКА Птичка свистулька Петушок с семьей Медведь с гармонью Баран. Конь Лось Всадник на лошади Военный Мордовка. Барыня октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА ЗАДАЧИ: Знакомить с русским- народно декоративно- прикладным искусством. Дать детям обобщенное представления о декоративно- прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с изделиями прикладного искусства: Хохломы, Городца, Гжели. Учить украшать изделие по мотивам хохломской росписи: Знать и изображать элементы росписи: изогнутые тонкие ветки, «травку», «завитки», листья, ягоды, цветы; Строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Использовать цветосочетание, характерные для хохломских узоров, подбирать цвета в зависимости от фона изделия. 4. Учить выполнять узор в определенной последовательности: плавно изогнутая ветка, равномерно расположенные крупные элементы. 5. Помочь овладеть способом рисования- концом кис ти: веточек, травки, завитков № п/ п Тема НОД Время проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство с искусством Хохломы. Рассматривание изделий хохломских мастеров. Дидактическая игра «Что изменилось? » Рисование « Хохломской узор на миске». Рисование «Узор на бочонке или вазе» Рисование «Ложка для Жихарки». Дидактическая игра «Домино» Рисование «Золотой ключик с хохломским узором» Рисование «Хохломские ковши- птицы». Дидактическая игра « Узнай элементы узора» Дидактическая игра « Разрезные картинки» Рисование «Украсим теремок для зверей» Рисование «День рождения Ушастика»( расписывание посуды для зверей) Октябрь Ноябрь ВОЛШЕБНАЯ ДЫМКА ЗАДАЧИ: Сформировать у детей представления о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек. Продолжить знакомство с одним из видов народно прикладного- искусства дымковскими игрушками, с характерными особенностями дымковской росписи, ее элементами и их сочетанием, композицией и цветосочетанием. Формировать представление о том, как дымковские мастера творчески преображают реальные образы в декоративно- сказочные. Помочь освоить более сложные композиции узоров. Учить использовать при лепки дымковских игрушек разные способы: инструктивный, конструктивный, ленточный, скульптурный. Учить детей использовать знания и умения, полученные на занятиях, для изготовления полуобъемных( на пластине, дощечке) персонажей. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности. Учить группировать цвета: яркие, темные, светлые, использовать полученные знания при рисовании этих узоров. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных признаках росписи на разных по содержанию дымковских изделиях. № п/ п Тема НОД Время проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Знакомство с искусством Дымки. Народная игрушка. Рисование «Дымковский конь». Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Дидактическая игра « Домино». Рисование: «Козлик и баран». Дидактическая игра «Составь узор». Рассматривание дымковских кукол. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле». Дидактическая игра «Разрезные картинки». Рисование «Дымковская кукла». Лепка « Дымковский индюк». Лепка «Дымковские животные». Рисование «Расписные птицы». Лепка «Барыня, няня, водоноска». Рисование «Барыни- франтихи». Декабрь Январь ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ Задачи: Познакомить детей с новым видом народно- прикладного искусства – Городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями Городецкого узора( элементы, композиция, цветосочетания) . 1. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев. 2. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям. 3. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для Городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета. 4. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования. 5. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам Городецкой росписи. № п/ п Тема НОД Время проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Знакомство с искусством Городецкой росписи. Рассматривание предметов и изделий. Дидактическая игра «Найди лишнее». Рисование «Узор на полосе из бутонов и листьев». Рисование «Кружка украшенная цветочной гирляндой» Рисование «Узор для шкатулки». Дидактическая игра «Составь узор». Рисование «Кухонная доска для Федоры». Рисование «Городецкий конь- качалка». Дидактическая игра « Узнай элементы узора». Рисование «Избушка для зайчика». Рисование «Узор для стола Старика – лесовика». Украсим кукольную мебель Городецким узором – коллективное рисование. Рисование сказочной птицы. Февраль март СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ Задачи: Познакомить детей с новым видом народно- прикладного искусства – Гжель. Освоить простые элементы росписи( прямые линии различной толщины, «капелька», «сеточка», «мазок») . Рассмотреть различные цветы в гжельской росписи, упражнять в выполнении мазка и составлении цветка «гжельская роза». Составить свой узор и украсить им посуду, используя как образец варианты гжельской росписи. На основе своей фантазии украсить одежду любимых героев, дворцы для сказочных героев, природу в стиле гжельской росписи. № п/ п Тема НОД Время проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство детей с традиционным русским промыслом – «гжельская керамика». Дидактическая игра «Элементы узора». Рисование бордюров. Помоги восстановить сказочный замок для принцессы( освоение техники «мазок с тенями») . Дорисуй праздничное блюдо для Матрешки( освоение растительного орнамента «сеточка») . Укрась луч цветами( освоение растительного орнамента «капелька») . Укрась чашку для Золушки гжельской розой( освоение техники «мазок») . Дидактическая игра « Составь узор» Рисование «Сказочная Гжель», ( украшение чайника для Федоры. Дидактическая игра « Разрезные картинки». «Моя любимая сказка»( создание декоративной композиции в стиле гжельской росписи. Дидактическая игра « Домино». Коллективная работа детей. Лепка героев придуманной детьми сказки «Гжельская деревня». апрель Май ТЕСТЫ по декоративному рисованию. Составила воспитатель Ишеева Л. В. 1. Изображена ваза, украшенная хохломской росписью золотым, зеленым, черным, красным, синим цветом. Назвать лишний цвет и объяснить, почему. 