Проектная работа на тему: «Мои права и обязанности»
Цель проекта:
- рассмотреть личные и имущественные права и обязанности несовершеннолетних детей, закрепление в международных и российских правовых документах (актах);
- охарактеризовать основные способы защиты прав несовершеннолетних детей.
Основные задачи
Я не ставлю перед собой задачу рассмотреть все права и обязанности несовершеннолетних, имеющиеся в различных отраслях российского законодательства, а также меры по охране этих прав. В мою задачу входит анализ прав несовершеннолетних и их защита, закрепленных в тех отраслях законодательства, которые регулируют отношения в семейной сфере и правильно оценить роль государства в охране их прав, в защите их интересов.
Права ребенка
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.
Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная
Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно - правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как, право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь
Принятие Декларацией имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно их нормы вовсе не обязательны для исполнения.
В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относится права ребенка на семейные благополучия.
К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет права). Право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 - право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей (ст 24) закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстанавливающих здоровье).
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.
Семья и охрана прав несовершеннолетних.
Право детей на воспитание и нормальные условия жизни.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей. Другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое ставят условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58
Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту
(ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. Ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд. Говоря о защите прав и интересов ребенка ст. 56 СК имеет в виду не только боры с направленными против него нарушениями, но и самоосуществление этих прав или содействие их осуществлению (например, управление имуществом ребенка, контроль за совершенными им сделками).
Поскольку обязанность по защите прав и интересов детей возлагается на родителей в силу прямого указания закона, сам факт родства является основанием для их выступления в защиту детей в любых учреждениях. Для такого выступления достаточно представления свидетельства о рождении, из которого видно, что выступающий действительно является отцом или матерью ребенка, в защиту которого они выступают.
Оба родителя пользуются равными правами и несут равные обязанности по защите интересов детей.
Равное осуществление родительских функций в отношении своего ребенка не зависит от того, являются ли они супругами или нет. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом по достижении совершеннолетия полностью дееспособным, имеет право самостоятельно осуществлятьсвои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса
РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.
Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки
Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст.ст. 164, 57У ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации.
Право на получение образования
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43
Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня
(ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.
Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.
Обязанности ребенка
Обязанности несовершеннолетнего ребенка в семье определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к их исполнению с помощью закона невозможно.
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей). Принимать на себя ответственность за приготовлении пищи для семьи.
• Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
• Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
• Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
• Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
• Последовательно выполнять принятые решения.
- Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
- По возможности зарабатывать немного денег.
Вывод:
Итак, исходя, из всего вышеизложенного можно сказать, что к личным и неотъемлемым правам детей относятся: право детей жить и воспитываться в семье; право детей на общение с родителями и другими родственниками; право детей на защиту; право детей выражать свое мнение; право детей на имя, отчества и фамилию.
Эти права ребенка носят универсальный характер. Ни один из субъектов РФ не может: отказаться от обязанности признать и гарантировать права ребенка на своей территории, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Все права и свободы предоставленные ребенку, являются основными, равноценными и неотчуждаемыми.
Носителями реализации прав и свобод ребенка выступают родители, усыновители, опекуны, попечители и т.д. Они отражены в данной категории лиц.