a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки МОУ «Старошайговская СОШ № 2» Попковой Елены Викторовны

Опубликовано: 2015-05-07 09:43:20

Тема самообразования: «Педагогическое сотрудничество в процессе освоения народного музыкального искусства на уроках музыки и во внеклассной работе»

 

«Дари себя детям!» Из « Заповедей» Ш.А.Амонашвили.

 

Цель: определение путей и условий сотрудничества преподавателя с учащимися в процессе приобщения их к народному музыкальному творчеству.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

- определить условные пути приобщения школьников к народному музыкальному творчеству в общеобразовательной школе;

-проследить динамику развития интереса детей к народному искусству в процессе приобщения их к народному музыкальному искусству;

-выявить содержание и разработать механизм сотрудничества преподавателя со школьниками в процессе занятий народным творчеством;

 

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

 

Происходящие в нашей стране социально-экономические изменения сделали неизбежным обновления подхода к воспитанию подрастающего поколения. Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, защита системой образования национальных, региональных, культурных традиций требуют создания нового типа человеческих отношений – таких, как взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество, партнерство, способствующих становлению личности, свободно проявляющее себя в социальных и духовных сферах.

Реформирование образования, рост национального самосознания заставляют нас по новому переосмыслить духовное наследие народа и возможности использования его в воспитательном процессе. Среди первоочередных задач, вставших перед школой, важное место занимает проблема приобщение учащихся к народному музыкальному творчеству, которое как особый пласт искусства имеет не только историческую и эстетическую ценность, но и является важным средством воспитания личности, аккультурации учащихся в национальной культуре, осознание их этнической принадлежности.

Занятие народным творчеством осмысливаются нами как первооснова духовно-нравственного воспитания, создающая возможность развития существенных сил и способностей школьников. Через совместно народно- творческую деятельность целостным педагогическом процессе реализуется активность школьников, удовлетворяются эстетические потребности и формируются художественные интересы.

Проблема приобщения школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Невозможно приобщить детей к народному творчеству, не обеспечив педагогически обоснованное руководства, определенного стиля взаимодействия и взаимоотношения в творческом коллективе, общение, контактов педагога с учащимися. Таковы исходные позиции, которые обусловили выбор темы моей проблемы.

 

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

 

Концепция – это система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающие философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательных целей.

Новизна предусматривает:

-изменение подходов к преподаванию музыки в рамках образовательного учреждения;

- максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету;

- изменения статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;

- ориентация учителя на индивидуальные потребности учащихся;

- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;

- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;

Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества -это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов музыки.

  

3.Наличие теоретической базы опыта.

 

Возможности педагогики сотрудничества, её основные идеи и положения разрабатывались в исследованиях целого ряда учёных.   Работы А. А. Бодарева, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Я. С. Коломинского, И. С. Кола, В. А. Петровского и др. помогли мне и стали базовой основой моей работы. Осуществлён анализ проблем взаимодействия преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, исследованы пути формирования личности учащихся, осуществление сотрудничества на основе зон актуального и ближайшего развития, психологического обеспечения педагогического сотрудничества.

Использования принципов педагогического сотрудничества способствует более продуктивному приобщению школьников к народному творчеству. Ненавязчивость, опора на собственные сущностные силы и интересы ребёнка – таковы основные положения педагогического сотрудничества, позволяющие сформировать устойчивый интерес к народному искусству.

Обращаясь к народному музыкальному творчеству, как средству духовно-нравственного воспитания детей. Я, связываю изучение этого вопроса с многочисленными исследованиями по различным аспектам: народной педагогике – В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Г. С. Виноградова, М. Н. Мельникова и др.; фольклора и фольклоризма – В. П. Аникина, В. С. Гусева, А. С. Каргина, и др.; по проблемам использования народного творчества в музыкальной педагогике – С. С. Балашовой, Л. С. Бабенко, Г. А. Беляковой…

В своей работе особое внимание я уделяю национально-региональному компоненту. Освоению мордовской музыки помогает программа Л. П. Карпушиной «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» . Как на уроках , так и во внеклассной работе мной используется детский музыкальный фольклор. Детям нравится петь всевозможные потешки, прибаутки, колядки, заклички, частушки. Ребята с удовольствием разучивают хороводные, плясовые, шуточные песни, доступные для восприятия и интонирования. Знакомлю учащихся с творчеством мордовских композиторов, с народными инструментами (треугольник, бубен, трещотка, свистулька и др.), с мордовскими танцевальными движениями.

Для полной плодотворной индивидуальной работы с учащимися ведётся разработка дидактического материала для индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся по предмету « Музыка».

На уроках музыки и во внеклассной работе часто использую информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютера активизирует деятельность учащихся, сосредотачивает их внимание, развивает интерес к предмету.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной техники. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки.