3 балла – ребенок правильно назвал лишний цвет- синий и объяснил, почему. 2 балла – ребенок правильно назвал, но не объяснил, почему. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 2. Расположи правильно данные элементы мордовского орнамента на полотенце. 3 балла – узор у ребенка получился симметричным, кайма полотенца украшена с двух сторон. 2 балла – ребенок симметрично расположил элементы и заполнил середину, но был нарушен принцип украшения полотенца. 1 балл – ребенок хаотично выложил элементы. 3. Найди два одинаковых цветка в городецкой росписи 3 балла – ребенок правильно заметил два одинаковых цветка. 2 балла – ребенок не сразу показал два одинаковых цветка 1 балл – ребенок не заметил два одинаковых цветка. 4. На гжельской росписи нарисован розовый розан, взятый из городецкой росписи. Найди ошибку. 3 балла – ребенок правильно назвал, что в гжельской росписи- роза голубого цвета. 2 балла – ребенок долго думал, показал правильно, но не объяснил почему. 1 балл – ребенок ответил неправильно. 5. На 8 картинках показать элементы только хохломской росписи. 3 балла – ребенок правильно показал элементы хохломской росписи 2 балла – ребенок допустил одну ошибку. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 6. Ложка разрисована мордовским орнаментом и хохломской росписью. Какой узор больше подходит для ложки. 3 балла – ребенок правильно назвал хохломскую роспись. 2 балла – ребенок правильно назвал, но не объяснил почему. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 7. Вырезанные элементы гжельской росписи положить в соответствии с рисунком на больших картах. 3 балла – ребенок правильно показал. 2 балла – ребенок допустил одну ошибку. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 8. Даны 12 картинок с разными росписями. Назвать элементы росписи в каждой из них 3 балла– ребенок правильно показал. 2 балла – ребенок допустил две ошибки. 1 балл – ребенок допустил более 3- х ошибок. 9. Фартук украшен мордовским орнаментом красного, черного, желтого, зеленого цвета. Все ли цвета соответствуют мордовскому орнаменту. 3 балла – ребенок правильно назвал цвета. 2 балла – ребенок показал правильно с помощью взрослого. 1 балл – ребенок назвал один цвет. 10. Даны вырезанные элементы дымковской, городецкой, хохломской росписи Укрась платье дымковской росписью. 3 балла – ребенок использовал элементы дымковской росписи. 2 балла – ребенок добавил два элемента другой росписи. 1 балл – ребенок допустил более 3- х ошибок 11. Даны четыре изображения городецкой росписи и одно изображение мордовского орнамента. Найди лишнее. 3 балла – ребенок правильно показал. 2 балла – ребенок показал правильно с помощью взрослого. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 12. Откуда эта птица? Декоративное изображение птиц. Определить и назвать, в каком стиле народно – декоративной росписи изображена каждая птица. ( Хохломская, Гжельская, Городецкая) 3 балла – ребенок правильно назвал 2 балла – ребенок допустил 1 ошибку 1 балл – ребенок не справился с заданием. 13. Вырезанные зеленые трилистники хохломской росписи и зеленые листья городецкой росписи. Показать, какой росписи они соответствуют 3 балла – ребенок назвал правильно. 2 балла – ребенок показал правильно с помощью взрослого. 1 балл – ребенок не справился с заданием. 14. Карта разделена на 9 клеток. На них элементы декоративной росписи( Хохломская, Гжельская, Городецкая, Мордовская, Дымковская) . Разложить по клеткам узоры таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи. 3 балла – ребенок разложил узоры правильно 2 балла – ребенок допустил 1 ошибку. 1 балл – ребенок не справился с заданием ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА в течение занятия по изобразительной деятельности. Для выявления оценки эмоционального состояния ребенка использовались такие методики, как наблюдение, и проективно рисуночные тесты( пиктограммы) . По результатам наблюдения выявлено, что дети проявляют эмоциональную активность, сопровождающуюся эмоционально – выразительной мимикой. У детей наблюдается отсутствие эмпатии, развивается эмоциональное предвосхищение будущим результатом, ребенок получает положительную оценку воспитателя, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего творчества. Через творчество дети получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я могу справляться с трудностями», «я получаю удовольствие от творчества». По результатам проективно рисуночного теста было выявлено, что у детей снимается эмоциональное напряжение, усиливается чувство собственной значимости, формируется умение оценивать свои достоинства, развивается умение контролировать свои действия. После проведенных диагностик общие результаты показали, что дети после посещения занятий по ИЗО эмоционально уравновешены, что свидетельствует о том, что занятия Ишеевой Л. В. помогают детям чувствовать себя психологически комфортно. Психолог МДОУ «Темниковский детский сад «Золотой петушок» И. С. Романова