Урок "Может ли музыка выразить характер человека?"
Тема урока: « Может ли музыка выразить характер человека?»
Цель урока : показать взаимосвязь музыки м живописи через образное восприятие мира.
Задачи урока:
- Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.
- Познакомить с занром музыкального портрета.
- Сопоставить произведения музыки и живописи.
- Показать,как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.
- Развивать вокально-хоровые навыки, навыки эмоционального восприятия и исполнения.
Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.
Форма урока: диалог.
Оборудование: баян, компьютер, видеопроектор, экран, учебник Т. И. Науменко « Музыка» 5 класс. параграф 23.
Муз. материал: 1.Муз.Д.Б.Кабалевский «Три подружки» (слушание); 2.М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов» (слушание);
3.Р.Н.П. «В хороводе были мы» исполнение.
4.Муз.Е.Четверикова Сл. А. Старикова « Мама и Родина » разучивание.
Методы: Словестный, метод выхода за приделы музыки, метод сравнения, метод выразительного показа музыки, метод работы над вокально-хоровыми навыками, метод погружения, наглядно-слуховой, метод обобщения.
Х.П.И. Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов.
Н. А. Римский-Корсаков.
План урока.
- Орг. Момент.
- Закрепление пройденного материала
- Введение в тему четверти.
- Объяснение нового материала.
- Итог урока.
Ход урока.
1.Учитель: «Здравствуйте ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Распевание « Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок».
(Проводится рефлексия настроения.)
Исполнение р.н.п. « В хороводе были мы».
У:- какое настроение передаёт нам эта песня?
-Дайте характеристику Соколу Молодчику. (бодрый, весёлый, жизнерадостный…)
Учитель раздаёт группе мальчиков шумовые инструменты, вторая группа водит хоровод, выберают Сокола Молодчика и исполняют песню под
аккомпанемент учителя (баян).
2. Закрепление пройденного материала.
У:- Мы продолжаем изучение темы года в 5-м классе « Музыка и её взаимосвязь с другими видами искусства».
- какие виды искусства вы знаете?
Д- (ИЗО, музыка, театр, хореография, литература, кино.)
У- Что является источником, основой для создания произведений искусства?
Д-Жизнь.
У- отсюда такое многообразие образов, характеров, происходит взаимодействие искусств, и рождаются новые жанры.
У- Как связаны литература и музыка?
Д-Литература своим словом даёт жизнь вокальным произведениям.
У- какие вокальные произведения вы знаете?
Д- Песня, романс, кантата, опера).
У- А что даёт музыка литературе?
Д- В литературных произведениях музыка влияет на сюжет, содержание, герои являются музыкантами.
У- Назовите несколько таких литературных произведений.
Д – Сказка «Музыкант чародей» ,Рассказ «Старый повар»…
3. Введение в тему урока.
У -Связь музыки и литературы не только обогащает музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже тесно связаны между собой. ИЗО вдохновляет музыкантов , а художник Илья Репин говорил: « Без музыки я не мыслю жизни» (Слайд).
У каждого вида искусства свои выразительные средства, но отражают они нашу с вами жизнь. О стремлении не только услышать, но и увидеть музыку написала стихи ленинградская школьница Ира Исакова, композитор Георгий Струве написал музыку к её стихам. Давайте послушаем эту песню «Музыка» (Звучит песня на фоне музыки показ слайдов)
У –Как же мы можем увидеть музыку? (Слушая музыку, или её представляя, мы можем представить, вызвать в нашем воображении живописные образы, даже картины, а всматриваясь в картины или скульптуры мы можем услышать ту или иную музыку, то есть включаем « внутреннее зрение» и « внутренний слух»).
Чтобы понять, как ещё влияет живопись на музыку, нужно знать жанры живописи.
Послушайте эту песню-загадку « О картинах».( на фоне песни показ слайдов).
У – понравилась вам эта песня?
- О чём рассказала нам она?
- О каких жанрах живописи (ответы детей)
У – Некоторые понятия,жанры живописи (портрет, пейзаж, этюд, иллюстрация, картина), становится музыкальными жанрами.
4.Знакомство с жанром музыкального портрета.
У – Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).
В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.
Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? ( Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).
Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).
Задание № 1.(Слайд). Три портрета: (Злюка, плакса, Резвушка). Послушайте пьесу Д. Б. Кабалевского « Три подружки», и по характеру музыки, её выразительным средствам, определите музыкальный портрет каждой подружки, используя предложенные прилагательные слова на листках (Злюка: резкая, звонкая, отрывистая, акценты, паузы, Плакса: тихая, нисходящие звуки ,остановки, печальная,Резвушка :быстрая, подвижная, энергичная).
Это была музыкально – слуховая разминка. А теперь: Валеопауза.
( Учитель играет музыку, ученики выполняют движения).
Задание № 2. Сейчас вы услышите музыкальный портрет ещё одного героя.
Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).
(Учитель коротко рассказывает биографию Мусоргского).
У – Каким вы представляете себе Варлаама,поющего такую песню.
-Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)
- А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон». Критик Стасов сказал о ней : «Варлаамище» из пушкинского « Бдориса Годунова».
- Слайд. Что общего между Варлаамом и Протодьяконом ? ( Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).
Сравнительная таблица выразительных средств, Слайд.
И.Репин картина « Протодьякон» |
М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»
|
Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный. |
Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце , грубая манера исполнения.
|
У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.
-Что общего между картиной и песней?
Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.
Учитель исполняет песню Е. Четверикова «Мама и Родина» Слайд
(Вопросы и разучивание песни) ; ( Вокально-хоровая работа)
- В какой форме написана песня?
- Какой лад?
-Какой темп?
- Дайте название этой песни. (ответы детей)
- Почему песня носит такое название?
- Рисует ли нам эта песня образ мамы? и т. д.
4. Итог урока.
-Мы сегодня размышляли о том, как музыка может выразить характер человека, своими музыкальными красками, средствами нарисовать портрет человека или другого существа.
- С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились на уроке?
-Какие произведения прослушали? (Ответы детей).
Д.З. Выучить песню «Мама и Родина» , нарисовать образ своей мамы.
Проводится рефлексия настроения.
Спасибо за урок!
Молодцы!