Проект "Юные исследователи"
Документы для скачивания
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2» ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Руководитель: ст. воспитатель Василенко Марина Сергеевна Свирск, 2015 Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………… …………. …3 1. 1. Актуальность……………………………… ………………………………. . . 5 1. 2. Общие положения проекта…………………… ……………………………7 2. Список литературы………………… ………………………………………. . . 12 3. Приложение………………… ………………………………………………. . 13 1. Пояснительная записка Тема квалификационного проекта: «Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Руководитель проекта: воспитатель Чуйкина Татьяна Владимировна. Участники проекта: дети старшей группы МКДОУ № 2, воспитатель, родители. Т ип проекта: По ведущему методу: информационно- практико- ориентированный. По содержанию: ребенок и экспериментально- исследовательская деятельность. По характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения результата. По длительности: средней продолжительности( февраль, март, апрель) . Объект проекта: И сследовательские умения детей старшего дошкольного возраста. Предмет проекта: Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста исследовательские умения посредством экспериментирования. Задачи: 1. Проанализировать современную методическую литературу по проблеме; 2. Систематизировать литературный и иллюстрационный материал по теме; 3. Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; 4. Провести цикл занятий и мероприятий с детьми старшей группы по теме; 5. Разработать информационные листы для родителей воспитанников с рекомендациями по формированию у детей исследовательских умений; 6. Провести заключительное мероприятие. Предполагаемый продукт проекта: заключительное мероприятие; разработанные рекомендации для родителей; систематизированный литературный и иллюстрационный материал по теме проекта( картотека) . 1. 1. Актуальность «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам » Ральф У. Эмерерсон Развитие способностей ребенка зачастую остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во- первых, доминирующей деятельностью, как правило, является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое( практически всегда, одно) решение. Дети привыкают решать поставленные задания по шаблону, готовой схеме и не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во- вторых, усвоение уже готовых знаний, не требующих самостоятельного поиска, обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через призму «правильно- неправильно». Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и умений, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки. В связи с названными причинами развитие и коррекция способностей у детей дошкольного возраста являются одной из важных задач. Современные тенденции в образовании( личностно- ориентированный подход) позволяют пересматривать роль и значение развития способностей детей, в том числе исследовательских. Становится все более очевидно, что развитие умений и навыков исследовательского поиска требуется не только тем детям, чья деятельность будет связана с научной работой, но и всем остальным. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволят в дальнейшем активно действовать, преобразовывать, творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника – познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, важность и необходимость формирования у детей исследовательских умений посредством экспериментирования, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы, привели к выбору темы проекта. 1. 2. Общие положения проекта Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как? », более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольник ов. Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное осво ение окружающего мира. При этомдетям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы. Главное достоинство экспериментально- исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам( дошкольники – прирожденные исследователи) , и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития исследовательской деятельности, идет развитие психических процессов- обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда у мственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление. Поэтому экспериментально- исследовательская деятельность удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Исследования российских ученых А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения: 1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. 2. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний( познавательная форма экспериментирования) , продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. ( продуктив ная форма экспериментирования) . 3. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Э тапы работы над проектом Этап проекта План работы 1. Подготовительный Цель: определить практическую значимость проекта. Сроки: 1 – 2 неделя февраля 1. 1. Изучение и анализ литературы по проблеме формирования исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования. 1. 2. Обследование детей – выявление уровня сформированности исследовательских умений. Зафиксировать и проанализировать особенности развития исследовательских умений на начало проекта. ( Приложение 1) 1. 3. Анкетирование родителей, выявление их компетентности по данной теме. 1. 4. Разработка консультаций и бесед с родителями. 1. 5. Подготовка материалов для изготовления дидактических пособий. 2. Основной Цель: сформировать исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Сроки: 7 недель 2. 1. Изготовление дидактических пособий и другого практического материала совместно с детьми и родителями. 2. 2. Разработка картотеки экспериментов с изготовленными пособиями. ( Приложение 2) 2. 3. Оформление для родителей наглядно- информационного материала. 2. 4. Планирование индивидуальной и групповой непосредственно- образовательной деятельности по формированию исследовательских умений. 3. Заключительный Цель: оценить результативность проекта 3. 1. Итоговая диагностика сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. 3. 2. Проведение итогового меро приятия с детьми старшей группы «Волшебный город»( Приложение 3) 3. 3. Проведение мастер- класса для педагогов по организации экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников. Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе эмпирического исследования, показал, что у детей не сформирована установка на творчество, на выдачу оригинальных и разнообразных ответов, что затрудняет процесс поиска информации. Мышление детей характеризуется преобладанием наглядно- образного над относительно слабо представленным словесно- логическим мышлением, что вполне закономерно и обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста. При подсчете полученных данных диагностики сформированности исследовательских умений старших дошкольников, получились следующие результаты: высокий уровень – 0% , выше среднего 10% ( Гатаулин Артем, Андрейчук Илья) , средний уровень развития исследовательских умений – 40% ( 4 мальчиков и 6 девочек) , ниже среднего уровня – 50% детей( 8 девочек и 4 мальчика) , низкий уровень сформированности исследовательских умений среди детей старшей группы МКДОУ № 2 не был выявлен. Следующим этапом диагностики стало наблюдение в течени и нескольких дней за деятельностью детей в режимных моментах. В процессе наблюдения были выявлены ситуативные проявления любознательности, склонности к экспериментированию и наблюдению, что свидетельствует о потенциальной возможности формирования и развития у детей исследовательских способностей. Далее последовало анкетирование родителей на предмет их компетентности по теме проекта. Результаты анкетирования дали понять, что родители недостаточное внимание уделяют экспериментально- исследовательской деятельности детей в домашних условиях. На основе диагностики были подобраны игры и составлены конспекты непосредственно- образовательной деятельности с целью развития исследовательских умений старших дошкольников. Игры и занятия были включены в календарный план воспитательно- образовательной деятельности. Совместными усилиями детей и родителей в группе был организован уголок экспериментов «Школа фиксиков », который стал излюбленным местом маленьких исследователей. Также составлены рекомендации для родителей по формированию исследовательских умений детей, подобраны занимательные игры- эксперименты, подходящие для проведения их в домашних условиях( Приложения 2, 3) . После проведения цикла игр и непосредственно- образовательной деятельности, направленных на формирование исследовательских умений, была проведена итоговая диагностика, результаты которой показали, что уровень развития исследовательских способностей повысился на 30% . Считаю результативность проекта довольно высокой. В перспективе, целесообразно сделать проект долгосрочным. Список литературы: 1. Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы/ / журнал Детский сад от А до Я. – 2004. - №2 – с. 90 2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Учебное пособие. - Педагогическое общество России, 2003. 3. Поддьяков А Н. Исследовательская активность ребенка. / / журнал Детский сад от А до Я. – 2004. - №2 – с. 10 4. Савенков А. И Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002 год 5. Савенков А. И Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании»/ / журнал Детский сад от А до Я. – 2004. — №2- с. 22 Приложение 1 В соответствии с описанными особенностями исследовательской деятельности дошкольников были выделены следующие параметры развития исследовательских способностей: любознательность; склонность к экспериментированию; развитость конвергентного и дивергентного мышления; самостоятельность; критичность; настойчивость, устойчивый интерес к наблюдению; высокая концентрация внимания. Совокупность данных параметров позволяет проследить динамику развития исследовательских способностей старших дошкольников. Исходя из обозначенных параметров, мы выделили пять уровней развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста: Высокий уровень характеризуется ярко выраженной любознательностью, склон ностью к экспериментированию и н аблюдениям, самостоятельностью, критичностью, настойчивостью в преодолении трудностей, высокой концентрацией внимания даже при выполнении однообразной работы, широким кругом интересов. Уровень выше среднего характеризуется достаточным развитием любознательности, склонности к экспериментированию, проявлением интереса и потребности в наблюдении, проявлением творчества во многих видах деятельности, проявлением самостоятельности, высокой концентрации внимания при выполнении интересной для ребенка работы. Средний уровень характеризуется ситуативным проявлением поисковой активности, интереса к наблюдениям, проявлением элементов творчества в деятельности, неустойчивым проявлением самостоятельности, средним уровнем развития внимания. Уровень ниже среднего характеризуется недостаточным развитием любознательности, неустойчивым интересом к наблюдению, недостаточным уровнем развития конвергентного мышления, проявлением трудностей в решении задач, малой спонтанностью творческого самовыражения, недостаточным развитием внимания. Низкий уровень характеризуется низким уровнем развития любознательности, отсутствием интереса к наблюдениям, неспособностью решать задачи, несамостоятельностью, не критичностью, неспособностью преодолевать трудности, низкой концентрацией внимания. Таким образом, мы получили типологический ключ для изучения исследовательских способностей д етей старшего дошкольного возрас та. Для определения исходного уровня исследовательских сп особностей и динамики их развити я был разработан комплекс диагностических методик, включающий в себя: - «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма П. Торренса » для диагностики дивергентного мышления; - «Прогрессивные матрицы Дж. Равена » для диагностики конвергентного невербального мышления; - М етодики «Исключение четвертого»; «Назови одним словом»; «Аналогии» для диагностики конвергентного вербального мышления; - Наблюдение за проявлениями исследовательского поведения дошкольников в регламентированных и нерегламентированных условиях деятельности; Приложение 2 Опыты с водой Опыты с песком " Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. ( В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли) . " Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, ( волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) " Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) . " Можно ли склеить бумагу водой? ” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы- не двигаются, да обладает склеивающим действием. " Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) «Откуда берётся песок». Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. «Легко ли сыпется песок». Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком». Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган»- резко с силой сжимаем банку. Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха. «Лепим из песка». Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания. Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается. «На мокром песке остаются следы, отпечатки». Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет. Приложение 3 Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей исследовательских умений, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышл ению через экспериментирование. Задачи: Упражнять в умении анализировать, делать выводы, разв ивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуац ии находить правильное решение. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики( надувание ша ра, распускание цветов в воде) . Развивать мыслительные процессы: внимание, мышлен ие, память. Познакомить со свойст вами воды, подсолнечного масла. Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин. Оборудование: н абор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы( сода, уксус) , краски, кисти, бумага. Ход занятия Волшебник: - Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства. А вы знаете, кто творит волшебство? Дети: ( волшебники, феи) . Волшебник: - Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цве тов, е е самое любимое место в этом саду- волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах. Загадки: Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок- Остался стебелёк. Ответ: Одуванчик. Звоночек синенький висел. Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик. Золотая шапочка, белая рубашка. Как зовут цветок? Ответ. Ромашка. На гладком зеркале воды Я вижу дивные цветы. Они со дна реки растут. Их все кувшинками зовут. . . Кувшинки зовут цветами русалок, они быва ют и белые, и желтые и розовые. За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку( детям раздают бумажные цветы) . Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками. Опыт «Цветок расцвел». Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги раз бухают – цветы « распускаются». Волшебник: - Спасибо Фее цветов! Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. ( Раскрывает, в нем смесь манки и гороха( риса) . Я знаю, откуда он взялся. Это фея, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте по можем фее разобрать крупы. Опыт «Поможем Золушке»( Дети сначала пы таются вручную отобрать крупы. ) Волшебник: - Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством( взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. По чему так можно разделить крупы? Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелка я манка высыпается в тарелку. Дети просеивают крупы. Волшебник: - Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш в олшебник Вальсик снова танцует. Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча- ча- ча! У каждого из Вас обязательно есть какая- то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко. С детства пьет он молоко, В нем и сила, и тепло! Ведь оно волшебное, Доброе, полезное! Дава йте поговорим немного о молоке. 1. Откуда пришло к нам выражение «Мо лочные реки, кисельные берега»? Ответ: из сказок. 2. Назовите животных, которые выка рмливают своих малышей молоком? Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблю д, ежи, кролики киты, дельфины. Волшебник: - Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин- он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных. 3. Какое м олоко называют «парным молоко»? Ответ: это молоко, которое только что дала корова. 4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у моло ка нет ног, почему так говорят? Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная част ь молока из неё просто вытечет. А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. ( Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масл о. ) Хотите посмотреть их танец? Дети: Да! Опыт «Танцующее молоко». Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока п оявляются причудливые пузырьки. Волшебник: - Танец начинается! ( Бросает шипучий аспирин. ) Ну, ч то понравился Вам танец молока? Теперь отправимся в гости к Фее рис ования( Дети садятся за столы. ) Волшебник: - Ребята, а Вы умеете рисовать? Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Лист бумаги. Ну и глазки, безусловно. Ведь они, дружок, помогут Увидать любой предмет, Форму рассмотреть и цвет, Круглый он или квадратный, Весь шершавый или гладкий, Он кривой или прямой, Маленький или большой. Мы с тобою целый мир На бумаге создадим: Волшебник: - Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея п росила ответить Вас на вопросы: 1. Чем е ще кроме красок можно рисовать? Ответы( карандаши, мел, тушь) . 2. А почему простой карандаш рисует? Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляе тся след от простого карандаша. Пришло время начат ь рисовать! Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать к раску и закрасить лист краской. Опыт «Волшебные рисунки». Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе. Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебны й рисунок» другу или родителям. Волшебник: - Какие Вы молодцы, у всех по лучились замечательные рисунки. Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природ ы. Нам же не стоит волноваться. Вот вулкан – это гора, А внутри горы – дыра. Гул раздался тут и там: Просыпается вулкан. Вот гора вся задрожала, Магма лавой побежала, Не ходи ты, милый там, Где проснувшийся вулкан. Опыт «Извержение вулкана». Проводится опыт гашения соды уксус ом в импровизированном вулкане. Волшебник: - Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его. Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит с оду уксусом, когда печет пирог. Наш е путешествие подходит к концу. Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внима тельнее посмотреть по сторонам. Опыт «Цветок расцвел» Опыт «Извержение вулкана» Опыт «Волшебные рисунки»