Из опыта проведения НОД в разновозрастных группах.
Документы для скачивания
Из опыта проведения НОД в разновозрастных группах Наш детский сад — малоком плектный( две группы дошкольного возраста: первая младшая и разновозрастная средне- старшая) . Расположен он в Шебекинском районе Белгородской области села Бершаково, учредителем является управление образования администрации Шебекинского района. Здание старой постройки( 1968 г) , участок большой ухоженный( силами сотрудников детского сада и родителей) . Оборудованные участки, детский огород и фруктовый сад( посажен новый) помогают нам осуществлять физическое и трудовое воспитание детей, прививать им любовь к сельскохозяйст венному труду, родному краю. Почти тридцать лет проработала я в этом дет ском саду. Наибольшие трудности всегда вызы вал у меня раздел «Обучение детей на заняти ях»( по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой) , в настоящее время наш детский сад работает по программе «Детство»( ФГОС) , где «Содержательный раздел программы» включает в себя описание образовательной деятельности( НОД) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях. Как выполнить «Содержательный раздел программы», если в группе дети от 4 до 7 лет с разным психологическими особенностями и уровнем умственного развития? Большую помощь оказали мне книги: В. Н. Аванесова «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе»; М. А. Васильева «Малокомплектный детский сад» Для более эффективного проведения занятий я разделила детей на две подгруппы: среднюю – от 4 до 5 лет( 12 детей) и старшую- от 5 до 7 лет( 7 детей) . Материал для непосредственной образовательной деятельности( НОД) сначала планировала из разных разделов программы, например средняя подгруппа –р азвитие речи, старшая- ри сование или средняя- лепка, старшая- развитие математических представле ний. Но это вызывало очень большие трудности. Дети из подгруппы, которая на данном этапе ра ботала самостоятельно, нуждалась в индивидуальной помощи, в дополнительном объяснении задания, а воспитатель был занят с другой под группой и не мог оказать эту помощь. В резуль тате занятия затягивались, прогулки сокраща лись. Тогда я решила планировать НОД иначе: брала материал из одного раздела программы, но с разными программными задачами и прие мами обучения. Например, НОД по музыке( одно) и физкультуре( два) для старшей подгруппы я перенесла во вторую половину дня, что помогло разгрузить утренние часы и повысить ка чество музыкальных и физкультурных занятий. Опыт мне подсказывал, что занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные надо начинать со всеми детьми сразу, а заканчивать раньше с младшими. Занятия же по изобрази тельной деятельности и развитию математических представлений лучше проводить последовательно, вначале в течение 4- 5 минут объяснить задание старшим( младшие заняты иг рой или находятся под присмотром няни) , а как только старшие приступят к работе, объяснить задание младшим. Такое распределение времени давало возможность осуществлять индивидуаль ную работу с одной и другой подгруппами( сле дить за ее выполнением, давать указания и ока зывать практическую помощь детям, нуждаю щимся в ней) . После того как младшие позанимались 10— 15 минут, я разрешаю им подойти к столам стар ших детей и понаблюдать за тем, что они дела ют и как. Например, дети из старшей подгруппы лепят фигуру человека, а малыши лепят по замыслу. Для старших детей планирую использование но вого материала, для младших- закрепление пройденного. Раздел «Социально- коммуникативное развитие» пла нирую из нескольких частей. Например, НОД на тему « Учимся играть и работать дружно »: в первой части дети обеих подгрупп рассматривают тематические иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя; во вто рой части проводится коммуникативное задание- тест «Разукрась варежку»( выполнение задания в паре) для закрепления полученных знаний, затем младшие уходят играть под присмотром няни, а я продолжаю занятия со старшими детьми. Занятия в смешанной группе имеют свои осо бенности и усложняют работу воспитателя. Но несмотря на эти трудности, нас радует то, что де ти растут дружными, добрыми, трудолюбивыми и приходят в школу хорошо подготовленными.