a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок "Может ли музыка выразить характер человека?"

Опубликовано: 2015-05-07 09:44:08

Тема урока« Может ли музыка выразить характер человека?»

 

Цель урока : показать взаимосвязь музыки м живописи через образное восприятие мира.

 

Задачи урока:

  1. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.
  2. Познакомить с занром музыкального портрета.
  3. Сопоставить произведения музыки и живописи.
  4. Показать,как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.
  5. Развивать вокально-хоровые навыки, навыки эмоционального восприятия и исполнения.

Тип урока:   комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма урока: диалог.

 

Оборудование: баян, компьютер, видеопроектор, экран, учебник Т. И. Науменко « Музыка» 5 класс. параграф 23.

Муз. материал: 1.Муз.Д.Б.Кабалевский «Три подружки» (слушание); 2.М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов» (слушание);

3.Р.Н.П. «В хороводе были мы» исполнение.

4.Муз.Е.Четверикова Сл. А. Старикова « Мама и Родина » разучивание.

 

Методы: Словестный, метод выхода за приделы музыки, метод сравнения, метод выразительного показа музыки, метод работы над вокально-хоровыми навыками, метод погружения, наглядно-слуховой, метод обобщения.

 

Х.П.И. Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов.

                                                                                   Н. А. Римский-Корсаков.

  

 План урока.

 

  1. Орг. Момент.
  2. Закрепление пройденного материала
  3. Введение в тему четверти.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Итог урока.

 

Ход урока.

1.Учитель: «Здравствуйте ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Распевание « Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок».

(Проводится рефлексия настроения.)

Исполнение р.н.п. « В хороводе были мы».

У:- какое настроение передаёт нам эта песня?

-Дайте характеристику Соколу Молодчику. (бодрый, весёлый, жизнерадостный…)

Учитель раздаёт группе мальчиков   шумовые инструменты, вторая группа водит хоровод, выберают Сокола Молодчика  и исполняют песню под

аккомпанемент учителя (баян).

 

2. Закрепление пройденного материала.

У:- Мы продолжаем изучение  темы года в 5-м классе « Музыка и её взаимосвязь с другими видами искусства».

- какие виды искусства вы знаете?

Д- (ИЗО, музыка, театр, хореография, литература, кино.)

У- Что является источником, основой для создания произведений искусства?

Д-Жизнь.

У- отсюда такое многообразие образов, характеров, происходит взаимодействие искусств, и рождаются новые жанры.

У- Как связаны литература и музыка?

Д-Литература своим словом даёт жизнь вокальным   произведениям.

У- какие вокальные произведения вы знаете?

Д- Песня, романс, кантата, опера).

У- А что даёт музыка литературе?

Д- В литературных произведениях музыка влияет на сюжет, содержание, герои являются музыкантами.

У- Назовите несколько таких литературных произведений.

Д – Сказка «Музыкант чародей» ,Рассказ «Старый повар»…

 

 3. Введение в тему урока.

 

У -Связь музыки и литературы не только обогащает музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже тесно связаны между собой. ИЗО вдохновляет музыкантов , а  художник Илья Репин говорил: « Без музыки я не мыслю жизни» (Слайд).

У каждого вида искусства свои выразительные средства, но отражают они нашу с вами жизнь. О стремлении не только услышать, но и увидеть музыку написала стихи ленинградская школьница Ира Исакова, композитор Георгий Струве написал музыку к её стихам. Давайте послушаем эту песню «Музыка» (Звучит песня на фоне музыки показ слайдов)

У –Как же мы можем увидеть музыку? (Слушая музыку, или её представляя, мы можем представить, вызвать в нашем воображении живописные образы, даже картины, а всматриваясь в картины или скульптуры мы можем услышать ту или иную музыку, то есть включаем « внутреннее зрение» и « внутренний слух»).

Чтобы понять, как ещё влияет живопись на музыку, нужно знать жанры живописи.

Послушайте эту песню-загадку « О картинах».( на фоне песни  показ слайдов).

У – понравилась вам эта песня?

- О чём рассказала нам она?

- О каких жанрах живописи (ответы детей)

У – Некоторые понятия,жанры живописи (портрет, пейзаж, этюд, иллюстрация, картина), становится музыкальными жанрами.

  

4.Знакомство с жанром музыкального портрета.

У – Сегодня   вы познакомитесь с жанром  -жанром музыкального портрета (Слайд).

В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.

Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? ( Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).

 

Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).

  

Задание № 1.(Слайд). Три портрета: (Злюка, плакса, Резвушка). Послушайте пьесу Д. Б. Кабалевского « Три подружки», и по характеру музыки, её выразительным средствам, определите музыкальный портрет каждой подружки, используя предложенные прилагательные слова на листках (Злюка: резкая, звонкая, отрывистая, акценты, паузы, Плакса: тихая, нисходящие звуки ,остановки, печальная,Резвушка :быстрая, подвижная, энергичная).

 

Это была музыкально – слуховая разминка. А теперь: Валеопауза.

 ( Учитель играет музыку, ученики выполняют движения).

 

Задание № 2. Сейчас вы услышите музыкальный портрет ещё одного героя.

Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).

(Учитель коротко рассказывает биографию Мусоргского).

У – Каким вы представляете себе Варлаама,поющего такую песню.

-Как  характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

- А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон». Критик Стасов сказал о ней : «Варлаамище» из пушкинского « Бдориса  Годунова».

Слайд. Что общего между Варлаамом и Протодьяконом ? ( Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

 

Сравнительная таблица выразительных средств, Слайд.

  

 

И.Репин картина « Протодьякон»

 

М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»

 

 

Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.

 

Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце , грубая манера исполнения.

 

 

 У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.

-Что общего между картиной и песней?

Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.

Учитель исполняет песню Е. Четверикова «Мама и Родина» Слайд

(Вопросы и разучивание песни) ; ( Вокально-хоровая работа)

- В какой форме написана песня?

- Какой лад?

-Какой темп?

- Дайте название этой песни. (ответы детей)

- Почему песня носит такое название?

- Рисует ли нам эта песня образ мамы? и т. д.

 

 4. Итог урока.

 

-Мы сегодня размышляли о том, как музыка может выразить характер человека, своими музыкальными красками, средствами нарисовать портрет человека или другого существа.

- С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились на уроке?

-Какие произведения прослушали? (Ответы детей).

Д.З. Выучить песню «Мама и Родина» , нарисовать образ своей мамы.

Проводится рефлексия настроения.

     Спасибо за урок!

     Молодцы!

Оставить комментарий: