a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Опубликовано: 2015-05-06 16:07:40

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии по теме "Типология стран". 10-й класс

 

Виляйкин Сергей Петрович, учитель географии.

 

 Скачать в виде файла.

1. Усвоение учебного материала с использованием  здоровьесберегающих технологий имеет следующие положительные черты:

 

а) Ученик погружается в суть понятия, распредмечивает, структурирует его;

 б) На уроке ученик прибывает в состоянии психологической комфортности, так как созданная ОТ (опорная таблица) поможет ему при выполнении им любых видов деятельности;

 в) Опираясь на ОТ ученик сможет найти допущенную им ошибку в работе, определить причину ее появления и самостоятельно ее исправить;

 г) У учащегося формируются методологические знания и умения:

логические приемы мышления;

общенаучные методы;

общедеятельностные знания и умения как способ организации деятельности.

 

2. Произведенные в исследовательской деятельности знания об изученном объекте заносятся в ОТ, при этом они:

обобщаются с помощью логических приемов мышления;

схематизируются знаково-символическими средствами;

представляются не в хаотичной или суммативной форме, а в такой форме, которая отражает внутреннюю структуру объекта и раскрывает системообразующие связи между его элементами.

 

3. ОТ обладает следующими характеристиками:

является осознанным и понятным для ученика, так как составляется им самим;

легко применяется в учебной деятельности;

дает возможность каждому ученику решать любые теоретические и практические задачи;

выступает эталоном нормативной исследовательской и практической деятельности;

является образцом для самоконтроля и самокоррекции ученика разных видов его деятельности, допущенных в ней ошибок и т.д.

 

На уроках географии через здоровьесберегающие технологии проектирую учебную деятельность учащихся.

 

Предлагаю вам этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.

 

Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.

 

Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).

 

Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, «умение учиться»:

выделять объекты (понятия) из среды;

раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки;

выделять в объекте уровни и подуровни;

выделять связи между элементами;

проводить сравнение, классифицировать, группировать.

 

Объем выполненных заданий определяется учителем.

 

Географическая задача Сгруппируй страны. Установи их типологию.

 

СТРАНЫ:  Франция, Саудовская Аравия, Афганистан, Норвегия, Ливия, Россия, Польша, Нигерия, Чили, Чад, США, Монголия, Китай.

 

Цели:

научиться: решать географические задачи:

 – сгруппировать страны,

 – установить типологию стран;

усвоить знания:

 а) о деятельности, как?

 – сгруппировать страны,

 – установить типологию стран;

 б) о понятиях: группировка, типология стран.

Учебно-исследовательская деятельность – 1

 

Определи, что такое группировка стран и как она проводится.

 

Для этого выполни исследовательские задания.

 

Материал для исследования: учебник – с. 9-10, п. «Количество и группировка стран», политическая карта.

 

Задание 1. Определи, для чего нужна группировка стран. Для характеристики стран.

 

Задание 2. Определи, по каким критериям проводят группировку всех стран мира. По величине, по территории, по численности населения.

 

Задание 3. Определи название этих критерий группировки. Количественные.

 

Задание 4. Определи, по какому еще критерию проводят группировку стран. По географическому положению.

 

Построй определение понятия.

 

Группировка стран – это объединение стран, которое проводится:

 по количественным критериям: величине территории и численности населения,

 по географическому положению.

 

Задание 5. Определи страны, которые относятся к разным группам по разным критериям.

 

Новое знание обобщи в ОТ (знание) – 1.

 

ОТ(знание) – 1 ГРУППИРОВКА СТРАН Основание        Крупнейшие      Средние    Небольшие         Микро-государства

По величине территории      Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан    Франция, ФРГ, Парагвай, Ангола, Ливия, Иран, Пакистан  Дания, Чехия, Греция, ОАЭ, Сирия, Тунис, Конго, Габон, Лаос, Чили Люксембург, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн

По численности  Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония     Украина, Франция, Польша, Италия, Филиппины, Ирак, Мексика, Венесуэла     Норвегия, Швеция, Кувейт, Монголия, Тунис, Боливия         Монако, Сан-Марино, Науру, Ватикан, Маврикий, Барбадос

 

Основание Не имеют выход к морю       Имеют выход к морю

приморские        полуостровные   островные страны-архипелаги

По географическому положению  Монголия, Парагвай, Австрия, Непал   Бразилия, Мексика, Канада, Саудовская Аравия, Швеция       Италия, Индия, Республика Корея         Мадагаскар, Великобритания, Исландия        Япония, Индонезия, Филиппины

 

Логическая задача 1

 

Сгруппируй страны по разным основаниям.

 

[Режим работы: учитель – ученики]

 

«Группировка»

 

Состав действий:

Выделить основание.

Подобрать однопорядковые понятия в каждую группу.

 

Страны:  Россия, Чад, Монголия, Япония, Люксембург, Куба, Китай, США, Норвегия, Филиппины, Индия, Италия, Андорра, Индонезия. Основание         Крупнейшие       Средние     Небольшие         Микро-государства

По величине территории      Россия, Китай, США, Индия         Монголия, Чад, Индонезия,         Норвегия, Куба, Япония, Италия, Филиппины        Люксембург, Андорра

 

Основание Крупнейшие       Средние (от 10-100 млн. чел.)       Небольшие (от 1-10 млн. чел.)   Микро-государства

По численности населения   Китай, Индия, США, Индонезия, Россия, Япония   Куба, Италия, Филиппины    Чад, Монголия, Норвегия    Люксембург, Андорра

 

Основание Имеют выход к морю  Не имеют выход к морю

подгруппы страны

По отношению к морю         приморские        Россия, Китай, США   Чад, Монголия, Люксембург

полуостровные   Норвегия, Индия, Италия

островные Куба

страны-архипелаги      Япония, Филиппины, Индонезия

 

 

Географическая задача. Приведи примеры стран.

