Республиканский конкурс "Воспитатель года Республики Мордовия - 2015"
Документы для скачивания
Визитная карточка Лашиной Ольги Сергеевны учителя- логопеда МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Часть 1. ( ИЗБА) За столом сидят дед, баба и внук. Баба: Что нам делать с внуком дед Ведь ему уж 5 лет. Шепелявит и картавит Ничего не понимаем. Постарели, мало знаем Как мы внука воспитаем? Дед: Ты забыла бабка что ли Рыбка золотая в море. Спиннинг я закину свой Пусть подскажет нам с тобой. Баба: Рыбка дед не актуальна Сейчас достану свой планшет, Он подскажет нам ответ. Ищем внуку логопеда( нажимает на кнопки) Говорят в Мордовии их много…. Нажимаю…вот смотри. ( о тдает деду) Дед: Да, логопедов то тут много Трудно выбрать педагога. Вот красавица какая Про неё давай узнаем. Пусть расскажет нам про сад Любит ли она ребят? Часть 2. ( КАБИНЕТ 1) Логопед в кадре: В садике детском я — логопед, И лучше профессии, думаю, нет! Я по сказочным страницам Вас сегодня провожу. О себе и о работе Вам подробно расскажу. Логопед за кадром. Идут слайды Детям праздник, мне работа Каждый день спешу сюда. Это радость и хлопоты И веселье и заботы В нашем садике всегда. Вот иду я на работу, В голове одни заботы. Их отгонит быстро, враз Громкий, звонкий детский глас. Здесь мой любимый кабинет Работаю в нем 5 лет. Кто сипит и шепелявит Кто звук Р не говорит. Помогу всем речь поставить И язык расшевелить. Сколь раз вам пошипеть Сколько раз вам посвистеть Язычок куда поднять И как весело рычать. А в итоге наша речь Как река должна потечь. И родителей нацелю Расскажу и покажу Побеседав на те- А тете Я раскрою им секрет Нашим маленьких побед. Средства для своей работы Выбираю без заботы Мультиодиапроектор мой помощник главный в этом И все виды ТСО применяю я легко. Технологиями проектными я владею без сомнения. Мне проекты по плечу Всему ребят я научу. Интернет опорой служит Всё найду я без труда. Презентации составлю Диаграмма хоть куда. Кто- то спросит про работу, Загордиться мне охота: Да, я — учитель, да — логопед, И лучше профессии всё — таки нет! А теперь пусть сами дети Все расскажут без прикрас. Как мы весело играем И чему учили нас. Часть 3 В зале дети. Пришли сюда мы вместе Поведать вам о том Что есть в стране чудесной В которой мы живем. Прекрасная и статная Веселая и яркая Всех звуков распорядитель Наш логопед- учитель. Меня зовут Стас И я скажу вам прямо С ней очень интересно Она всегда нам рада Благодаря Ольге Сергеевне Наши ребятишки Весело в саду живут И все звуки вам произнесут. Частушки: В дидактические игры П олюбили мы играть. Они классно помогают Буквы нам запоминать! А вчера я объясняла Маме с папой гласные. Этих взрослых обучать- Затея напрасная! Я решила в воскресенье В се заданья повт о рить. Даже наша кошка Мурка Н аучилась говорить! Проявляет логопед Знанья и активность, Повышается у нас Коммуникативность! Мы пока частушки пели, Заплелися языки. Вы похлопайте погромче Мы старались, Как могли! Часть 4 Логопед «Я- педагог, учитель и психолог, Филолог, языковед, Я- диагност, корректор и эксперт. Я- воспитатель, доктор, дефектолог, Актер, оратор. Просто ЛОГОПЕД! » Вот такой вот мой мир Вот такая вот я. Я рада поприветствовать Вас, друзья! Часть 5. За столом сидят дед, баба и внук. Баба: Все, нашли мы дед ответ Логопеда лучше нет! Внук: Все и правда не сыскать Все, давайте голосовать!
Творческая презентация «Использование информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений» В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально- волевая сфера. Преодоление системного речевого недоразвития – это длительный и сложный процесс. В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно- коммуникационных. Они не заменяют традиционные формы и средства коррекции речевого развития, но успешно их дополняют или можно сказать восполняют. Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в условиях введения ФГОС. Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта. Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Использование информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий в логопедической работе одно из самых новых направлений в отече ственной дошкольной педагогике. Э то комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом развитии личности. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого- педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности( Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина и др. ) . Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. ИКТ активно входят в нашу жизнь, становятся необходимыми и важными атрибутами не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных технологий продиктовано временем и потребностями значительных перемен в системе дошкольного образования. Контингент дошкольников, посещающие группы комбинированной направленности, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является- мотивация. Часто в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего занятия. И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Применение информационно- коммуникационных технологий и интернет – технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно- развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. В связи с этим, я обозначила тему инновационного проекта: «Использование информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений». Цель проекта: – обосновать эффективность применения информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий в работе учителя- логопеда. Объектом являются информационно- коммуникативные технологии и интернет- технологии в ДОУ. Предметом – процесс использования ИКТ и интернет- технологий в коррекционно- образовательной работе по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5- 7 лет с речевыми нарушениями. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Изучить психолого- педагогическую литературу по данной теме. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий в процессе коррекции речевого развития. Изучи ть сферы и формы использования ИКТ и интернет–технологий в обучении дошкольников. Создать медиатеку ЭОР для работы учителя- логопеда. Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи; Внедрять ИКТ в совместную деятельность учителя –логопеда и детей в процессе развития и коррекции речи; Развивать активность и инициативность детей. Использовать ИКТ и интернет- технологии во всех формах деятельности учителя- логопеда. Для реализации поставленных задач применялись следующие методы: наглядный( демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций) , словесный; игровой, аналитический( метод изучения и отбора материала) , диагностический метод, прогнозирование, преобразование материала. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, связанная с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к ней. С этой целью создана модель информационно- коммуникативного пространства ДОУ. Работу с применением ИКТ и интернет- технологий я провожу со всеми участниками образовательного процесса: старшими дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой: диагностика, практическая деятельность с детьми, досуговая деятельность с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Для диагностики речевого развития я применяю электронную версию «Мониторинг речевого развития детей 2- 7 лет». Большую помощь ИКТ оказывает при оформление групповой документации. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. На индивидуальных, фронтальных и групповых логопедических занятиях я активно использую собственные презентации созданные в программе Рower Рoint: «Транспорт», «Жизнь животных зимой», «Мебель», «Сказка о веселом язычке», «Путешествие по сказкам», «Игры со смешариками», сказка «Три бабочки», «4 лишний», «Поможем Маше ». Применяю иллюстративный материал, пособия, которые размещены в интернете. Используя презентации на заняти ях, я не забываю про нормы СанПи На, дозируя материал в нужном количестве и использую упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Также на занятия я использую компьютерные программы: «Баба Яга учится читать», «Веселые игры для развития речи и слуха», «Маленькие искатели», «Домашний логопед», «БОС», интерактивные онлайн- игры. Так, на портале Мерсибо размещены более ста развивающих игр, направленных на развитие фонематического слуха, постановку звуков, развитие связной речи, обучение чтению, счету, развитие грамотности, дошкольной подготовки и другое. В рамках мероприятий посвященных 70- летию Великой отечественной войны, мною были созданы презентации «Дети- герои Великой Отечественной войны», «Медали и ордена Великой отечественной войны» и фильм «Великая отечественная война», в которых дети обобщают свои знания о Великой войне. Данные материалы размещены на сайте ДОУ. Эффективной является проектная деятельность. Причем она, как правило, превращается в увлекательное творческое занятие не только для детей, но и для взрослых. В рамках работы по инновационному проекту были реализованы проекты «Ребенок и компьютер», «Моя семья», «Мой детский сад», «Как я встретил Новый год», «Моя любимая буква». Работая над проектом «Моя семья», «Моя любимая буква», дети представляли компьютерные презентации. Использование ИКТ, на мой взгляд, стало неотъемлемой частью работы педагога с родителями. Значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Так мною были проведены родительские собрания с использованием ИКТ и интернет- технологий: «Причины речевых нарушений», «Подготовка детей к обучению грамоте, чтению» Создана электронная почта, личный сайт, раздел «учитель- логопед советует» на сайте ДОУ, где родители знакомятся с информацией о речевом развитии детей, формах и методах развития речи, а также задают интересующие вопросы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. С помощью ИКТ оформляю родительские уголки в группах, подбираю информационный и методический материал: «Готов ли ваш ребенок к школе», «Игры на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры», «Компьютерные игры, все «за» и «против» и т. д. Информационно- коммуникационные технологии и интернет- технологии успешно используются не только в работе с детьми, но и со взрослыми – педагогами: На педагогическом совете «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ», мною было подготовлено выступление- презентация на тему: «Коррекционная работа в условиях реализации ФГОС ДО». Проведен мастер- класс для педагогов ДОУ «Веселые пальчики». Для повышения своих знаний в области логопедии я участвую в вебинарах, общаюсь с коллегами на форумах. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ и интернет- технологий в коррекционно – образовательном процессе способствовало: Повышению профессионального мастерства средствами ИКТ и интернет- технологиями, владению навыками поиска информации в сети Интернет, овладению компьютерными программами, ведению электронной документации, созданию банка собственных электронных ресурсов( презентации, ППО) , расширению возможностей в участии в различных профессиональных конкурсах. Созданию и ведению собственного мини- сайта. П овышению информационной культуры всех субъектов образовательного процесса( педагогов, родителей) . П овышению мотивации дошкольников к логопедическим занятиям( отсутствие пропусков без уважительной причины) , возросший интерес родителей к логопедической работе( результаты опросов и анкетирования) , а так же стабильно высокая результативность логопедической работы. Применению на логопедических занятиях информационно- коммуникационных технологий и интернет- технологий, созданию банка электронных ресурсов для работы с детьми, использованию наглядного, раздаточного материала, применению обучающих программ, видеофильмов, фонотеки. Применению готовых электронных ресурсов для оформления стендовой информации, разработке буклетов, памяток разной тематики, создание газеты для родителей, использованию ИКТ в организации работы с родителями( собрания, практикумы) Обеспечение открытости работы детского сада для родителей, через сайт ДОУ Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются достижения его воспитанников. Так мои дети, являются активными участниками фестивалей и конкурсов: республиканский фестиваль «Шумбрат, Мордовия! », районный конкурс «Нам поет пасхальный звон песнь о жизни вечной», «Строки опаленные войной»( конкурс чтецов) . Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть своего ребёнка. Но, как и у всех в моей работе тоже есть проблемы. Н едостаточна материально- техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т. д. Но всё- таки в нашей работе мы всегда с надеждой смотрим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе: участие в вебинарах и интернет – конференциях; дальнейшее повышение собственной ИКТ- компетентности; поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества коррекционно – образовательного процесса; пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки. участие воспитанников в интернет- конкурсах.