На чистом русском
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«На чистом русском».
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. ( К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку, которое называется «На чистом русском». Мы все вместе вспомним высказывания русских и советских писателей и поэтов, а также ребята прочитают стихотворения о русском языке, и мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
Итак, начинаем!
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая друг с другом на переменах, с продавцом в магазине, с родителями дома,- все это русский язык.
Чтец 2 (читает стихотворение А.Шибаева «Всему название дано…»):
Всему название дано,
К примеру, зверь, предмет.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Вопрос. Ребята, вспомните известные вам высказывания о русском языке и расскажите.
В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» в письмах к молодым читателям он завещает бережно относится к родному языку: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Чтец 3 (читает стихотворение А.Фета «Лишь у тебя, поэт,…»):
Лишь у тебя, поэт,
Крылатый Слова звук.
Хватает на лету
И закрепляет вдруг
И темный бред души,
И трав неясный запах.
Слово- это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как заново – непринужденно, свободно и величественно.
Чтец 4 (читает стихотворение А.Ахматовой «Мужество»):
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Русский язык – это языковой факел мира, это колокол, зовущий властно и призывно.
Русский язык! В нем, как в море бездонном, черпаю силы для смелых решений!
А сейчас у меня к вам вопрос. Какими эпитетами вы бы смогли описать русский язык? (учащиеся приводят примеры эпитетов).
Все вы знаете такие слова, как бутерброд, теннис, футбол, буфет. А известно ли вам, что они заимствованы из других языков? Они стали привычными в нашей жизни, мы часто употребляем их в повседневной жизни и не задумываемся над тем, что, к примеру, футбол – это английское слово, а бутерброд – немецкое.
Чтец 5 (читает стихотворение А.Маркова «О, как французским усмиряли…»):
О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Его монголы укрощали,
Плетьми, стегая на бегу.
А он, без жалоб и печали,
Богаче стал назло врагу!
Язык мой немцы сокращали
В учителя, пробравшись к нам,
От слов мужицких очищали:
«Зачем России лишний хлам?»
Было и это, было, было…
Что было, то было, быльем поросло…
Много с тех пор воды утекло…
А сейчас о нашем языке говорят: живое слово!
А сейчас я хочу пояснить некоторые строчки этого стихотворения:
О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
(В 19 века была мода на все французское, в т.ч. и на французский язык)
Его монголы укрощали,
Плетьми, стегая на бегу.
(С 13 по 15 век татаро-монгольское нашествие)
Язык мой немцы сокращали
В учителя, пробравшись к нам,
(Великая Отечественная война 1941-1945года немецкие захватчики хотели ввести только начальное образование и изучать только немецкий язык).
Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник, многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, Русский Язык !
Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком?» Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять. Вот, например, представьте, что выхожу я в начале этого мероприятия и говорю: « Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»
Ну, и все ли вам понятно? Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком! Что самое, такие слова слышатся с экрана телевизора. Каждый день нам предлагают «оттянуться со вкусом», «сникерснуть». Это звучит неправильно, некрасиво, не по-русски.
Еще одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами:
как бы, типа того, в смысле, ну-у, э-э.
Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке. Сатирик Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами-паразитами. Что же получилось? Послушайте.
«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э-э… на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом».
Все это было бы смешно,
Когда бы ни было так грустно.
А послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом, - их речь лающая, грубая и как бы грязная. К сожалению, сквернословие и нецензурные выражения в последние годы получили настолько широкое распространение, что бороться с этим пагубным явлением стало значительнее сложнее, но безусловно нужно.
Русским языком владеет более 288 млн. человек в мире. Именно этим и продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит добрый день!
Когда же нас бранят за шалости,
Произнеси – прости, пожалуйста!
В России, во Франции и в Дании
При расставанье скажут – до свидания!
Но увидимся с вами опять,
Чтобы здравствуйте! Снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Надо вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга станет легче понять.
А теперь проведем конкурсы по русскому языку. Давайте немного поиграем.
Конкурс «Синонимы». (для этого конкурса я подобрала слова, которые вы употребляете в школе, так называемый молодежный сленг. Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами – синонимами).
«прикинь» - (представь); «нишняк» - (хорошо, здорово); «хавчик» - (еда); « супер, клево» - (прекрасно, великолепно); «дай слизать домашку» - (дай списать домашнюю работу); «базар» - (разговор); «прикид» - (одежда)
Конкурс «Вопросы – шутки».
- Что у цапли впереди, а зайца позади? (буква «Ц»)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
- Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
- Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама)
- Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
- Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
- В каком слове сорок гласных? (сорока)
- В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
- Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
- Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Конкурс «Продолжи пословицу».
1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)
2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).
3.Корень ученья горек, а (плод сладок).
4.Слово серебро, (молчание – золото).
Конкурс «Знатоков поговорок».
- Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)
- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (кто рано встает, тому бог дает)
- Какая поговорка говорит нам, о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (после дождичка в четверг)
- Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (положить зубы на полку)
- Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (не плюй в колодец: пригодиться воды напиться)
Вопросы – загадки.
- Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Вам нужен для воды. (насос)
- Черные кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
Конкурс «Угадай слова»
(вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова)
- Ме (…)олад (шок)
- Прик(…)ья (лад)
- Утко(…)орог (нос)
- Каб(…)ошко (лук)
- Га(…)ароны (мак)
Конкурс «Анаграммы». (Слова меньше четырех букв не принимаются. Из данного слова нужно, используя буквы которые даны, составить свои слова.) слово «Энциклопедия» (клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, идол, клон, циник, цинк, кино и т.д.)
Молодцы, вы все справились с заданиями и показали хорошее знание русского языка. Итак, подводим итог. (все получают сладкие призы)
Список использованной литературы
1.Боброва Л.В. Классные часы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2.Великий и могучий русский язык. 2007. №10
3.Внеклассные мероприятия: 7 класс/ Авт.-сост. Л.Л.Загумёнова.-М.: ВАКО, 2008.- 176с.- (Мозаика детского отдыха).