Новые педагогические технологии в учебном процессе
По статистическим данным из общего количества обучающихся в классе всего лишь 6 % имеют задатки к изучению иностранных языков. Чтобы увеличить процент желания и интереса к предмету, я стараюсь строить свою деятельность на следующих принципах.
- Повышение мотивации как внутренней (добиться успехов в учебе ради нее самой), так и внешней (дать ученику почувствовать успех в выполнении задания; авторитетные требования учителя, соревнование и т.д.
- Принцип индивидуализации процесса обучения в контексте деятельности человека (круг его дел в семье, школе, городе, стране).
- Принцип успеха и удовольствия реализуется через групповую и парную работу, где результат зависит от личного вклада каждого участника.
- Принцип новизны – разнообразие тем, методов работы, необычных заданий.
Общеизвестно, что школьники легко и непринуждённо усваивают материал, который им доступен, когда виды и приёмы работ при этом интересны для них. Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку на начальном этапе является использование обучающих игр, в том числе, и ролевых. Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению.
(Пример: «Кто ты?», «Снежный ком» и другие)
На среднем этапе обучения уделяю внимание грамматическим, лексическим и фонетическим играм, а также играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений.
Интересно проводятся игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание учеников по описанию внешности, а также ролевые игры: «Экскурсия по школе», «Синхронный переводчик», «Прогулка по городу», «В магазине» и другие.
Широко применяю на уроках парную форму работы. Уже в 5 классе ребята обмениваются четырьмя-пятью репликами. Эта форма обеспечивает работу всего класса.
(Пример: Диалоги «На улице», «Как тебя зовут?»)
Убеждён в том, что качество обучения непосредственно связано с коммуникативной мотивацией. Эффективными приёмами усиления мотивации считаю учебно-речевую ситуацию и ролевую игру. Эти приемы работы вызывают интерес у школьников, активизируют их деятельность, дают возможность проявить свои творческие способности, содействуют более глубокому и прочному усвоению материала на иностранном языке.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности в обучении иностранному языку.
На уроках иностранного языка можно использовать обучающие программы, позволяющие самостоятельно конструировать собственные знания. Можно выделить следующие типы программных продуктов:
- готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам
- мультимедийные энциклопедии
- Интернет
В рамках учебной деятельности как во время уроков так и во внеурочное время мною применяются различные виды работы с учащимися по следующим направлениям:
- проектная деятельность учащихся;
- использование Интернет-технологий.
- проведение тестов
- уроки - слайдовые презентации
Следует отметить, что при использовании компьютера на уроках немецкого языка ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного его участника. Это особенно важно подчеркнуть при сравнении с традиционными формами и методами обучения в школе, при которых учащийся более пассивен.
На основании небольшого опыта можно сказать, что наиболее эффективной формой обучения является такая форма, при которой процесс обучения как таковой тесно связан с активной деятельностью. Использование компьютера на уроках иностранного языка - один из видов такой организации учебного процесса. Наиболее же эффективным является сочетание обычных и игровых форм обучения с использованием новейших технологий.
При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.
Вся организация учебного процесса с использованием данных форм работы должна способствовать повышению результативности обучения, созданию мотивов учения, формированию познавательного интереса, развитию творческой активности учащихся.