Проект «Я - гражданин России»
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи развития в стране гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения и воспитания, способствующих развитию у обучающихся навыков решения целого спектра проблем местного сообщества. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.
Детям, которые сегодня учатся в школе, предстоит жить и работать завтра. Именно от них целиком и полностью зависит то, какой будет наша жизнь, наша страна. В последние годы Россия активно интегрируется в мировое сообщество, оказывая все большее воздействие на него и испытывая на себе его влияние. Человек завтрашнего дня это молодой человек, свободно владеющий современными информационными технологиями, обладающий развитым национальным самосознанием, устремлённый в будущее, но нельзя построить будущее не зная истории своей страны, своего края.
Сегодня Сибирь, ее прошлое, настоящее и будущее привлекают небывалое внимание, как в России, так и за рубежом. Это определяется, прежде всего, её природными ресурсами, местом в отечественной и мировой экономике. Ответы на многие вопросы не просто интересны, они крайне актуальны для юного поколения – граждан XXI века. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что, в свою очередь, немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих любовь к своей малой родине – краю, области, району, городу, поселку. А это требует знания местной истории, многими нитями связанной с историей общероссийской и мировой. Все это и определило необходимость создания учебных пособий, направленных на изучение истории страны, используя потенциал современных информационно коммуникативных технологий.
Возникает необходимость создавать условия для использования компьютера и Интернет ресурсов с целью индивидуализации учебного процесса и возможности обратиться к принципиально новым познавательным средствам, в результате были разработаны межпредметные курсы «Я гражданин России» и «Мой край. Моя страна».
Использование информационных образовательных ресурсов, разработка методической базы по разным предметам должно привести к эффективному удовлетворению растущих информационных потребностей учащихся, когда достигается вполне естественная интеграция знаний, и осуществляется индивидуальный подход в обучении.
В рамках работы школы в режиме экспериментальной площадки предполагается:
- создание модели школьного информационно-методического центра и единого информационного пространства школы;
- создание медиатеки электронных средств обучения,
- создание новых форм организации учебной деятельности;
- создание банка данных апробированных школой электронных ресурсов.
Этот инструментарий может оказать существенную помощь в осуществлении работ по предлагаемому проекту. Данная постановка вопроса современного образования приводит к организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь ресурсы глобальной сети Интернет.
Проект является средством реализации образовательных и воспитательных задач в работе с обучаемыми в условиях модернизации системы образования и воспитания активной гражданской позиции подрастающего поколения, через социальное проектирование, которое и является стимулом для формирования активной гражданской позиции.
Актуальность проекта определяется важностью организации образовательного процесса через интерактивные методы обучения, сочетающие задачи проектного обучения, историко-патриотического воспитания, способствующие эффективной социализации, развитию продуктивной коммуникации.
Настоящий проект – попытка решить проблему содержательного наполнения образовательного процесса через индивидуализацию образовательного процесса и формирование учебной и социальной компетентности обучаемых, что способствует формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость, творческую индивидуальность.
Цель проекта: развитие познавательной активности, сознательной учебной мотивации и активной гражданской позиции, обучающихся через учебно-исследовательскую деятельность и историко-патриотическое воспитание.
Задачи проекта:
- внедрить межпредметные курсы «Я гражданин России», «Мой край. Моя Страна»;
- провести мониторинг эффективности межпредметных курсов;
- разработать методические рекомендации по внедрению результатов экспериментальных курсов в практику образовательного учреждения;
- организовать внеклассную работу в рамках социального проектирования.
Целью социально значимых проектов разрабатываемых в рамках проекта «Я гражданин России» является объединение на основе общих интересов, ценностей молодых творческих людей, которым интересна окружающая их общественная жизнь, которые могут выдвигать идеи и направлять их на положительное развитие местного сообщества, области, страны в целом.
Задачи:
- привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
- формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем городе и поселке.
Добровольческие проекты: проекты, направленные на решение актуальных локальных проблем социума.
Проекты общественного взаимодействия: проекты, решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти.
Ведущими формами работы являются практические занятия, обработка собранных материалов, создание мини проектов, презентация изученной ситуации.
Группа инициативных молодых людей выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для нашей школы, наукограда, города. Исследуя сущность проблемы, команда ребят собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио.
Портфолио состоит из двух разделов: папки документов и творческую презентацию.
Папка документов включает в себя документацию, статистические данные, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы, которые отражают основные этапы работы команды по разработке и реализации социального проекта в логической и хронологической последовательности. Данные материалы в папке и стенде распределяются по 4 основным разделам проекта:
- Актуальность и важность данной проблемы.
- Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
- Программа действий, которую предлагает данная команда.
- Реализация плана действий команды.
Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного ее решения, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах своей деятельности.
Критерии оценки проектов
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям, с учетом методики работы команд над социальными проектами:
- актуальность и важность поставленных проблем;
- социальная значимость проблемы;
- самостоятельность разработки проекта;
- разноуровневость взаимодействия с разными структурами;
- реалистичность, экономичность;
- перспективность;
- практические результаты.
Этапы работы над проектом
Выбор проблемы.
Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
В целях соотнесения своих представлении о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов.
Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной?
Необходимо, чтобы участники проекта взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.
Сбор и анализ информации.
В рамках этой деятельности команде участников предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
Итогом работы должна стать отобранная, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:
- Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.)
- Определенные временные рамки
- Простота реализации, посильность исполнения.
- Наличие необходимых ресурсов.
- Наличие определенного опыта.
- Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта.
- Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.
План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.
Реализация плана действий команды участников проекта.
Данная стадия, предполагает, что участники проекта пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.
Они могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.
Подготовка к защите проекта.
Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
Презентация проекта.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.
Рефлексия.
Главная цель этого этапа – анализ участниками стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагогов проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада всей команды и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в первую очередь будут получены следующие результаты:
- схема трудностей, возникающих при работе с предлагаемыми курсами;
- уровень формирования положительной мотивации при изучении межпредметных курсов «Я гражданин России», «Мой край. Моя страна»;
- уровень формирования положительной мотивации в рамках разработки и реализации социально значимых проектов.
Практическая значимость результатов
Результаты данного проекта способны обогатить фонд методических разработок учителей иностранного языка в области использования информационных коммуникативных технологий в предметной области английский язык.
Разработанные курсы в ходе реализации проекта могут быть использованы не только в данной школе, но так же учителями школ района.
Формирование социальной компетентности через создание социально значимых проектов, направленных на решение проблем местного сообщества, способствует формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения. Реализация проектов позволит увеличить число молодых людей, активно участвующих в жизни своего города и страны, привлечь внимание общества и власти к проблемам. Участники овладевают навыками проектной деятельности и получают возможность реализовать собственные инициативы, направленные на разрешение проблем местного сообщества и страны в целом.
В рамках проекта проводятся информационные кампании и дискуссии по наиболее актуальным проблемам. По каждой проблеме проводится исследование общественного мнения и обсуждение рассматриваемой проблемы. Одновременно объявляются конкурсы социальной рекламы по другим направлениям. Результаты проекта обобщаются на педагогическом совете, научно-практической конференции и сайте