Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки МОУ «Старошайговская СОШ № 2» Попковой Елены Викторовны
Тема самообразования: «Педагогическое сотрудничество в процессе освоения народного музыкального искусства на уроках музыки и во внеклассной работе»
«Дари себя детям!» Из « Заповедей» Ш.А.Амонашвили.
Цель: определение путей и условий сотрудничества преподавателя с учащимися в процессе приобщения их к народному музыкальному творчеству.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
- определить условные пути приобщения школьников к народному музыкальному творчеству в общеобразовательной школе;
-проследить динамику развития интереса детей к народному искусству в процессе приобщения их к народному музыкальному искусству;
-выявить содержание и разработать механизм сотрудничества преподавателя со школьниками в процессе занятий народным творчеством;
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Происходящие в нашей стране социально-экономические изменения сделали неизбежным обновления подхода к воспитанию подрастающего поколения. Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, защита системой образования национальных, региональных, культурных традиций требуют создания нового типа человеческих отношений – таких, как взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество, партнерство, способствующих становлению личности, свободно проявляющее себя в социальных и духовных сферах.
Реформирование образования, рост национального самосознания заставляют нас по новому переосмыслить духовное наследие народа и возможности использования его в воспитательном процессе. Среди первоочередных задач, вставших перед школой, важное место занимает проблема приобщение учащихся к народному музыкальному творчеству, которое как особый пласт искусства имеет не только историческую и эстетическую ценность, но и является важным средством воспитания личности, аккультурации учащихся в национальной культуре, осознание их этнической принадлежности.
Занятие народным творчеством осмысливаются нами как первооснова духовно-нравственного воспитания, создающая возможность развития существенных сил и способностей школьников. Через совместно народно- творческую деятельность целостным педагогическом процессе реализуется активность школьников, удовлетворяются эстетические потребности и формируются художественные интересы.
Проблема приобщения школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Невозможно приобщить детей к народному творчеству, не обеспечив педагогически обоснованное руководства, определенного стиля взаимодействия и взаимоотношения в творческом коллективе, общение, контактов педагога с учащимися. Таковы исходные позиции, которые обусловили выбор темы моей проблемы.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Концепция – это система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.
Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающие философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательных целей.
Новизна предусматривает:
-изменение подходов к преподаванию музыки в рамках образовательного учреждения;
- максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету;
- изменения статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;
- ориентация учителя на индивидуальные потребности учащихся;
- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;
- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;
Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества -это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов музыки.
3.Наличие теоретической базы опыта.
Возможности педагогики сотрудничества, её основные идеи и положения разрабатывались в исследованиях целого ряда учёных. Работы А. А. Бодарева, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Я. С. Коломинского, И. С. Кола, В. А. Петровского и др. помогли мне и стали базовой основой моей работы. Осуществлён анализ проблем взаимодействия преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, исследованы пути формирования личности учащихся, осуществление сотрудничества на основе зон актуального и ближайшего развития, психологического обеспечения педагогического сотрудничества.
Использования принципов педагогического сотрудничества способствует более продуктивному приобщению школьников к народному творчеству. Ненавязчивость, опора на собственные сущностные силы и интересы ребёнка – таковы основные положения педагогического сотрудничества, позволяющие сформировать устойчивый интерес к народному искусству.
Обращаясь к народному музыкальному творчеству, как средству духовно-нравственного воспитания детей. Я, связываю изучение этого вопроса с многочисленными исследованиями по различным аспектам: народной педагогике – В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Г. С. Виноградова, М. Н. Мельникова и др.; фольклора и фольклоризма – В. П. Аникина, В. С. Гусева, А. С. Каргина, и др.; по проблемам использования народного творчества в музыкальной педагогике – С. С. Балашовой, Л. С. Бабенко, Г. А. Беляковой…
В своей работе особое внимание я уделяю национально-региональному компоненту. Освоению мордовской музыки помогает программа Л. П. Карпушиной «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» . Как на уроках , так и во внеклассной работе мной используется детский музыкальный фольклор. Детям нравится петь всевозможные потешки, прибаутки, колядки, заклички, частушки. Ребята с удовольствием разучивают хороводные, плясовые, шуточные песни, доступные для восприятия и интонирования. Знакомлю учащихся с творчеством мордовских композиторов, с народными инструментами (треугольник, бубен, трещотка, свистулька и др.), с мордовскими танцевальными движениями.
Для полной плодотворной индивидуальной работы с учащимися ведётся разработка дидактического материала для индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся по предмету « Музыка».
На уроках музыки и во внеклассной работе часто использую информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютера активизирует деятельность учащихся, сосредотачивает их внимание, развивает интерес к предмету.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной техники. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки.
Я, как учитель музыки, как просто педагог стремлюсь к тому, чтобы ученик был увлечён учёбой, чтобы учение помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребёнка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание размышлять, вступать в диалог, сотрудничать с учителем и друг с другом.
4. Ведущая педагогическая идея.
Воплощая в жизнь свою ведущую педагогическую идею, я поставила перед собой задачу - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала путём педагогического сотрудничества.
Педагогическое сотрудничество – явление двухстороннее, предполагающее участие в нём обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия – это две стороны «педагогической медали», составляющее её единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых надо приучать, но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя( преподавателя, мастера) – постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включая каждого ученика в активную учебную и учебно-воспитательную деятельность. Раз есть разные учащиеся , значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество – это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся. Лично я учусь читать по лицам учащихся; стараюсь увидеть, чего они ждут от меня. Часто ставлю себя на место своих учеников, стараюсь понять их затруднения. Поощряю даже самые малые попытки детей думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески. Помогаю учащимся достигнуть цели, но не навязываю своего мнения. Как можно чаще даю учащимся почувствовать радость успеха. Умею прощать мелкие проступки, не возвожу мелочи в принцип. Стараюсь не превращать воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Ко всем учащимся, независимо от симпатий, отношусь ровно, с едиными мерками требовательности. Во взаимоотношениях с учащимися, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижаю человеческого достоинства детей. Всегда поддерживаю бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива, группы.
Дорог к сердцу и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, личность педагога….Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые, вместе с детьми, родителями, общественностью.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
В наше время от человека требуется умение принимать нестандартные решения. На своих уроках, при помощи педагогического сотрудничества, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству, как одному из важнейших качеств современного человека. Но так как способности у детей разные, педагог должен увидеть их и помочь им раскрыться.
На своих уроках стараюсь стимулировать творческую деятельность ребят различными средствами и приёмами. Использую методы познавательного характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, педагогическое мастерство, нравственный облик, интеллектуальность являются одним из главных условий эффективности урока и внеклассных мероприятий.
Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение:
-индивидуальной работе – своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать;
-личностно-ориентированному обучению – так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребёнка;
-практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания.
6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
В результате вышеописанных подходов в изучении музыки удалось:
-повысить качество знаний учащихся;
-раскрыть всесторонние способности учащихся;
-научить учащихся быть более уверенными в себе;
-научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
-учащиеся нашей школы являются участниками и призёрами многих фестивалей и конкурсов различного уровня;
- учащиеся используют знания, умения, навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности в практической жизнедеятельности;
- есть дети, у которых формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах(им. Н. П. Огарёва – факультет национальной культуры);
( МГПИ им. М.Е. Евсевьева)
Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2009 – 2014 гг.
Название мероприятия |
Уровень |
Дата участия |
Результат |
Подтверждающий документ |
Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению « Историко-культурное и природное наследие родного края» |
Республиканский |
2012 |
Призёры |
Диплом |
Конкурс эстрадной песни « Серебряная музыка» |
Республиканский |
2009 |
Лауреат I степени |
Диплом |
Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» |
Республиканский |
2011 |
Участник |
Диплом |
Московский международный форум «Одарённые дети» |
Всероссийский |
2009 год |
Участник |
Диплом |
Московский международный форум «Одарённые дети» |
Всероссийский |
2013год |
Участник |
Диплом |
Фестиваль народного творчества «Творчество юных» в номинации «Живи народная душа» |
Муниципальный |
2009 год. |
I место |
Грамота |
Фестиваль народного творчества «Творчество юных» в номинации «Серебряная музыка» |
Муниципальный |
2009 год. |
I место |
Грамота |
Детский музыкально-экологический фестиваль «Природа-наш дом родной» |
Республиканский |
2013 |
Участие |
Грамота
|
Раскрывать таланты детей , давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.
7. Возможность тиражирования.
Размещаю свой опыт на страницах сайта школы.
Для родителей обучающихся провожу беседы, групповые и индивидуальные консультации.
Публикация статьи «Освоение мордовского музыкального искусства на уроках в начальной школе» в сборнике музыкальное образование: проблемы методологии, национально – региональный подход, педагогические технологии.
Публикация статьи «Освоение программы Л. П. Карпушиной «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» на уроках музыки и во внеклассной работе» в сборнике инновации в системе образования Республики Мордовия.