Внеклассное мероприяте по МХК 'Путешествие в Древний мир'
Класс: 9 «А» - 9 «Б».
Цель: Закрепление и расширение знаний учащихся о Древнем мире: Античность, Древний Восток, Древняя Русь.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность школьников, углубить знания о Древнем мире.
- Развитие творческих способностей, устной речи учащихся, умения работать в группе.
- Воспитание эстетического вкуса у учащихся и уважения к культуре других народов.
ТСО:
Презентация «Путешествие в Древний мир»: Вопросы IV тура, изображения Чудес света (Стоунхендж, Великая Китайская стена); раздаточный материал: изображения богов (Зевс, Посейдон), ребусы, текст «Чудеса света», изображение Брахмы, Таблица «Боги Древней Греции», карандаши.
Ход проведения мероприятия:
Ведущий 1. Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо. Надписи на камне и глине, старинные книги повествуют об истории первых государств, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях, о культуре народов.
Ведущий 2. О культуре народов повествуют не только книги, но и произведения искусства: храмы, гробницы, картины, скульптуры и пр.
Ведущий 1. Сегодня мы отправимся в путешествие по древнему миру. Окунемся в самые ранние этапы истории, так знакомые всем.
Ведущий 2. Первобытность, Античность, Древний Восток, Славянская Русь…Список можно продолжать бесконечно. Боюсь, что время ограничено.
Ведущий 1. И поэтому мы начинаем игру. В которой примут участие две сильнейшие команды 10 и 11 класса (по 5-6 человек). Вы будете бороться за оценки: 1 место – «5», 2 место – «4».
- I. Визитка
Ведущий 2. За 2 минуты нужно придумать название команды и девиз.
- II. Мифотворчество
Ведущий 1. Командам в конвертах раздаются карточки с именами греческих богов и их функциями. Задача участников как можно быстрее и правильнее составить соответствие.
|
а) Богиня охоты |
|
б) Жена Зевса, богиня семейного очага |
|
в) Бог виноделия |
|
г) Владыка царства мертвых |
|
д) Богиня любви и красоты |
|
е) Богиня победы |
|
ж) Богиня мудрости |
|
з) Бог поэзии |
|
и) Бог - громовержец |
|
к) Бог моря |
|
л) Вестник богов |
|
м) Богиня правосудия |
Ответы: 1 – г, 2 – и, 3 – з, 4 – б, 5 – ж, 6 – м, 7 – л, 8 – а, 9 – д, 10 – в, 11 – к, 12 – е.
- III. Пазл
Ведущий 2. Командам раздаются конверты с разрезанным изображением бога. Задача участников игры как можно быстрее собрать изображение, назвать бога и его функцию.
Зевс (бог – громовержец) и Посейдон (бог моря)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
- IV. Поле чудес
Ведущий 1. На экране проектора появляется квадратное поле, состоящее из 25 секторов (клеток), каждый из которых обозначен цифрой. Под каждой цифрой спрятан свой вопрос. В зависимости от сложности сектора поделены по цвету. Легкие вопросы обозначены желтым цветом – за ответ на него команда получает 1 балл, средние – зеленым – 2 балла, сложные – красным – 3 балла. Команды отвечают в порядке очереди. У каждой команды есть право ответить на вопрос команды - соперника, при отсутствие у них ответа. Команда вправе выбрать сектор любого цвета. На нашем поле чудес есть сюрприз для одной из команд. Один из секторов не содержит вопроса, открыв его, команда получит дополнительные баллы.
Команды тянут жребий.
Вопросы:
- Какой былинный герой игрой на гуслях сумел покорить даже сердце Морского царя? (Садко)
- Какой музыкальный инструмент в русской избе всегда под рукой? (Ложки)
- Про какое дерево мы говорим, что оно самое русское? (Про березку)
- А чем выгоняли нечисть из дома или хворь из тела? (Веником)
- Какое дерево – дерево-плакальщица? (Ива)
- Какая страна является родоначальницей демократии? (Греция)
- Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы. Как называлась это священное место? (Олимп)
- Герой греческой мифологии, который принес людям огонь? (Прометей)
- Назовите “транспорт” домового (Лапоть)
- Первая женщина – летчица из русского фольклора? (Баба-Яга)
- Одни пугают, другие оберегают. В Англии – лев, в Риме – волчица, во
Франции – петух. А в России? (Медведь)
- Животное вскормившее двух братьев основателей Рима? (волчица)
- Приз
- Специальные средства защиты были у каждого дружинника. Среди
них не последнее место занимал шишак. Как ещё можно его назвать? (Шлем)
- Из трех слов выберите то, которое назовет боевое оружие дружинника
дохристианского периода: меч, сабля, кинжал (Важнейшим орудием дружинников в то время был меч. Он был плоский, прямой и тяжелый, длиной около 90 см.).
- Как вы помните, египтяне называли свою страну Кеме. От этого на-
звания произошло наименование науки, которая возникла в Древнем
Египте. Что это за наука? (Химия)
- Чем похожа пушкинская золотая рыбка на крылатого коня Пегаса?
