a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых

Опубликовано: 2015-04-23 21:01:31

сСреди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада… ", — пишет В. И. Логинова.
В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение мы нашли в трудах В. И. Логиновой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».
В связи с этим целью нашей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.
Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:
1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т. д.) .
2. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.
3. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.
4. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.
5. Формировать первичные знания детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека и трудовой деятельности.
Работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.
2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.
3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.
5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.
6. Принцип осознанности.
При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.
Для получения положительного результата работы считаем необходимым создание следующих условий:
психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов) ;
организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей) .
При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения, методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем) ; словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы) ; практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки) ; игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры)
Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными считаем практические методы и игу, как ведущий вид деятельности дошкольников.
Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.
Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.

 

 

Оставить комментарий: