Среднесрочный проект "Что за чудо огород на окне у нас растет"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» р. п. Самойловка Саратовской области «Утверждаю» Заведующая МБ ДОУ д\ с «Берёзка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. И. Фоменко Образовательный проект « Что за чудо огород на окне у нас растёт »( краткосрочный проект( февраль- март) для детей средней возрастной группы) Подготовила: воспитатель средней группы № 2 Носко Ю. В. 2015 г. Если руки не ленивы, Если мы трудолюбивы… Проявить должны заботу, Видно по труду работу. И тогда наш огород Расцветёт и оживёт. Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. В поле зрения детских вопросов попадают все признаки растений: размер, цвет, вкус, запах, внешний вид, форма и т. д. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, надо создать условия для поисково- исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Цель проекта: Обогатить знания детей об окружающем мире через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность в мини- огороде на подоконнике, раскрыть творческий и интеллектуальный потенциала дошкольников. Задачи проекта: Образовательные: - систематизировать знания детей об особенностях строения и условиях роста растений. Развивающие: - активизировать речь и обогащать словарь детей; - обеспечить развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности; Воспитательные: - пробудить чувства бережного и заботливого отношения к растениям; - способствовать формированию партнерских взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями. Вид проекта: По характеру предметной области: Исследовательский По составу – групповой По продолжительности краткосрочный( февраль- март) Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители. Предполагаемые итоги реализации проекта: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт» Предполагаемый продукт проекта: Создание мини- огорода на подоконнике. Схема осуществления проекта Подготовительный этап Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Дидактическая игра «Слова, что растут в огороде» Беседа о труде взрослых в огороде. Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме. Подбор материала и оборудования для опытно экспериментальной деятельности Информирование родителей о проектной деятельности. Анкетирование родителей Помощь родителей для создания условий выращивания растений в «Огороде на окне»( почва, емкость для растений, семена) . Основной этап ОО Познавательно развитие Беседы: «В мире растений», «Все начинается с семечки» «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Первые всходы» НОД «Посадка лука» НОД «На бабушкином дворе» Опытно – экспериментальная деятельность: «Проращивание семян», «Строение растений», «Рост и развитие растений» «Условия, необходимые для жизни растений» ОО Речевое развитие Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок» Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях Оформление дневника наблюдений Сравнение овощей по цвету, размеру, форме, вкусу. Д. игра «Узнай на вкус», «Вершки и корешки», « Во саду ли, в огороде» ОО Художественно- эстетическое развитие Лепка «Что растет у нас на огороде» Рисование «Первые всходы». Конструирование «Домик в деревне» Хороводная игра «В огороде пугало». Разучивание потешек ОО Социально- коммуникативное развитие Труд в уголке природы. Уход за растениями( полив, рыхление) Формирование навыков безопасного обращения с трудовым инвентарём. Сюжетно- ролевая игра «Повар», «Овощной магазин», «У бабушки в деревне» ОО Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «В огород мы пойдём», «Разноцветная лужайка», «Капуста» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Весёлый огород» Подвижные игры «Вершки – корешки», «Садоводы – огородники» « Огуречик » НОД « Во саду ли в огороде» Психогимнастика «Я растение» Консультация для родителей «Чудо огород на окне» «Экспериментальная деятельность с детьми» Информационно – стендовые материалы «Как сделать для ребёнка свою грядку в огороде» «Приобщайте детей трудиться» Итоговый этап Презентация «Собираем урожай»( дети с большим удовольствием пробуют зелень выращенную своими руками) . Развлечение «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт» Цель. Закреплять представления детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках, об их многообразии. Воспитывать доброжелательное, эмоционально- положительное отношение друг к другу. Вывод: В проекте были реализованы поставленные цель и задачи. У детей сформировались первоначальные навыки экологически грамотного отношения к растительному миру, повысился интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». ПРИЛОЖЕНИЕ. Анкета для родителей. 1. Есть ли у вас огород, дача? 2. Есть ли у ребёнка своя грядка, клумба? 3. Выращиваете ли Вы что- нибудь из овощей зимой на подоконнике? 4. Привлекаете ли Вы ребёнка к совместной деятельности по выращиванию овощей на огороде? Если нет, то почему? 5. Считаете ли Вы полезным такой трудовой вид деятельности для ребёнка? Как Вы думаете, какие личностные качества характера у ребёнка будут развиваться, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами? Вывод: Обработав результаты анкетирования, выяснилось, что 68% родителей наших воспитанников имеют дачные участки, но к посадке и выращиванию овощей, зелени ребёнка не привлекают. Родители считают, что ребёнок ещё очень мал для такой трудовой деятельности, но полезность такого труда никто не отрицал.