(Золотая рыбка и конь Пегас исполняли желания своего героя, но как
только желания становились безмерными: “стать царицею морскою” –
у Пушкина, “взлететь на Олимп” – в мифах, – то в том и другом случаях
герои остаются “у разбитого корыта”, то есть ни с чем).
- “Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв
с ноги, бросали...” Если башмачок развернулся носом к дому девушки, что
это значило? (Еще год будет дома сидеть).
- Последняя правительница Египта? (Нефертити)
- Что объединяет эти памятники: Египетские пирамиды, Висячие сады, Храм Артемиды в Эфесе, Зевс Олимпийский, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Фаросский маяк, Вавилонская башня и др. ? (Они я вляются Чудесами света)
- Этот правитель вошел в историю как создатель самой большой из великих пирамид Египта. Высота ее достигает 146 метров, площадь основания – 54300 кв. метров. (Хеопс)
- Физик Эйнштейн, писатель Иван Бунин, академик Сахаров, писатель
Солженицын, поэт Борис Пастернак – все эти имена объединены од-
ним словом, пришедшим к нам из Древней Греции и связанным с бо-
гом Аполлоном. Какое это слово? (Это слово – лауреат, что по-латыни значит “увенчанный лаврами”. Слово, обязанное своим происхождением мифу об Аполлоне и Дафне. Не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозеленое растение это стало деревом Аполлона. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических и музыкальных, а потом и на спортивных состязаниях. Отсюда и знакомые всем выражения: лавры пожинать, увенчать лаврами, почивать на лаврах).
- Змея на короне фараона – символ его власти. Изображение какой змеи
украшало корону фараона? (Кобры).
- Осенью 322 года н. э. в Египет вступил великий полководец. Его короновали двойной короной, он принес жертву священному быку Апису. В устье Нила был основан город, получивший его имя. Затем он отправился на восток, чтобы завоевать Персию (Александр Македонский).
- Со стебля снимают верхний слой, белую середину разрезают на тонкие полоски и склеивают между собой. Затем на них наваливают груду камней, сушат и скатывают в трубки. Что получается после этого? (Папирус).
- V. Загадки Индии
Ведущий 2. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой либо части тела бога Брахмы.
Командам раздаются листы с изображением бога Брахмы, рядом с ним указаны касты. Задача участников правильно указать какая каста, из какой части тела бога Брахмы появилась.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
На выполнение - 1 минута.
- VI. Чудо – чудное
Ведущий 1. Знаменитый «отец истории» Геродот Галикарнасский знал семь чудес света. Он совершил большое путешествие, посетил многие страны, знакомился с людьми и записывал все, что узнавал об их прошлом. Но впервые чудеса света, ограничив их семью, классифицировал и описал Филон Византийский. Сохранилось тоненькое (12 стр.) его сочинение, которое называется «О семи чудесах света».
От тех далеких античных времен нас отделяют тысячелетия. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Теперь таких чудес гораздо больше, но по классической версии их 7.
Команды выбирают конверты, в которых содержатся тексты о чудесах света. Они разрезаны на 4 небольших фрагмента. В 1-м – Великая Китайская стена, во 2-м – Стоунхендж. Команды с помощью жребия определяют порядок очереди. Вытаскивают из конверта часть текста и пытаются отгадать чудо света, о котором в нем говорится. Если команда отгадывает с 1 попытки – 4 балла, вытаскивает второй фрагмент – 3 балла, 3 – 2 балла, 4 – 1 балл.
Текст
Стоунхендж
Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Он был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения Трои.
На самой ранней стадии (ок. 3100 года до н.э) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень («Пятка бегущего монаха»), а внутри – расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений.
Позднее в пространстве внутри вала двумя концентрическими кругами были установлены голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубоватого оттенка).
Каменные глыбы этого сооружения достигали высоты почти8 метрови весили 50 тонн.
Великая Китайская стена
Миллионы крестьян были оторваны от земли и своих семей для выполнения задуманной императором гигантской программы общественных работ. Возводились императорские дворцы, храмы, строилась столица и одновременно …
Основная часть сооружения со всеми сторожевыми башнями, сигнальными вышками и гарнизонными поселениями приобрела свои формы еще в III веке до н.э.
Это самое грандиозное сооружение древности за тысячелетия своего существования много раз ремонтировалось, перестраивалось, меняло свой облик: к ней пристраивались новые участки, проводились дополнительные ответвления.
Теперь общая длина всех ее линий –3930 миль(первоначальная длина была1850 миль).
- VII. Рисунок
Ведущий 2. В прошлом конкурсе вы вспомнили мировые чудеса света, теперь ваша задача состоит в следующем: вам нужно придумать свое чудо света и за 3-4 минуты изобразить его на бумаге.
- VIII. Ребус
Ведущий 1. Команды вытягивают по два ребуса. Дается минута, в течение которой участники должны отгадать, что там зашифровано. Учитывается скорость и правильность выполнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Подведение итогов игры.
Ведущий 2. Мы вынуждены закончить наше путешествие по древнему миру. Еще не раз в своей жизни мы будем возвращаться к истории человечества благодаря памятникам культуры и искусства.
Ведущий 1. Спасибо за активную работу и участие в игре. До новых встреч.