Методические рекомендации «Формирование познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой посредством использования исследовательской деятельности», Бабушкина Н.И.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта познавательная деятельность предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира. Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ формирования познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой. Познавательная задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
При организации исследовательской работы с детьми рекомендуется соблюдать определённые правила:
1) развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2) не сдерживать инициативу детей;
3) не делать за них то, что они могут сделать;
4) не спешить с вынесением оценочных суждений;
5) помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8) анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, как игру или часть занятия. Так же исследовательскую деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя, и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
В данной методической рекомендации представлена примерная тематика опытно-экспериментальной деятельности для детей раннего возраста.
Вода:
«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать, (форма организации – режимные моменты).
«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, (форма организации – часть занятий).
«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой, (форма организации – игра).
«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой, (форма организации – режимные моменты).
«Найди пингвинёнка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, (форма организации – опыт).
«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной, (форма организации опыт).
«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить, (форма организации – часть занятия).
«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса, (форма организации – режимные моменты).
«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются, (форма организации – опыт).
«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества, растворяясь в воде, могут передавать воде свой вкус, (форма организации – опыт).
«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд, (форма организации – опыт).
«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду, (форма организации – опыт).
«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной, (форма организации – часть занятия).
«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться, (форма организации – опыт).
«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации, (форма организации – опыт).
«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени, (форма организации – часть развлечения).
Песок:
«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, (форма организации – игра).
«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться, (форма организации – опыт).
«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму, (форма организации – часть занятия)
«Следы»
Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки, (форма организации – игра).
«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок, (форма организации – наблюдение на прогулке).
Воздух:
«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден, (форма организации – игра).
«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду, (форма организации – опыт).
«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух, (форма организации – опыт)
«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды, (форма организации – игра).
«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды, (форма организации – режимные моменты).
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха, (форма организации – игра)
«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха, (форма организации – часть занятия).
«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха, (форма организации – наблюдение на прогулке).
Камни:
«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые, (форма организации – опыт).
«Тёплые-холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми, (форма организации – опыт).
«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые, (форма организации – часть занятия)
«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму, (форма организации – часть занятия).
«Твёрдый-мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые, (форма организации – опыт).
Бумага:
«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая, (форма организации – опыт).
«Тонкая-толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой, (форма организации – опыт).
«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться, (форма организации – опыт).
«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде, (форма организации — опыт).