Использование компьютера на уроке иностранного языка.
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности в обучении иностранному языку.
В современных условиях иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня культуры имеет еще и воспитательное значение, т.е. готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с уважением к духовным ценностям других культур.
Выделяют следующие компоненты социокультурной компетенции, развитие которых посредством обучения иностранным языкам может и должно быть эффективным:
- лингвострановедческий (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, общественных групп, диалектов);
- социально – психологический (способность поведения в данной культуре);
-культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). (Воробьев Г.А. Поиск эффективных путей// Иностранные языки в школе. – 2003. -№2.-с.31)
На уроках иностранного языка можно использовать обучающие программы, позволяющие самостоятельно конструировать собственные знания. Можно выделить следующие типы программных продуктов:
- готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам
- мультимедийные энциклопедии
- Интернет
В рамках учебной деятельности как во время уроков так и и во внеурочное время мною применяются различные виды работы с учащимися по трем следующим направлениям:
- проектная деятельность учащихся;
- использование Интернет-технологий.
- проведение тестов
- уроки - слайдовые презентации
Опыт проектной деятельности на уроках немецкого языка с помощью компьютера у учащихся нашей школы небольшой , но на наш взгляд удачный. Учащимся было предложено разработать мультимедийный проект на немецком языке по одной из трех тем:
- школьное мероприятие
- охрана окружающей среды.
- рекламный ролик о стране.
Следует отметить, что при использовании компьютера на уроках немецкого языка ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного его участника. Это особенно важно подчеркнуть при сравнении с традиционными формами и методами обучения в школе, при которых учащийся более пассивен.
(Слайдовая презентация «Добро пожаловать в Швейцарию!» ).
На основании небольшого опыта можно сказать, что наиболее эффективной формой обучения является такая форма, при которой процесс обучения как таковой тесно связан с активной деятельностью. Использование компьютера на уроках иностранного языка - один из видов такой организации учебного процесса. Наиболее же эффективным является сочетание обычных и игровых форм обучения с использованием новейших технологий.
Использование Интернет-технологий является самой молодой и при этом наиболее перспективной формой коммуникации вообще и обучения иностранным языкам в частности. Наши учащиеся, используют Интернет-технологии для подготовки докладов, рефератов, домашних заданий по практике немецкого языка и страноведению (по истории и культуре Германии).
(Проекты: « Великие люди Германии», « Традиционные праздники Германии»)
На основе полученных мною компьютерных знаний были составлены тестовые задания по грамматике и страноведению.
(Демонстрация теста по грамматике «Склонение прилагательных» 7 кл.)
Созданные упражнения-тесты обеспечивают закрепление лексики по рассматриваемой теме, овладение орфографией немецких слов, правильное определение временных форм глагола, правильное употребление глаголов с предложным управлением, чтение и понимание диалогов.
При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.
На основе компьютерной программы с упражнениями-тестами составлены и проводятся уроки немецкого языка в компьютерном классе, которые позволяют быстро и качественно проверить знания учащихся по пройденной теме.
С помощью компьютерной техники и Интернет успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.