Урок «Лесная промышленность».
Тема: «Лесная промышленность».
Цель урока:
Углубление и расширение знаний о лесной промышленности России.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать характеристику лесной промышленности России.
2. Выявить проблемы лесной промышленности.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
2. Развивать способность логически мыслить, анализировать, делать выводы.
3. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности.
4. Развивать навыки публичного выступления.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за родину и родной край.
- Воспитывать бережное отношение к лесным ресурсам страны.
Оборудование: карта лесной промышленности, иллюстрации с лесными ландшафтами, коллекция «Виды древесины»,компьютер.
Тип урока: комбинированный;
План:
- Проверка домашнего задания (самостоятельная работа в тетради и на доске, прослушивание сообщения);
- Изучение новой темы;
- Практическая работа;
- Закрепление нового материала;
- Итоги урока.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания:
1. Заполнить пропуски в данной таблице:
Отрасль |
Продукция |
Центры |
1. Горно-химическая |
|
Хибины |
Калийная соль |
|
|
2. Основная химия |
Фосфорные удобрения |
|
|
Магнитогорск, Новгород |
|
Серная кислота |
|
|
3. |
Синтетический каучук |
|
Пластмассы |
|
|
|
Клин, Тверь, Саратов |
2. На доске нарисовать «Схему межотраслевых связей химической промышленности» и объяснить ее.
1. Сообщение на тему «Промышленные леса России». (демонстрирация образцов древесины.)
- Изучение новой темы:
План урока на доске:
- Значение леса;
- Размещение лесных ресурсов;
- Состав отрасли;
- География отрасли, факторы размещения;
- Лесопромышленные комплексы;
- Проблемы и перспективы отрасли.
« Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей»!
В. Рождественский
1. Показ презентации «Леса России»
-Сделайте вывод о значении лесов.
2. 1).Определите лесоизбыточные районы(рис.51 учебника)
А) Север европейской части России – Архангельская область, Республики Коми и Карелия
Б)Урал
В) Западная и Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток.
2). Определите лесодефицитные районы:
а) Арктическая часть России – побережье Северного - Ледовитого океана; б)Юг европейской части России – Краснодарский и Ставропольский края и др.
3. 1)По тексту учебника, определите:
а) состав лесной промышленности?
4. 1) определите факторы и принципы размещения стадий производства:
(1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог; 2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке (перевозить круглый лес не выгодно), в устьях сплавных рек (Игарка, Салехард) и на пресечении рек с железными дорогами; 3. Мебельное производство – к потребителю (мебель перевозить сложнее, чем сырье); 4. Целлюлозно-бумажная водо- и энергоемкое производство и наличие древесины.
2) По рисунку 51 в учебнике определите центры:
А) лесозаготовительной,
Б) деревообрабатывающей,
В)целлюлозно-бумажной,
Г) лесохимической промышленности.
5. 1)Перечислите лесопромышленные комплексы (Усть- Илимский, Братский, Сыктывкарский, Архангельский и др.).
6. (самостоятельное чтение «Внимание! Проблема!» - стр.117).
Какие проблемы стоят перед лесной промышленностью?
1. Истощение запасов древесины в Европейской части России;
2. Экологические:
а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагаются и отравляют реки;
б) отходы в районах лесозаготовки;
в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.
3. Практическая работа:
Используя текст учебника(§27, рис.50,51) и карту атласа «Лесные ресурсы», дайте характеристику лесным базам России по плану:
1.Географическое положение;
2. Лесистость территории;
3. Центры лесной промышленности;
4. Проблемы;
4.Закрепление новой темы:
- Перечислите отраслевой состав лесной промышленности;
- Назовите факторы размещения лесной промышленности;
- Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?
- Какие проблемы стоят перед лесной промышленностью?
- Итоги урока:
1. Выставление оценок, анализ урока;
2. домашнее задание:
а) §27,
б) составить схему межотраслевых связей лесной промышленности;
в) подготовить сообщение о предприятии лесного хозяйства, расположенного на территории Старошайговского района Р.М.