Занятие по ОБЖ "Что таит в себе огонь?"
Документы для скачивания
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что таит в себе огонь? » Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности. Задачи: Образовательные: Познакомить детей со свойствами огня. Уточнить и закрепить знания детей о назначении огня, об источниках пожара, о правилах пожарной безопасности. Развивающие: Развивать связную речь детей. Учить детей отвечать на вопросы полными и развёрнутыми предложениями. Развивать зрительную и слуховую память детей. Воспитательные: Воспитывать у детей ответственность и понимание о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Оборудование: Презентация к НОД; необходимое оборудование для опытов( железный поднос, свеча, банка, спички, бумага) ; письмо от пожарного; коробки со спичками; Предварительная работа: Показ презентации по данной теме. Беседы с детьми по теме. Чтение сказки «Кошкин дом», «Пожарные собаки» с обсуждением поступков героев. Последовательность действий 1. Организационный момент. ( Дети заходят в группу) . Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай! » С концом последней фразы дети здороваются за руку друг с другом. Сегодня у нас много гостей и мы очень им рады, правда, ребята? А давайте и с гостями мы также поздороваемся. А какие они веселые, а у вас хорошее настроение? А я вот немного волнуюсь, так же как и некоторые из вас. На этот случай у меня есть два волшебных мешочка. Один – с плохим настроение, а другой – с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы с вами спрячем в него свое плохое настроение, свое волнение. Давайте стряхнем, сбросим с себя все плохое настроение в мешочек и завяжем его крепко- крепко, чтобы там оно и осталось. А теперь откроем мешочек с хорошим настроением, пусть его содержимое заполнит всю нашу комнату! Ребятки, закройте глазки, и вы уважаемые гости закройте глазки, и почувствуйте прилив бодрости и веселья. Воспитатель: Спасибо. Садитесь на стульчики и приготовьтесь слушать меня внимательно. Посмотрите на экран. Итак, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем с вами говорить, вам необходимо отгадать загадку. Отгадаете? Дети: Да. Он красив и ярко- красен, Но он жгуч, горяч, опасен. Он даёт тепло и свет, Но с ним шутить не стоит, нет! Что это? Дети: Это огонь. Воспитатель: Правильно, это огонь. ( Слайд) . Дети читают стихотворение С. Я. Маршака «Огонь» ◄ Огонь ► Он таким бывает разным – Голубым и рыже- красным, Ярко- жёлтым и, ещё же, Олимпийским быть он может. Тот огонь, что с нами дружен, Очень всем, конечно, нужен, Но опасен, если бродит С ам собою на свободе! Очень скоро подрастёте И в огромный мир войдёте. Кто- то станет сталеваром, Кто- то станет кашеваром, И в пожарные – на смену Вы придёте непременно! . . И ещё профессий море, Где, с огнём дружа и споря, Вам придётся жить, друзья, Ведь без этого нельзя! А сейчас, шаля, от скуки, Не берите спички в руки, Зажигалки, свечи тоже, Ведь беда случиться может! И так, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, посмотрите на экран. Сегодня мы с вами поговорим об огне. На огонь можно смотреть очень долго. Он завораживает, успокаивает. Наверное, это осталось у нас от наших предков. ( Слайд) . Наши предки использовали огонь, который возник естественным путём, от удара молнии, от извержения вулкана, поэтому очень бережно относились к огню. Они считали его божеством, поклонялись ему, оберегали его, не давая огню погаснуть. Позже люди научились добывать огонь самостоятельно. С тех пор огонь служит людям. Скажите мне ребята, в каких случаях говорят, что огонь- верный помощник. Как огонь помогает людям? Дети: Предлагают свои варианты. Воспитатель: Молодцы, правильно. ( Слайд) . Но также говорят, что огонь наш злейший враг. В каких случаях огонь становится врагом? Дети: Когда дети балуются со спичками; когда поджигают траву около дома, на полях; в лесу не тушат за собой костёр. Воспитатель: Если надо дополняет ответы детей. А какую опасность таит в себе огонь? Дети: Предлагают свои варианты( может начаться пожар в квартире, в доме, в лес, м огут поги бнуть люди, животные, насекомые) . Воспитатель: Хорошо, сейчас посмотрим, прав ильно вы назвали или нет( Слайд) . Молодцы, всё правильно назвали. Давайте с вами повторим ещё раз и назовём причины пожаров, чтобы хорошенько их запомнить. Дети: Называют причины. Воспитатель: Правильно, я с вами полностью согласна. ( Слайд) . 2. Основная часть. Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон с письмом в руках и говорит: «Это группа №8? » Воспитатель: Да, это гр. № 8. Почтальон: Тогда для вас письмо. Воспитатель: Спасибо( забирает письмо и обращается к детям) Дети, на конверте написано, что это письмо пришло к нам из пожарной части. Хотите узнать, что в самом письме н а писано? Дети: ДА. Вопрос №1 Воспитатель: ( открывает письмо и читает) : Здравствуйте уважаемые дети гр. 8. Пишет вам пожарный. Мне очень хочется узнать, что вы знаете об огне, о правилах пожарной безопасности. Для этого я высылаю вам в этом письме несколько вопросов, которые я пригот овил для вас. Ответив на все мои задания, вы получите небольшой подарок. Желаю удачи. Вот такое интересное письмо пришло нам. Хотите получить подарок от пожарного? Дети: ДА. Вос питатель: Готовы отвечать на во просы? Дети: ДА. Воспитатель: Тогда слушайте первое задание( достаёт из конверта задание и зачитывает его детям) . У важаемые д ети. Вот для вас первое задание. В этом задании я предлагаю вам немножко поиграть. Слушайте правила. Вам будут задавать вопросы, а вы должны на них отвечать. Если вас спрашивают и это верно, то вы хором отвечаете: «Это я, это я, это все мори друзья» и хлопаете в ладоши. А если вас спрашивают и это не верно, то вы молчите и просто топаете ногами. Всем понятно, что нужно делать? Дети: Да, понятно. Воспитатель: Тогда начнём. Вставайте около своих стульчиков и слушайте внимательно. Признавайтесь ребятишки, кто берёт без спроса спички? Чирк беспечно и на спичке- огонёчек аленький, Смотришь- спичка невеличка, А пожар не маленький? Дети молчат и топают ногами. Воспитатель: Хорошо, слушайте дальше. Кто из вас заметив дым, закричит: «Пожар, горим! » Дети: Это я, это я, это все мои друзья! И хлопают в ладоши. Воспитатель: Слушаем дальше. Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём? Дети молча топают ногами. Воспитатель: Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички? Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Хлопают в ладоши. Воспитатель: Всё знаете! Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный ссор, А сгорел гараж знакомых и строительный забор? Дети молча топают ногами. Воспитатель: И последнее. Кто, завидев сильный дым, набирает «01»? Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Хлопают в ладоши. Воспитатель: Молодцы, слушали меня внимательно и на первый вопрос вы ответили правильно. Молодцы. Вопрос №2. Воспитатель: Пришло время следующего вопроса. Готовы? Дети: ДА. Воспитатель: Слушайте( достаёт вопрос из конверта) . Пожарный спрашивает: «Ребята, как вы считаете, у огня есть невидимое пламя? » Дети: предлагают свои варианты ответов. Воспитатель: Чтобы нам узнать правильный ответ на этот вопрос, я вам сейчас покажу один очень интересный опыт. Для него мне понадобится свеча, железный поднос, лист бумаги, спички. На металлический поднос ставлю свечу и зажигаю её. Ребята, скажите мне пожалуйста, когда я зажгла свечу, что мы увидели у свечи? Дети: Огонь, пламя свечи. Воспитатель: Правильно. Опишите мне пламя, какое оно? Дети: Яркое, красиво е, горячее( другие ответы детей) . Воспитатель: Скажите мне, а можно пламя потрогать? Дети: Нет, можно обжечься. Воспитатель: Правильно. Смотрите, что я сейчас сделаю. Беру лист бумаги и подношу его к пламени. Немного держу и даю потрогать вам. Что произошло с бумагой? Дети: Бумага нагрелась. Она стала горячей. Воспитатель: Да, лист бумаги нагрелся, так как у огня есть невидимое пламя и поэтому к огню близко не подойдёшь. ВЫВОД: У огня есть невидимое пламя. Воспитатель: Я- огонь! Я- друг ребят! Помогать я людям рад! Но когда со мной шалят, всегда помните о том, Становлюсь тогда врагом и сжигаю всё кругом! Давайте вспомним, о чём нас спрашивал пожарный во втором вопросе? Есть ли у огня невидимое пламя? Как мы ответим на этот вопрос? Дети: У огня есть невидимое пламя. Вопрос №3. Воспитатель: Правильно. Вот мы уже ответили и на второй вопрос пожарного. Итак, каким будет следующий вопрос. Посмотрим( доста ю из конверта задание и читаю) . «Ребята, к вам в группу пробрался непослушный- огонёк и подложил к вам в игрушки опасные предметы. Чтобы их отыскать, вам нужно разгадать зашифрованную фразу, которая прячется в этих таблицах, и понять о каком запрещённом предмете в этой фразе говорится. Только отгадав фразу, вы сможете найти, что подложил вам непослушный- огонёк ». Воспитатель вывешивает на доску три мнемотаблиц ы. На первой изображены спички, на второй изображены дети и на трет ь е й изображены детские игрушки, которые перечёркнуты. Дети разгадывают зашифрованную фразу при помощи наводящих вопросов воспитателя, если это нужно. Воспитатель: Молодцы, правил ьно разгадали. Здесь зашифрован о «Спички детям не игрушки! ». О каком запрещённом предмете говорит нам эта фраза? С чем детям нельзя играть? Дети: Со спичками. Воспитатель: Конечно, значит, что вы должны найти в нашей группе? Дети: Спички. Воспитатель: Ваша задача отыскать спички. Всего спрятано 4 коробка. По моей команде вы спокойно встаёте и шагом отправляетесь на поиски. Кто найдёт коробок, молча подходит ко мне и отдаёт мне его в руки. Потом садится на свой стульчик. Ребята, времени на это задание у вас не много, пока сыпется песок в песочных часах. Всем всё понятно? Дети: ДА. Воспитатель: Тогда раз, два, три поиски спичек начни! ( переворачивает песочные ч асы, а дети выполняют задание) . Заключительная часть. Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, о чём мы с вами сего дня говорили на нашем занятии? Дети: Мы сегодня говорили об огне. Воспитатель: Правильно. Скажите мне, огонь мы можем считать нашим другом? Дети: Да, можем. Воспитатель: А какую пользу приносит нам огонь? Дети: С помощью огня мы греемся, готовим на огне пищу, сжигаем мусор, огонь отпугивает диких животных. Воспитатель: Молодцы. А кто мне скажет, что вы сегодня нового узнали? О чём вы сегодня дома расскажите своим родителям? Дети: Ответы детей. Воспитатель: А чем интересным вы сегодня занимались на занятии, и что вам понравилось больше всего? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Знают взрослые, знают дети В самых дальних концах земли: Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь берегли, Ведь издревле до нашего века- Он помощник и друг человека. Поутру, чтобы все были сыты, Ставим пищу в духовки и плиты. Хлеб и булки огонь выпекает И от холода нас защищает. Дорогие дети. Всегда помните о том, что, такая, маленькая, на первый взгляд, спичка может много принести пользы. Но она так же может и много принести горя. Она может отнять у вас ваш дом, она может отнять дом у животных и насекомых, тогда когда горят леса. Никогда не играйте с опасными предметами, которые могут привести к несчастью. Запомнили? Дети читают стихотворение С. Я. Маршака «Очень- очень важные правила» Очень- очень важные правила! Ребята, помните о том, Что нельзя шутить с огнём Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен. Спички не тронь! В спичках огонь! Не играй, дружок, со спичкой, Помни, ты, она мала, Но от спички- невелички Может дом сгореть дотла. Дети: ДА. Воспитатель: Хорошо. Вы на все вопросы пожарного ответили? Дети: Да. Воспитатель: Значит, вы заработали приятный сюрприз. Пойду, посмотрю, наверное, он в раздевалке остался. ( Ухожу в раздевалку и возвращаюсь с сюрпризом, кото рый вручают детям) . Приношу детям эмблемы «Знаток пожарной безопасности». Воспитатель: Ну, молодцы, ребята, а сейчас мы с вами сделаем знак, запрещающий спичку. Проходите на свои места и присаживайтесь. Посмотрите на доску. На ней изображен знак, запрещающий спичку. Посмотрите внимательно и хорошо его запомните. На ваших столах лежат, уже подготовленн ые к работе, шаблоны этого знака. Первую часть работы вы уже выполнили. Вы сами эти шаблоны вырезали и наклеивали на них спичку. Вам осталось воспользоваться цветным песком, для того, чтобы знак был уже готов. Посмотрите внимательно, как нужно продолжить свою работу. Я беру свой шаблон, беру кисточку с клеем и наношу клей на края шаблона по частям. Я делаю рамочку из клея и посыпаю эту часть цветням песком. Так я проделываю по всему кругу шаблона. После этого надо перечеркнуть спичку цветным песком. Я провожу кисточкой с клеем, зачеркивая спичку. Эту полоску засыпаю цветным песком. Вот теперь работа закончена и запрещающий знак готов. Сейчас, ребята, эту работу будете выполнять и вы. Но сначал а, давайте немного разомнем наши пальчики и ладошки. Воспитатель вместе с детьми в ы полняет пальчиковую гимнастику. «Есть игрушки у меня». Есть игрушки у меня: Хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга попеременно. Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках. Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран- Настоящий великан. Сколько вместе? Хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга попеременно Как узнать? Помогите сосчитать! Воспитатель: Молодцы, можете приступать к выполнению задания. После того, как дети изготовят знак до конца, я провожу итоговую беседу о выполненной практической работе. Узнаю мнение ребят по их выполненным «Запрещающим знакам». Благодарю и хвалю детей. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.