Я, как учитель музыки, как просто педагог стремлюсь к тому, чтобы ученик был увлечён учёбой, чтобы учение помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребёнка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание размышлять, вступать в диалог, сотрудничать  с учителем и друг с другом.

 

4. Ведущая педагогическая идея.

 

Воплощая в жизнь свою ведущую педагогическую идею, я поставила перед собой задачу - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала путём педагогического сотрудничества.

Педагогическое сотрудничество – явление двухстороннее, предполагающее участие в нём обоих субъектов педагогического процесса.  Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия – это две стороны «педагогической медали», составляющее её единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых надо приучать, но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя( преподавателя, мастера) – постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включая каждого ученика в активную учебную и учебно-воспитательную деятельность. Раз есть разные учащиеся , значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество – это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся. Лично я учусь читать по лицам учащихся; стараюсь увидеть, чего они ждут от меня. Часто ставлю себя на место своих учеников, стараюсь понять их затруднения. Поощряю даже самые малые попытки детей думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески. Помогаю учащимся достигнуть цели, но не навязываю своего мнения.  Как можно чаще даю учащимся почувствовать радость успеха. Умею прощать мелкие проступки, не возвожу мелочи в принцип. Стараюсь не превращать воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Ко всем учащимся, независимо от симпатий, отношусь ровно, с едиными мерками требовательности. Во взаимоотношениях с учащимися, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижаю человеческого достоинства детей. Всегда поддерживаю бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива, группы.

Дорог к сердцу и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, личность педагога….Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые, вместе с детьми, родителями, общественностью.

 

5.Оптимальность и эффективность средств.

 

Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

В наше время от человека требуется умение принимать нестандартные решения. На своих уроках, при помощи педагогического сотрудничества, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству, как одному из важнейших качеств современного человека. Но так как способности у детей разные, педагог должен увидеть их и помочь им раскрыться.

На своих уроках стараюсь стимулировать творческую деятельность ребят различными средствами и приёмами. Использую методы познавательного характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, педагогическое мастерство, нравственный облик, интеллектуальность являются одним из главных условий эффективности урока и внеклассных мероприятий.

Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение:

-индивидуальной работе – своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать;

-личностно-ориентированному обучению – так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребёнка;

-практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания.

 

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

 

В результате вышеописанных подходов в изучении музыки удалось:

-повысить качество знаний учащихся;

-раскрыть всесторонние способности учащихся;

-научить учащихся быть более уверенными в себе;

-научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;

-учащиеся нашей школы являются участниками и призёрами многих фестивалей и конкурсов различного уровня;

- учащиеся используют знания, умения, навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности в практической жизнедеятельности;

- есть дети, у которых формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах(им. Н. П. Огарёва – факультет национальной культуры);

( МГПИ им. М.Е. Евсевьева)

Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2009 – 2014 гг.

 

Название мероприятия

      

     Уровень

 

Дата участия

 Результат

Подтверждающий

документ

 Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению « Историко-культурное и природное наследие родного края»

 

 

 Республиканский

 

 

 

2012

 

 

 Призёры

 

 

 

   Диплом

Конкурс эстрадной песни « Серебряная музыка»

 Республиканский

 2009

 Лауреат I степени

 

    Диплом

Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

 

Республиканский

 

2011

 Участник

 

    Диплом

Московский международный форум «Одарённые дети»

 Всероссийский

 2009 год

 Участник

 

   Диплом

Московский международный форум «Одарённые дети»

 Всероссийский

 2013год

 Участник

 

   Диплом

Фестиваль народного творчества «Творчество юных» в номинации «Живи народная душа»

 Муниципальный

 2009 год.

      I место

 

   Грамота

Фестиваль народного творчества «Творчество юных» в номинации «Серебряная музыка»

 Муниципальный

 2009 год.

      I место

 

  Грамота

   Детский музыкально-экологический фестиваль «Природа-наш дом родной»

 

 

 Республиканский

 

 

 

 2013

 

 

 

Участие

 

 

 

   Грамота

 

 

          

       Раскрывать  таланты детей , давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.

                    

                   7. Возможность тиражирования.

Размещаю свой опыт на страницах сайта школы.

Для родителей обучающихся провожу беседы, групповые и индивидуальные консультации.

Публикация статьи «Освоение мордовского музыкального искусства на уроках в начальной школе» в сборнике музыкальное образование: проблемы методологии, национально – региональный  подход, педагогические технологии.

Публикация статьи «Освоение программы Л. П. Карпушиной «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» на уроках музыки и во внеклассной работе» в сборнике инновации в системе образования Республики Мордовия. 

Оставить комментарий: