a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Такие разные и такие похожие»

Автор: Шабарова Надежда Леонидовна Опубликовано: 2015-05-10 17:27:38

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение ЦРР д. с. «Сказка» Проект на тему: «Такие разные и такие похожие» Подготовила воспитатель: Шабарова Надежда Леонидовна Цель проекта: Помочь детям осознать, что на планете Земля живут люди разных национальностей и Земля является общим домом для всех людей. Задачи: Рассказать детям о том, что люди разные и это хорошо, мы можем многое узнать друг о друге. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем людям Земли, чувство гражданственности. Активизировать познавательный интерес, стремление к самостоятельности и творчеству. Методы исследования( со стороны детей) Спрошу что ни будь у взрослых. Посмотрим в интернете. Посмотрю в энциклопедии. Понаблюдаю за друзьями. Попробую поговорить на другом языке с помощью взрослых Тема: « Таки разные и такие похожие» Появление человека на Земле. На земле живёт много людей. Они отличаются друг от друга( внешне) Люди говорят на разных языках, имеют свои обычаи и традиции. Как я отношусь к другим людям, не похожим на меня. Зачем придумали правила поведения в обществе? Как я могу себя защитить? ( правила безопасности) Земля – общий дом для всех людей. Что значит быть ответственным? Все люди должны жить в мире и беречь свою Землю. Я выбираю са м( а) ! Тема: « Такие разные и такие похожие» Наблюдения Чтение художественной литературы Лепка Рисование Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях Чтение рассказов Составление рассказов Учим стишки песенки Кро с сворды Воспитатель может на стадии подготовке проекта дать задание детям, которые проявляют наибольший интерес к данной теме. Дети вместе с родителями пусть оформят небольшие альбомчики по данной теме, опираясь на примерные методы исследования. Исходя из интересов детей и их родителей, можно легко составить схемы заданий. Предлагается такой вариант раскрытия темы: «Такие похожие и такие разные» Появление человека на Земле Цель: Формировать у детей представления о том, как появился человек на Земле. Материалы: Иллюстрации, картины, книги и энциклопедии. Можно использовать глобус. Ход занятия: Организационный момент. Педагог сообщает, о чём будем беседовать. - Знаете, ребята, раньше, в далёкие – далёкие времена на Земле не было людей( посмотрите на картинку) - В морях и реках жили разные морские животные, давайте их внимательно рассмотрим. ( Дети рассматривают иллюстрации, беседуем о внешнем облике животных) - А по суше ходили динозавры, а потом мамонты. ( Тоже рассматриваем иллюстрации, беседуем) - Потом появился человек. М ногие учёные утверждают, что человек произошёл от обезьяны. Давайте посмотрим на картину, где изображены первые люди и сравним с изображением обезьяны. ( Дети рассматривают, беседуем, рассуждаем) . - Знаете, первые люди ещё ничего не умели: не могли добывать огонь, добывать пищу, одежды у них тоже не было, сложно было жить первым людям. - Но постепенно люди научились добывать огонь, пищу, ночами одеваться в шкуры убитых животных, научились охотиться, строить жилища, ловить рыбу. - Ребята, вы должны запомнить самое главное то, что у человека, в отличи и от обезьяны есть более развитый мозг, он помогает нам думать. - Благодаря своему мозгу первобытные люди, превратились в л юдей как мы с вами сейчас. И произошло это не за год, не за два, а за много сотен лет. - В настоящее время на нашей планете Земля живёт много людей. ( Показывает глобус) - Посмотрите – это глобус, глядя на него, мы можем рассмотреть те мест а где живут люди. ( рассматриваем глобус, рассуждаем) Игра: «Что было до » Воспитатель просит детей встать на ноги и изобразить, что было на Земле до появления человека. ( дети изображают море, а так же древних животных) Воспитатель отгадывает. - Хорошо, молодцы, вот сколько нового мы узнали. Воспитатель подводит итог. Внешние признаки отличия людей. Цель: Воспитывать у детей доброе отношение к людям, желание взаимодействовать с ними. Материалы: Схемы, кукла, картины с изображением людей других рас. Ход занятия: Организационный момент. - ( вспоминаем о том, о чём беседовали на прошлом занятии) - Молодцы, всё вспомнили, а сегодня я расскажу вам людях, которые похожи на нас и отн осят ся к другим расам. - Ребята, вы знаете, когда вы родились, каждому из вас при рождении дали имя и фамилию. Но тем не менее каждый человек в отдельности уникален и неповторим. Мы люди отличаемся друг от друга по росту, весу, полу, по цвету глаз, волос. ( п оказывает куклу) . - Как вы думаете, кукла и человек похожи? ( рассуждения детей) - Да, куклу создали по подобию человека, но вы помните всегда, что человек может думать, размышлять, потому, что у него есть самый важный орган- мозг, а кукла этого делать не может. ( показывает картинку с людьми других рас. ) - Ребята. А это кто? - Д: - Это люди. - Какие милые, правда? Чем они отличаются друг от друга? ( цветом кожи, цветом и разрезом глаз) - Люди, живущие в одном месте и имеющие одинаковый цвет кожи, называют расой. Сколько здесь рас? ( ответы детей) - Мы относимся к белой расе потому, что у нас белый цвет кожи. - Ребята, а как вы думаете, могут ли все трое этих людей одинаково петь? Рисовать? Быть добрыми? Конечно, это не зависит от цвета глаз и кожи. А вы когда – ни будь видели людей с чёрной кожей? Можно ли их разглядывать и что – то говорить вслух? ( ответы детей) - Нет, это непринято и неприлично. Игра: «Кто к какой расе относится? » Подобрать нужные картинки с изображением людей разных рас. Разделить на группы. Воспитатель подводит итог занятия. Люди говорят на разных языках. Имеют свои традиции и обычаи. Цель: Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем л юдям Земли, их традициям и обыча ям. Материалы: Иллюстрации « Дети разных национальностей». Аудиозапись( разговор детей на разных языках) Ход занятия: Организационный момент. - Ребята, давайте вспомним. О чём мы беседовали на прошлом занятии. ( о тветы детей) . Воспитатель обобщает. Сообщает о чём пойдёт речь сегодня. - Ребята, в России живёт мало людей других рас, кроме белой. Но есть много людей различных национальностей. Это люди, которые говорят на языке своей нации, например: русские – на русском, белорусы – на белорусском, татары – на татарском. У каждой нации на своём языке есть песни, сказки, разные книги. А ещё у людей каждой нации есть свои национальные костюмы. ( Показывает иллюстрации людей в национальных костюмах) Дети рассматривают, беседуют, сравнивают. Если есть возможность можно принести в группу костюмы детей разных национальностей, дать детям примерить. Далее воспитатель на своё усмотрение может подобрать примеры традиций и обычаев других стран и рассказать об этом детям. Будет очень интересно. - Ребята, послушайте: ( включает аудиозапись разговора на других языках) Правда, красиво звучат другие языки? Если у вас мама, например, знает какой – нибудь язык и папа знает, вы можете поучиться говорить на двух языках сразу. А можно поучиться у бабушки и дедушки. В школе вы так же будите изучать иностранный язык, а когда изучите, можно спокойно посетить ту страну мира, где говорят на таком языке. - Ребята, а как вы думаете, люди разных национальностей могут жить рядом? ( ответы детей) - Да, могут, они могут дружить, могут быть соседями, пожениться. – А может быть плохая национальность? - Конечно, нет. Никогда. Есть просто злые люди, а вот цвет кожи, то на каком языке говорят, в какой одежде ходят – Это не име е т значения. - Запомните, надо уважать всех людей и со всеми дружить и жить в мире. Игра: «Мы такие разные »( собрать разрезные картинки людей в национальных костюмах) Воспитатель подводит итог занятия. Как я отношусь к другим( людям) детям. Цель: Воспитывать доброе отношение к детям, желание и умение считаться с их правами, развивать способность к оценке и самооценке умение сравнивать, высказывать суждения. Материал: Чудесный мешочек, в нём мягкая игрушка, которую трудно узнать Ход занятия: Организационный момент. ( Вспоминаем, о чём говорили на прошлом занятии) - Сегодня мы поговорим о том, как мы относимся друг к другу. - Скажите, если бы кто- то из вас был на свете один, легко ли ему было бы жить? ( ответы детей) - Я согласна, что без взрослых прожить трудно. Мы многое не знаем, кто нас будет кормить, одевать, учить? У каждого из нас есть родители, бабушки, дедушки. Они заботятся о нас. Зачем тогда нужны ровесники, друзья, такие же дети как вы? ( ответы детей) - Да, чтобы вместе играть, дружить, делиться, жалеть, уступать. - А вы умеете договориться друг с другом? С кем легче договориться с мальчиком или с девочкой? Почем? Вам приятно, когда такие дети рядом? ( ответы детей) - Ребята, а как поступать, если одной игрушкой хотят играть двое и не хотят друг другу уступать? ( ответы детей) - Нужно использовать считалку или жребий, так будет справедливо. - А вот если вас кто- то толкнул и сразу попросил прощения и пожалел, как вы поступите? ( ответы детей) - Умнее было бы просто простить, а не начинать сразу ссору или драку. – Ребята, а вам бы понравилось, если кто – то про вас сказал, например, «какие большие у тебя уши» или позвал вас «очкариком». ( ответы детей) - Я согласна, любому человеку было бы неприятно такое услышать. Нельзя вести себя бестактно, безжалостно и грубо. Если вдруг вы нечаянно сказали про другого человека, не желая его обидеть, просто извинитесь и это будет значить, что вы раскаялись в своём поведении. - А как вы думаете, спорить можно с другими детьми? ( ответы детей) - А давайте попробуем поспорить, что у меня в этом «чудесном мешочке? »( показывает после того как дети угадывают с помощью наводящих вопросов, достаёт игрушку) - Мы сейчас спорили, а не ссорились. Если спорить по правилам, то ссор не будет. И запомните некоторые правила, которые помогут вам жить дружно со всеми: - уметь договариваться, соблюдать очерёдность; - уступать, не решать ссору кулаками; - не допускать бестактность, прощать; - говорить не перебивая, не обзывать, не кричать. Воспитатель подводит итог занятия. Вместе повторяют правила. Зачем нужны правила? Цель: Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, формировать умения и навыки поведения в обществе. Материал: Картинки с правильным и неправильным поведением в обществе Ход занятия: Организационный момент. ( Вспомним о чём говорили) - Сегодня мы решим, какие правила нужно знать, если тебе 6 лет. Ребята, скажите, зачем нужны правила, например, в игре? ( ответы детей) - Да, правила есть для тех кто сидит за столом, кто едет в транспорте, кто разговаривает и кто спорит, для детей которые идут в гости или принимают гостей. - Расскажите правила поведения за столом? ( ответы детей) Воспитатель ставит проблемные ситуации например, если вы не знаете как пользоваться ножом, или как правильно есть, что нужно делать? - Расскажите правила поведения в транспорте? ( ответы детей) - А почему нельзя есть в транспорте? Вы видите в автобусах грязь, разорванные и разрисованные сиденья? Кто это делает? Можно их назвать нарушителями? Что они нарушают? ( ответы детей) - Да, они нарушают правила, законы. А почему они это делают? - Потому что похожие дети и люди невежи. Они не умеют себя вести правильно. А вы соблюдаете правила? ( ответы детей) - Знаете. Ребята. Правила есть не только в нашей стране, но и в других странах. Другие дети их тоже соблюдают. ( Можно рассказать несколько правил других странах, привести пример) - Ребята у меня есть вот такие интересные картинки. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что можно, что нельзя» и закрепим знания о правилах поведения в обществе. - На магнитную доску справа мы поместим те правила, которые правильные, а слева правила и действия неверные. Дети выходят, размещают картинки, воспитатель контролирует, просит, чтоб дети объяснили свой выбор. - А теперь, ребята, задумайтесь, всегда ли вы делаете так как в правой части доски? ( ответы детей) - Я хочу пожелать вам, ребята, чтобы вы делали всё правильно. Ведь правила и законы придумали для того, чтобы их выполнять! Как я могу себя защитить? Цель: Формировать понятие о необходимости знать данные о себе, умение вести себя в любом месте. Воспитывать уверенность в своих силах. Материал: Иллюстрации на тему: « Правила безопасности», мяч. Ход занятия: Организационный момент. ( Вспомним о чём говорили) - Сегодня, ребята. Мы говорим о том. что должен знать каждый взрослый человек или ребёнок. ( Показывает иллюстрацию « Ребёнок потерялся») - Ребята, посмотрите на картинку, как вы думаете. что произошло? ( ответы детей) - Да, в ерно, р ебёнок потерялся, как нужно себя вести, что делать? - если рядом есть милиционер, то обратиться к нему, - попросить помощи у других людей, которые находятся рядом, - сообщить данные о себе: фамилию, имя, адрес, телефон. - нельзя уходить с того места, где тебя оставили. ( Можно проиграть эту ситуацию, для закрепления знаний) - Ребята, а вам приходиться оставаться дома одним? Как себя нужно вести в этой ситуации? ( ответы детей) - А сейчас побеседуем о правилах поведения на улице. ( Показывает иллюстрацию, а дети объясняют можно так делать или нет, почему. ) - Ребята, если на вас вдруг кто – то напал, начал драться или хотят силой заставить что – то делать, как вы можете себя защитить? ( ответы детей) - Да, ребята, дети ещё слишком малы, чтобы как следует за себя постоять, но вы должны знать, что нарушив ваши права взрослые или другие дети понесут ответственность за это. Нужно кричать. Сопротивляться, позвонить по телефону. Игра: «Назови и расскажи» Воспитатель бросает мяч, к кому он прилетит, тот ребёнок называет ситуацию и рассказывает как себя вести. - Ребята, о бязательно запомните своё имя, ф амилию, отчество, адрес, телефон, запомните, как вести себя на улице, дома, что делать если потерялись. - Правила безопасности важны для всех детей на всей Земле. Даже не зависимо от того, на каком языке они говорят и где живут. ( Примеры о правилах безопасности в других странах. ) Что значит быть ответственным? Цель: Развивать чувство ответственности, научить оценивать свои поступки, оценивать доброжелательно. Материалы: Фишки в тарелочке, мяч. Ход занятия: Организационный момент. ( Вспомним о чём говорили) - Ребята, сегодня мы поговорим с вами об ответственности. Кто знает, что значит ответственный человек? ( ответы детей) - Ребята, это человек, который обязательно выполняет всё, что обещал, и ни кто ему не напоминает. - У меня есть тарелочка, в ней фишки, сейчас я буду называть действия, за которые вы несёте ответствен н ость сами и ни кто вам о них н е напоминает, если вы так делаете, то возьмите себе фишку за каждое действие. - Я без напоминания чищу зубы, приходя с улицы мою руки с мылом, аккуратно складываю и вешаю одежду, иду спать как скажут родители, меня зовут 1 раз к столу, без разрешения не беру опасные предметы и т. п. ( Подсчитаем фишки) - У кого больше всех, их можно назвать ответственными и обязательными. А как вы думаете когда человек учится быть ответственным? ( ответы детей) - Конечно, в детстве. Я думаю, что у каждого из вас есть обязанности: например, убрать постель, игрушки. Расскажите о своих обязанностях. - У вас, наверное, дома есть питомцы, кто о них заботится? Что может случиться, если вы не будите кормить котёнка, щенка, рыбок? ( ответы детей) - Ребята, как вы думаете, кто в нашей группе ответственный? Почему? - У кого есть младшие братишки и сестрёнки. Вы за них в отвечаете? ( ответы детей) - Хорошо, знаете. ребята, кто ещё до школы научился ответственно выполнять поручения, без на поминания, т о ему будет потом проще учиться в школе. Игра: «Скажи на оборот» Воспитатель говорит, например, «Я никогда не убираю игрушки», а ребёнок, у которого мячик, говорит на оборот и т. д. Я выбираю са м( а) ! Цель: Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб других. Материалы: Мелкие предметы для жребия. Ход занятия: Организационный момент. ( Вспомним о чём говорили. ) - Ребята, когда появляется ребёнок, мама с папой придумывают ему имя, а вот вы потом выбираете как вас лучше называть. Скажите. к ак вас мама с папой называют? ( ответы детей) - Как вы думаете, почему никто не выбирает такие имена как: Машка, Танька, Сашка? - Да, это грубо, обидно, тот кто вас так называл, нарушает ваше право выбора. - А что ещё можно ещё выбирать? Игрушку, правильно? Если вы выбирали игрушку у себя дома. Разрешение не обязательно спрашивать, но если в группе у вас есть игрушки, которые можно брать с разрешением, лучше спросить воспитателя. - А если вы в гостях, можно выбрать игрушку? - Можно, но только нужно спросить разрешения! - Ребята, а если бывает такое, что несколько человек смотрят телевизор, одним нравиться, а другие хотят переключить, что делать? ( ответы детей) - Можно вытянуть жребий или выбрать очередь по считалке? - Можно выбрать одежду? ( рассуждения детей) - Я думаю, что можно, но прежде спросить разрешение у мамы( может она не успела что- то прогладить или постирать) - Так же в магазине, можно выбрать что- то вкусное, но прежде спросить у родителей купят ли они это. - Ребята, вы имеете право заниматься тем, чем хотите, например, играть, рисовать, но что делать, если все садятся обедать, а вы не закончили играть? ( ответы детей) - Как вы считаете, вы имеете право сказать: «Мне это не нравиться», «Я это не хочу делать»( ответы детей) - Вы имеете право так сказать, но только это делать нужно вежливо и спокойно. И обязательно считаться с мнением людей и правилами. Игра: «Да и нет, не говорите» Земля – общий дом для всех людей. Цель: Помочь детям осознать, что Земля является общим домом для всех людей. Материалы: Глобус, карты материков и океанов, картинки с изображением людей разных национальностей, рас. Ход занятия: Организационный момент. ( Вспомним о чём говорили) - Ребята, посмотрите( показывает глобус) это глобус, уменьшенная модель Земли. Мы знаем, что Земля это планета, на которой есть жизнь, посмотрите, сколько материков и океанов на Земле. Земля – дом для всего живого: человека, растений, животных. Мы узнали, что на Земле есть много разных стран. Всех людей живущих на Земле называют – земляне. Мы с вами живём вот здесь( показывает на глобусе) , африканцы – вот здесь( показывает на глобусе) , арабы – вот здесь( показывает на глобусе) . - А сейчас я хочу включить вам небольшой видеофильм: « Земля – наш общий дом»( после просмотра задают вопрос) . Воспитатель показывает карту: - А это, ребята. К арта, здесь тоже есть материки и океаны, посмотрите. Давайте мы с вами попробуем вместе расселить людей на Земле. Будем вспоминать как выглядят люди разных рас, национальностей( вместе с воспитателем дети работают, потом объясняют и ещё раз повторяют название материков, людей разных рас, национальностей) . Игра: « Собери материки»( разрезные картинки) .

Оставить комментарий: