a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Описание опыта работы

Автор: Гусева Ирина Александровна Опубликовано: 2015-05-14 12:38:29

 

Развитие творческих способностей дошкольников средствами дизайн-деятельности

 

Содержание

        

Введение  

3

Проблема взаимоотношений детей и взрослых                                                                        

3

Начало пути

4

Создание условий

5

Проект будущего

6

Результат и качество совместной деятельности                                                                             

7

Заключение 

8

Литература

9

Приложение

10

 

Введение.

          «Красота спасёт мир!» Есть в мире такая красота, которая всегда  актуальна. Это, прежде всего, красота души, включающая в себя все положительные человеческие качества: доброту, честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно меняться на разных этапах жизни человечества.Это красота, созданная руками человека. А если это сделано руками самого главного человека нашей жизни –  ребёнка – то ещё более ценно и неповторимо.

         Миру, человеку, ребёнку необходимо развиваться. Каждый работодатель доволен умелым порядочным сотрудником, выполняющим план работы. Но все хотят креативную, творческую, интересную личность. Появляется потребность в новых предметах, людях, профессиях.  Одна из таких профессий – дизайнеры.  Дизайнеры – это люди с необычным взглядом на обычное, которые обращают внимание на детали, обладают целостным мышлением, предлагают идеи, выходящие за рамки существующих решений. Именно этими чертами обладают в полной мере дети дошкольного возраста. Любой ребенок от природы – дизайнер. Ну, а задача взрослых – поддержать его инициативу и нестандартность мышления.  Детский дизайн – это новый вид детской деятельности, это форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных методик изобразительной деятельности 

        Исследователь изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

         Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик, как  живопись, музыка, поэзия, наука. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые.

         Детский дизайн – особый вид художественно-декоративной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.  Направление детский дизайн является не новым, а скорее, молодым. Оно сравнительно недавно вошло в практику детских садов как самостоятельная художественно-декоративная деятельность. Но, не смотря на это, количество педагогов, интересующихся и внедряющих данное направление в практику, стремительно растёт. К их числу отношусь и я.

 

Проблема взаимоотношений детей и взрослых.

У взрослых – очки,  большие портфели,  такие огромные гири – гантели,  приемник, который на шею надет.  А такого красивого стеклышка нет!  Все у них есть –  И часы, и браслет…  А такого красивого стеклышка нет! 

         На мой взгляд, Эмма Мошковская, автор стихотворения, поэтично обозначила проблемы, которые существуют в современном обществе, в мире взаимоотношений взрослых и детей. Ребёнок видит счастье и радость в том, в чём, к сожалению, не видим его мы, взрослые. Признание интересов и потребностей, исходящих от самих детей, поддержка, уважение и сотрудничество с ними – одна из проблем и задач современного взрослого.

Мне захотелось показать невнимательным взрослым, что продукт детской творческой  деятельности оригинален, неповторим и достоин признания и применения в нашем общем окружающем мире, где дети и взрослые по значимости не уступают друг другу.

Активно и намеренно занимаюсь этой проблемой второй год. На данный момент с детьми 4-5 лет.

 

Начало пути.

         Ещё до становления какой-либо системы в работе  по данному вопросу, занимаясь с детьми старшего дошкольного возраста, интересовалась детским дизайном и вовлекала в эту деятельность своих ребят и педагогов нашего учреждения. Провела открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста по дизайну «Букет конфет» (приложение 1), мастер-класс для педагогов «Дизайнеры на старый лад» (приложение 2). Увидела удивление и радость в глазах детей, восхищение, поддержку и заинтересованность со стороны педагогов, и творческий процесс в моей голове начал активно набирать обороты в данном направлении.

       В результате у меня возникла идея создания системы занимательной творческой деятельности «Праздничный дизайн» для детей старшего дошкольного возраста.

       К тому моменту возраст моих малышей был 3-4 года. И я столкнулась с проблемой:  дети  в силу своего возраста не способны к созданию готового оригинального продукта детского дизайна. Им просто не хватает определённых навыков. Я поняла, что для реализации моих замысловнеобходима длительнаяпредварительная работа. Так родилась исходная цель моей дальнейшей деятельности.

         Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников и развития их дизайнерской деятельности.

         Задачи поставила  исходя из условий развития детского дизайна как одного из видов творческой деятельности.

Условия

Задачи

 1. Воображение и восприятие – основные психические процессы, влияющие на развитие творческой деятельности.

Развивать воображение и восприятие.

 

 2. Эстетически грамотная среда.

Организовать развивающую предметно-пространственную эстетически оформленную среду

 3. Детская заинтересованность и способность заниматься дизайн-деятельностью.

Формировать познавательный интерес через включение детей в разные виды деятельности.

 4. Оформление и использование детских работ в быту, играх, интерьере.

Знакомить с элементами детского дизайна, способствовать развитию умения создавать коллективные и индивидуальные  продукты детского дизайна на основе приёма сотворчества.

 5. Родители - помощники в становлении творческой личности ребёнка.

Формировать партнёрские взаимоотношения с родителями и вовлекать их в совместную творческую деятельность.

 6. Раннее начало.

Максимально использовать возможности сензитивного периода.

 7. Творческая личность педагога.

Повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагога (акмеологическая компетентность).

 

Создание условий.

      Для реализации поставленных задач и достижения намеченной цели я приступила к созданию необходимых условий.

На основе тематических недель и задач, предложенных в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, с учётом интеграции образовательных областей, предварительной работы и ожидаемого результата мною разработано подробное тематическое планирование (приложение 3)занимательной деятельности для детей 3-4 и 4-5  лет по следующим видам деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В плане отображены задачи, методы, техники, материалы, интеграция образовательных областей, предварительная работа и ожидаемый результат к каждому конкретному виду детской деятельности по определённой тематике.К каждой тематической неделе и соответствующему ей виду деятельности подобрала приложения – стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физкультминутки (приложение 4).

      Первостепенным условием является организация развивающей предметно-пространственной среды. А один из принципов ФГОС дошкольного образования гласит: ребенок – полноценный участник (субъект) образовательных отношений. Так почему не организовывать и не создавать среду вместе с детьми, в соответствии с их интересами, с учётом их желаний и признанием значимости каждого ребёнка как участника в создании, благоустройстве и оформлении среды?! Используя приём сотворчества,  мы вместе с детьми создаём продукты детского дизайна, которые находят своё применение в оформлении группы и всего детского сада, в быту. Сделала подборку игр на развитие воображения,  которые  обогащают фантазию и развивают творческое мышление. Подготовила презентацию для педагогов и консультацию для родителей «Типовые приёмы фантазирования» (приложение 5). Кроме консультаций (приложение 6), которые я предлагаю родителям в печатном и электронном варианте (на сайте детского сада и на персональном сайте), вовлекаю их в совместную деятельность. У нас существуют творческие домашние задания по теме недели, в которых предлагаю закрепить родителям вместе с детьми то, чем занимались в группе.Так появилась система дизайнерских домашних работ, каждая из которых уникальна. Также провожу мастер-классы, практикумы для родителей и детей по ознакомлению с различными техниками в изобразительной деятельности, где дети выступают помощниками и педагогами своих пап и мам, т.к. с данной техникой они уже знакомы.

      Постепенно вводимые элементы дизайна (разнообразный декор, украшения интерьера, подарки  и др.) в деятельность детей 3-5 лет, в старшем дошкольном возрасте перерастут в способность и готовность ребёнка к дизайн-деятельности в более широком  понимании. Таким образом, совместное творчество, понимание и уважение друг друга, наличие необходимых условий, созданных всеми участниками образовательного процесса, приведут нас к возникновению потребности и готовности старших дошкольников к дизайн-деятельности. 

 

Проект будущего.

Идейная перспектива «Праздничный дизайн».

       «Праздничный дизайн» – это система совместной деятельности по созданию готовых дизайнерских продуктов в процессе ознакомления детей с нетрадиционными праздниками.

Праздничный дизайн, основная цель которого – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, способствует и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений дошкольного образования.

       Достижение результата возможно при решении следующих задач:

  1. Образовательные.
    1. Продолжать знакомить детей с разнообразными техниками изобразительной деятельности, материалами и способами работы с ними.
    2. Формировать представления детей о многообразии праздников, их содержании и традициях.
    3. Способствовать созданию неповторимого образа с помощью применения полученного опыта.
  2. Развивающие.
    1. Развивать мелкую моторику.
    2. Развивать чувство прекрасного.
    3. Развивать восприятие, воображение, фантазию.
    4. Развивать пространственное мышление, композиционные способности, чувство ритма, цветовосприятие.
  3. Воспитательные.
    1. Воспитывать уважение к труду взрослого, к собственному труду, к предметам, созданным руками человека.
    2. Воспитывать желание создавать что-то новое, интересное, нужное.
    3. Воспитывать умение работать в коллективе, вместе с взрослым, формировать навыки коллективного творчества.
    4. Поддерживать желание доставлять радость себе и окружающим.
    5. Способствовать возникновению у детей уверенности в себе, своей значимости, в том, что продукт их деятельности интересен окружающим.

      Предполагаемый результат.

  1. Устойчивый интерес у дошкольников к рукотворному миру человека.
  2. Наличие умения создавать композицию, подбирая наиболее подходящие материалы, средства выразительности, техники.
  3. Представления о многообразии праздников, их содержании, традициях.
  4. Уверенность в себе и своей деятельности, творческая открытость и эмоциональная удовлетворённость.

      Итак, на данный момент, я поставила цель,выделила задачи дизайн-деятельности, наметила результат. Определила перечень нетрадиционных  праздников, с которыми нам предстоит познакомиться. Это всемирный день животных, международный день спасибо, международный день солнца, международный день танца, всемирный день поэзии, день рождения Деда Мороза, день дизайнера, день кошек в России и др. В разработке находится содержание занимательной творческой дизайн-деятельности старших дошкольников.

 

Результат и качество совместной деятельности.                                                                              

       «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу».                 

       А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания.

                                                                                                ( Сухомлинский В.А.).

Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в совершенствовании и становлении личности ребёнка.  Личности, обладающей всеми положительными и необходимыми качествами для полноценной жизни: уверенность, открытость, индивидуальность, любознательность, уважительность, доброта, нравственность, коммуникабельность, креативность и др.  Для меня и для ребёнка не важно  – ровный получился шарик из пластилина или не очень, симметричный узор на ковре или не совсем.  Это дело времени. Важно – какие эмоции получил ребёнок в процессе деятельности, какие усилия приложил для этого, каким мотивом руководствовался. И самое главное – будет ли это творчество сопровождением всех сфер его жизни. Это и есть качественный результат – не цифра и диаграмма, а счастливый человек!

 

Заключение.

      В заключении ещё раз хочу обозначить суть проблемы: отсутствие интереса взрослых к  деятельности детей, невнимательность со стороны педагогов и родителей к интересам и потребностям ребёнка, снижение желания, а иногда и возможности, современного родителя творчески проводить совместный досуг. «Вечная» занятость родителей в скором времени может привести к таким печальным последствиям, как отчуждение, конфликты, непонимание, обиды.

     Считаю себя ответственной за решение существующих проблем в современном обществе. Стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, творчески насыщенной. Стараюсь помочь родителям понять своих детей. Дружеские отношения, которые неизбежно возникают во время совместного творчества, сослужат хорошую службу  в настоящем и в будущем, когда ребёнок подрастёт и у него появится своя взрослая жизнь, надеюсь, творческая и счастливая.

 

Литература.

  1. Давыдова Г.Н.  Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
  2. Компанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Развитие художественно-творческих способностей у детей: Методическое пособие для воспитателей. Шахты. Изд-во АО ф. «Принтер», 1996. – 76с.
  3. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
  4. Терещук  М.Н. Занятия по изобразительному искусству с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / - Я.: ИПК работников образования, 1998. – 98с.
  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Журналы.

  1.  Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?»// Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 80.
  2. Ярыгина А. «Графический дизайн. Что это такое?» // Дошкольное воспитание, №2, 2005, с. 35.
  3. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.

Интернет-ресурсы.

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4628/Itemid,88/  (06.11.2014)
  2.  http://900igr.net/prezentatsii/izo/Detskoe-tvorchestvo/012-B.-M.-Teplov.html  (18.11.2014)
  3.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/29/detskiy-dizayn  (21.11.2014)

 

 

 

Оставить комментарий: