Описание опыта работы
Документы для скачивания
Развитие творческих способностей дошкольников средствами дизайн-деятельности
Содержание
Введение |
3 |
Проблема взаимоотношений детей и взрослых |
3 |
Начало пути |
4 |
Создание условий |
5 |
Проект будущего |
6 |
Результат и качество совместной деятельности |
7 |
Заключение |
8 |
Литература |
9 |
Приложение |
10 |
Введение.
«Красота спасёт мир!» Есть в мире такая красота, которая всегда актуальна. Это, прежде всего, красота души, включающая в себя все положительные человеческие качества: доброту, честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно меняться на разных этапах жизни человечества.Это красота, созданная руками человека. А если это сделано руками самого главного человека нашей жизни – ребёнка – то ещё более ценно и неповторимо.
Миру, человеку, ребёнку необходимо развиваться. Каждый работодатель доволен умелым порядочным сотрудником, выполняющим план работы. Но все хотят креативную, творческую, интересную личность. Появляется потребность в новых предметах, людях, профессиях. Одна из таких профессий – дизайнеры. Дизайнеры – это люди с необычным взглядом на обычное, которые обращают внимание на детали, обладают целостным мышлением, предлагают идеи, выходящие за рамки существующих решений. Именно этими чертами обладают в полной мере дети дошкольного возраста. Любой ребенок от природы – дизайнер. Ну, а задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления. Детский дизайн – это новый вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности
Исследователь изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик, как живопись, музыка, поэзия, наука. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые.
Детский дизайн – особый вид художественно-декоративной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Направление детский дизайн является не новым, а скорее, молодым. Оно сравнительно недавно вошло в практику детских садов как самостоятельная художественно-декоративная деятельность. Но, не смотря на это, количество педагогов, интересующихся и внедряющих данное направление в практику, стремительно растёт. К их числу отношусь и я.
Проблема взаимоотношений детей и взрослых.
У взрослых – очки, большие портфели, такие огромные гири – гантели, приемник, который на шею надет. А такого красивого стеклышка нет! Все у них есть – И часы, и браслет… А такого красивого стеклышка нет!
На мой взгляд, Эмма Мошковская, автор стихотворения, поэтично обозначила проблемы, которые существуют в современном обществе, в мире взаимоотношений взрослых и детей. Ребёнок видит счастье и радость в том, в чём, к сожалению, не видим его мы, взрослые. Признание интересов и потребностей, исходящих от самих детей, поддержка, уважение и сотрудничество с ними – одна из проблем и задач современного взрослого.
Мне захотелось показать невнимательным взрослым, что продукт детской творческой деятельности оригинален, неповторим и достоин признания и применения в нашем общем окружающем мире, где дети и взрослые по значимости не уступают друг другу.
Активно и намеренно занимаюсь этой проблемой второй год. На данный момент с детьми 4-5 лет.
Начало пути.
Ещё до становления какой-либо системы в работе по данному вопросу, занимаясь с детьми старшего дошкольного возраста, интересовалась детским дизайном и вовлекала в эту деятельность своих ребят и педагогов нашего учреждения. Провела открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста по дизайну «Букет конфет» (приложение 1), мастер-класс для педагогов «Дизайнеры на старый лад» (приложение 2). Увидела удивление и радость в глазах детей, восхищение, поддержку и заинтересованность со стороны педагогов, и творческий процесс в моей голове начал активно набирать обороты в данном направлении.
В результате у меня возникла идея создания системы занимательной творческой деятельности «Праздничный дизайн» для детей старшего дошкольного возраста.
К тому моменту возраст моих малышей был 3-4 года. И я столкнулась с проблемой: дети в силу своего возраста не способны к созданию готового оригинального продукта детского дизайна. Им просто не хватает определённых навыков. Я поняла, что для реализации моих замысловнеобходима длительнаяпредварительная работа. Так родилась исходная цель моей дальнейшей деятельности.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников и развития их дизайнерской деятельности.
Задачи поставила исходя из условий развития детского дизайна как одного из видов творческой деятельности.
Условия |
Задачи |
1. Воображение и восприятие – основные психические процессы, влияющие на развитие творческой деятельности. |
Развивать воображение и восприятие.
|
2. Эстетически грамотная среда. |
Организовать развивающую предметно-пространственную эстетически оформленную среду |
3. Детская заинтересованность и способность заниматься дизайн-деятельностью. |
Формировать познавательный интерес через включение детей в разные виды деятельности. |
4. Оформление и использование детских работ в быту, играх, интерьере. |
Знакомить с элементами детского дизайна, способствовать развитию умения создавать коллективные и индивидуальные продукты детского дизайна на основе приёма сотворчества. |
5. Родители - помощники в становлении творческой личности ребёнка. |
Формировать партнёрские взаимоотношения с родителями и вовлекать их в совместную творческую деятельность. |
6. Раннее начало. |
Максимально использовать возможности сензитивного периода. |
7. Творческая личность педагога. |
Повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагога (акмеологическая компетентность). |
Создание условий.
Для реализации поставленных задач и достижения намеченной цели я приступила к созданию необходимых условий.
На основе тематических недель и задач, предложенных в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, с учётом интеграции образовательных областей, предварительной работы и ожидаемого результата мною разработано подробное тематическое планирование (приложение 3)занимательной деятельности для детей 3-4 и 4-5 лет по следующим видам деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В плане отображены задачи, методы, техники, материалы, интеграция образовательных областей, предварительная работа и ожидаемый результат к каждому конкретному виду детской деятельности по определённой тематике.К каждой тематической неделе и соответствующему ей виду деятельности подобрала приложения – стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физкультминутки (приложение 4).
Первостепенным условием является организация развивающей предметно-пространственной среды. А один из принципов ФГОС дошкольного образования гласит: ребенок – полноценный участник (субъект) образовательных отношений. Так почему не организовывать и не создавать среду вместе с детьми, в соответствии с их интересами, с учётом их желаний и признанием значимости каждого ребёнка как участника в создании, благоустройстве и оформлении среды?! Используя приём сотворчества, мы вместе с детьми создаём продукты детского дизайна, которые находят своё применение в оформлении группы и всего детского сада, в быту. Сделала подборку игр на развитие воображения, которые обогащают фантазию и развивают творческое мышление. Подготовила презентацию для педагогов и консультацию для родителей «Типовые приёмы фантазирования» (приложение 5). Кроме консультаций (приложение 6), которые я предлагаю родителям в печатном и электронном варианте (на сайте детского сада и на персональном сайте), вовлекаю их в совместную деятельность. У нас существуют творческие домашние задания по теме недели, в которых предлагаю закрепить родителям вместе с детьми то, чем занимались в группе.Так появилась система дизайнерских домашних работ, каждая из которых уникальна. Также провожу мастер-классы, практикумы для родителей и детей по ознакомлению с различными техниками в изобразительной деятельности, где дети выступают помощниками и педагогами своих пап и мам, т.к. с данной техникой они уже знакомы.
Постепенно вводимые элементы дизайна (разнообразный декор, украшения интерьера, подарки и др.) в деятельность детей 3-5 лет, в старшем дошкольном возрасте перерастут в способность и готовность ребёнка к дизайн-деятельности в более широком понимании. Таким образом, совместное творчество, понимание и уважение друг друга, наличие необходимых условий, созданных всеми участниками образовательного процесса, приведут нас к возникновению потребности и готовности старших дошкольников к дизайн-деятельности.
Проект будущего.
Идейная перспектива «Праздничный дизайн».
«Праздничный дизайн» – это система совместной деятельности по созданию готовых дизайнерских продуктов в процессе ознакомления детей с нетрадиционными праздниками.
Праздничный дизайн, основная цель которого – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, способствует и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений дошкольного образования.
Достижение результата возможно при решении следующих задач:
- Образовательные.
- Продолжать знакомить детей с разнообразными техниками изобразительной деятельности, материалами и способами работы с ними.
- Формировать представления детей о многообразии праздников, их содержании и традициях.
- Способствовать созданию неповторимого образа с помощью применения полученного опыта.
- Развивающие.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать чувство прекрасного.
- Развивать восприятие, воображение, фантазию.
- Развивать пространственное мышление, композиционные способности, чувство ритма, цветовосприятие.
- Воспитательные.
- Воспитывать уважение к труду взрослого, к собственному труду, к предметам, созданным руками человека.
- Воспитывать желание создавать что-то новое, интересное, нужное.
- Воспитывать умение работать в коллективе, вместе с взрослым, формировать навыки коллективного творчества.
- Поддерживать желание доставлять радость себе и окружающим.
- Способствовать возникновению у детей уверенности в себе, своей значимости, в том, что продукт их деятельности интересен окружающим.
Предполагаемый результат.
- Устойчивый интерес у дошкольников к рукотворному миру человека.
- Наличие умения создавать композицию, подбирая наиболее подходящие материалы, средства выразительности, техники.
- Представления о многообразии праздников, их содержании, традициях.
- Уверенность в себе и своей деятельности, творческая открытость и эмоциональная удовлетворённость.
Итак, на данный момент, я поставила цель,выделила задачи дизайн-деятельности, наметила результат. Определила перечень нетрадиционных праздников, с которыми нам предстоит познакомиться. Это всемирный день животных, международный день спасибо, международный день солнца, международный день танца, всемирный день поэзии, день рождения Деда Мороза, день дизайнера, день кошек в России и др. В разработке находится содержание занимательной творческой дизайн-деятельности старших дошкольников.
Результат и качество совместной деятельности.
«Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу».
А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания.
( Сухомлинский В.А.).
Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в совершенствовании и становлении личности ребёнка. Личности, обладающей всеми положительными и необходимыми качествами для полноценной жизни: уверенность, открытость, индивидуальность, любознательность, уважительность, доброта, нравственность, коммуникабельность, креативность и др. Для меня и для ребёнка не важно – ровный получился шарик из пластилина или не очень, симметричный узор на ковре или не совсем. Это дело времени. Важно – какие эмоции получил ребёнок в процессе деятельности, какие усилия приложил для этого, каким мотивом руководствовался. И самое главное – будет ли это творчество сопровождением всех сфер его жизни. Это и есть качественный результат – не цифра и диаграмма, а счастливый человек!
Заключение.
В заключении ещё раз хочу обозначить суть проблемы: отсутствие интереса взрослых к деятельности детей, невнимательность со стороны педагогов и родителей к интересам и потребностям ребёнка, снижение желания, а иногда и возможности, современного родителя творчески проводить совместный досуг. «Вечная» занятость родителей в скором времени может привести к таким печальным последствиям, как отчуждение, конфликты, непонимание, обиды.
Считаю себя ответственной за решение существующих проблем в современном обществе. Стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, творчески насыщенной. Стараюсь помочь родителям понять своих детей. Дружеские отношения, которые неизбежно возникают во время совместного творчества, сослужат хорошую службу в настоящем и в будущем, когда ребёнок подрастёт и у него появится своя взрослая жизнь, надеюсь, творческая и счастливая.
Литература.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
- Компанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Развитие художественно-творческих способностей у детей: Методическое пособие для воспитателей. Шахты. Изд-во АО ф. «Принтер», 1996. – 76с.
- Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
- Терещук М.Н. Занятия по изобразительному искусству с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / - Я.: ИПК работников образования, 1998. – 98с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Журналы.
- Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?»// Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 80.
- Ярыгина А. «Графический дизайн. Что это такое?» // Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 35.
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
Интернет-ресурсы.
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4628/Itemid,88/ (06.11.2014)
- http://900igr.net/prezentatsii/izo/Detskoe-tvorchestvo/012-B.-M.-Teplov.html (18.11.2014)
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/29/detskiy-dizayn (21.11.2014)