Моя педагогическая философия
«Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения»
(Антуан де - Сент - Экзюпери)
История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование. Но самым эффективным, хотя и самым примитивным оказался «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке!
Как ребенку в условиях массовой российской школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе? - Через обучение на основе общения.
Концептуальные положения
- Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов , является одновременно и целью, и средством обучения.
- Язык — это средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.
- Главное в обучении – успех, совместное творчество, создание атмосферы сотрудничества.
По статистическим данным из общего количества обучающихся всего лишь 6 % лингвистически заинтересованных учеников. Чтобы увеличить процент желания и интереса к моему предмету, я строю свою педагогическую деятельность на следующих принципах.
- Повышение мотивации как внутренней (добиться успехов в учебе ради нее самой), так и внешней (дать ученику почувствовать успех в выполнении задания; авторитетные требования учителя, соревнование и т.д.
- Принцип индивидуализации процесса обучения в контексте деятельности человека (круг его дел в семье, школе, городе, стране).
- Принцип успеха и удовольствия реализуется через групповую и парню работу, где результат зависит от личного вклада каждого участника.
- Принцип новизны – разнообразие тем, методов работы, необычных заданий.
- Забота о сохранности физического, психического, духовного здоровья ребенка – норма моей профессиональной повседневной деятельности
Все дети по своей природе фантазеры и творцы. Поэтому каждому ребенку я даю возможность созидать, используя для этого проектную деятельность. Работа над проектом преследует две цели, языковую и общеразвивающую. Через цели реализуются концептуальные положения.
Происходит приобщение к культурным ценностям
В процессе работы моя роль постоянно меняется. Я могу быть лидером и наблюдателем, консультантом и сотрудником.
Проект предусматривает обязательное представление конечного результата. Его плюсы – коллективная деятельность, наглядность, мотивация, успех, межпредметная связь, релевантность.
Я работаю в разноуровневых классах. Опыт показывает, что в проектировании не успешный ребенок вносит свой полезный вклад в работу своим умением сочинять, рисовать, фантазировать. Его «слабость» трансформируется в неотъемлемую часть урока и становится «силой».
Моя задача - заботиться о реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Я всячески поддерживаю и поощряю созидание, учу избегать неудачи, преуспеть, повышая тем самым качество образования по иностранному языку. Я воспитываю у ребят терпимое отношение к чужим взглядам.
«Обучение есть общение обучающих и обучаемых» (В.К. Дъяченко).
Общаясь со своими учениками, я развиваюсь сам и считаю, что для настоящего педагога желание и умение жить в условиях новизны должно быть нормой.