 

[Режим работы: ученики]

 Самые крупные по площади:  Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

 Микрогосударства: Ватикан, Монако, Андорра.

 Самые крупные по численности населения: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия.

Учебно-исследовательская деятельность 2.

 

Определи содержание понятия «типология стран» и как она проводится.

 

Материал для исследования: учебник – с.10, п. «Типология стран», политическая карта.

 

Задание 1. Определи, по каким критериям проводят объединение стран. По качественным критериям.

 

Задание 2. Приведи примеры качественных критериев типологии стран. По уровню социально-экономического развития, по политической ориентации страны, по месту в мировой экономике.

 

Построй определение понятия.

 

Типология стран – это объединение стран, которое:

проводится по качественным признакам:

 по уровню социально-экономического развития,

 по политической ориентации стран,

 по месту в мировой экономике;

 выполняет функцию – используется для характеристики стран.

Учебно-исследовательская деятельность 3.

 

Определи, по каким критериям оценивается уровень социально-экономического развития страны.

 

Материал для исследования: учебник – с. 11, п. «Типология стран».

 

Построй определение понятия.

 

ВВП – это показатель, который:

 характеризует стоимость выпущенной продукции страной за 1 год,

 исчисляется в долларах США (для международных сравнений).

 

ИЧР – это показатель, который:

 учитывает уровень душевых доходов людей,

 учитывает среднюю продолжительность жизни,

 уровень их образования.

Учебно-исследовательская деятельность 4.

 

Определи, на какие группы делятся страны по уровню экономического развития. Для этого выполни исследовательские задания.

 

Материал для исследования: учебник – с. 11, п. «Типология стран», политическая карта.

 

Новое знание обобщи в ОТ (знание) – 2 «Типология стран».

 

Задание 1. Определи, какое подразделение распространено в современном мире.

 

Двучленная типология стран.

 

Задание 2. Определи, на какие подгруппы делятся развитые и развивающиеся страны.

 

Задание 3. Определи типы и подтипы стран по качественным критериям.

 

ОТ (знание) – 2 ТИПОЛОГИЯ СТРАН Приложение.

 

Географическая задача. Определи, к какой группе стран относятся данные ниже страны (на основе подведения под понятие).

 

[Режим работы: ученики] К микрогосударствам Европы относятся:

Ватикан

Монако

Бруней

Португалия        Страны – гиганты по численности населения:

Австралия

Китай

Россия

Франция    К «ключевым странам» не относится:

Индия

Бразилия

Республика Корея

Мексика

Полуостровное положение имеют страны:

Германия

Италия

Норвегия

Монголия

В «большую восьмёрку» не входит страна:

США

Канада

Россия

Польша     Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

Персидского залива

Бенгальского залива

Средиземного моря

 

Логическая задача 1 Систематизируй понятия: ключевые, Кувейт, Франция, страны, Италия, «Большая семёрка», Тайвань, Япония, Австралия, развивающиеся, ЮАР, НИС, Сингапур, развитые, Эфиопия, Мексика, внеевропейские, Индия, отстающие в своём развитии, Чад, Нигер, нефтеэкспортирующие, Ливия.

 

[Режим работы: учитель – ученики]

 

«Систематизация»

 

Состав действий:

Сгруппировать однопорядковые понятия, выделив основание.

Определить родовое понятие.

Определить видовые понятия.

Расположить их в логической иерархии. Страны    развитые    «Большая семёрка»         Франция, Италия, Япония

внеевропейские   Австралия, ЮАР

развивающиеся  ключевые   Мексика, Индия

НИС Тайвань, Сингапур

отстающие в своём развитии         Эфиопия, Чад, Нигер

нефтеэкспортирующие         Кувейт, Ливия

 

 

Логическая задача 2 Построй причинно-следственную связь.

 

[Режим работы: учитель – ученики]

 

«Построение причинно-следственной связи»

 

Состав действий:

Определить, что дано – причина или следствие.

Определить характер связи.

 Подобрать причину, если дано следствие, или следствие, если дана причина.

 

(Уровень экономического развития страны определяет её тип и подтип.)

 

А)Причина         Следствие

 Высокий уровень социально-экономического развития,

 лидер мирового хозяйства,

 бывшие доминионы Великобритании   Развитые страны

 внеевропейские страны

 

 

Б)

 

(Уровень экономического развития страны определяет её тип и подтип.)Причина         Следствие

 Невысокий уровень социально-экономического развития

 лидеры по добыче и экспорту нефти

 велико влияние лидера страны      Развивающиеся страны

 нефтеэкспортирующие страны

 

 Логическая задача 3 Сравни НИС и ключевые страны.

 

[Режим работы: учитель – ученики]

 

«Сравнение»

 

Состав действий:

 Подобрать предметы для сравнения.

 Установить у них общие признаки.

 Выделить у предметов основание для сравнения (один из признаков).

 Сопоставить предметы по данному основанию.

 Установить сходство или различие между ними.

 Сформулировать вывод. Основание     Страны     НИС Ключевые

 Сходство  тип страны

 принадлежность к лидерам мирового хозяйства    развивающиеся

 входят в десятку лидеров

 Различие   ВВП

 структура хозяйства

 период развития         относительно высокий в развивающемся мире

 высокая доля сектора обслуживания

 быстрый (резкий скачок)     невысокий

 высокая доля сектора промышленного производства

 длительный

 

Вывод: НИС и ключевые страны

схожи по: типу страны, принадлежности к лидерам мирового хозяйства,

различны по: ВВП, структуре хозяйства, периоду развития.

Оставить комментарий: