Педагогические технологии
Педагогические технологии.
Формы обучения:
Групповые. Проходят в виде общих актерских тренингов, игр, совместной деятельности по созданию спектакля, миниатюры, творческого номера, композиции, этюда.
Индивидуальные. Работа над образом, ролью, речью, чтецким материалом требует индивидуальных занятий с одним или несколькими участниками.
Коллективные. Показ спектакля, творческих работ, композиций, участие в концертах и мероприятиях, выступления перед публикой
Формы проверки усвоения знаний:
- опрос, тестирование, зачет;
- участие в обсуждении, дискуссии;
- показ самостоятельных творческих работ;
- создание оригинального образа в этюдах, композициях, сценках, спектакле, индивидуальной творческой работе;
- убедительное изложение своей точки зрения, на элементарном уровне анализ увиденного, показанного;
- участие в мероприятиях различного уровня.
Критерии оценки эффективности образовательного процесса:
- степень сформированности знаний и умений, предусмотренных программой. Для подведения итогов реализации программы по освоению тем используются следующие формы – наблюдение, беседа, опрос, анкета, кроссворд, собеседование, конкурс, творческие задания, игры и тренинги, упражнения и этюды, спектакли и другие сценические постановки;
- уровень интереса детей к театральной деятельности, к познанию и творчеству, устойчивую потребность к восприятию и исполнению произведений искусства. При оценке учитываются следующие показатели:
а) положительная мотивация к занятиям ( ведущие мотивы – узнать что-то новое, проявить себя и добиться определенных результатов, пообщаться в группе) ;
б) сохранность контингента обучающихся;
- уровень развития творческих способностей (наблюдение за творческим ростом через стремление к творческой самореализации и способности к созданию собственных актерских образов, воплощению своих представлений о роли, воплощению своего замысла, реализацию собственных идей, систематичность участия в выступлениях, конкурсах, качество творческих достижений детей);
- уровень самостоятельности при выполнении заданий (контроль за ростом самостоятельности, устойчивостью интереса к занятиям, увлеченности общим делом, активность участия в делах творческого объединения, учреждения);
- уровень воспитанности ( через изучение отношения обучающихся к окружающим и себе, культуру общения, коллективную ответственность, коммуникабельность, наличие положительного отклика на успехи коллектива и собственные достижения).
Определение качества знаний, умений и навыков обучающихся проводится по таким критериям, как оценка глубины творческого восприятия, уровень исполнительского мастерства, индивидуальность, проявление эстетического художественного вкуса.
Выбор форм контроля осуществляется педагогом при составлении плана работы на новый учебный год.
Подведение итогов реализации программы подводится на заключительном занятии, форма проведения которого выбирается педагогом в зависимости от состава группы и уровня подготовленности детей.
Важнейшие принципы построения данной программы:
- принцип индивидуальности, то есть личностно-ориентированная направленность;
- Принцип креативности (творчества) – творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего;
- принцип связи с жизнью; искусство рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.
Реализация тих принципов возможна лишь тогда, когда способом освоения материал станет сопереживание, развитие эмоционально-чувственной сферы, воспитание моральных качеств личности юных артистов.
Методы обучения
Технология активного обучения:
- Драматизация в обучении – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания материала учебных занятий
- Театрализация в обучении – инсценировки разножанровых театральных постановок, продолжительные по времени с декорациями и атрибутами.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, инструкция, анализ, обсуждение, дискуссия);
- наглядные (просмотр фото-видеоматериалов, плакатов, рисунков и т.д.);
- практические (упражнения, различные игры, этюды, работа над ролью, эпизодом, спектаклем и т.д.);
- частично-поисковые (дети решают задачи выбора, поиска решения, объясняют свой выбор в ситуации, созданной педагогом).
Методы воспитания
Методы стимулирования деятельности и поведения.
- поощрение;
- наказание;
- требование;
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации новизны;
- игры.
- Методы самовоспитания: самоанализ, самоодобрение, самонаблюдение
Методы контроля
- экспертный контроль ( использование методики «Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников»);
- взаимный контроль и коррекция;
- самоконтроль и коррекция;
- опрос;
- анкетирование;
- показ индивидуальной работы;
Формы организации обучения
- Традиционные учебные занятия ( тренинги, этюды, игровая деятельность различной направленности, консультации, репетиции).
- Нетрадиционные учебные занятия:
- презентация;
- конкурс;
- турнир;
- викторина;
- занятие-фантазия;
Структура традиционного занятия такова:
- Актерский тренинг, гимнастика артиста с разучиванием комплекса различных упражнений и игр, ориентированных на совершенствование физических и психических способностей юного актера.
- Игры и упражнения на развитее памяти и фантазии, внимания и подвижности, воображения и коммуникабельности. Ролевые игры, игры-театрализации, игры-экспромты, игры на активизацию зрительного зала, подвижные игры, игры со словами, командные игры и т.д.
- Этюды одиночные, парные, групповые, коллективные на заданную тему и этюды-импровизации, этюды на действие с воображаемым предметом, фантазийные этюды, этюды – наблюдения.
- Репетиции отдельных сцен, миниатюр, концертных номеров, сценок, драматургического материала, индивидуальная работа над чтецким материалом, конферансом, актерским мастерством и мастерством ведущего.
Время, затрачиваемое на проведение занятий – согласно тематическому планированию.
Способы контроля и отслеживания результатов
Для отслеживания выполнения поставленных задач осуществляется контроль:
- входной (в первые дни обучения на каждом году занятий в театральном объединении;
текущий контроль, коррекция ( в течение года);
- итоговый, обобщающий контроль ( в конце учебного года).
Результаты каждого года обучения фиксируются в таблице:
№ |
ФИ |
Освоение комплекса актерского тренинга |
Игровая деятельность |
Построение этюдов |
Участие в мероприятиях различного уровня, результаты |
||||
артикуляционный |
голосовой |
речевой |
Участие в играх
|
Ведение игр |
композиция |
Актерская игра |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение программы:
- зал для занятий с удобным половым покрытием;
- музыкальный центр;
- голосоусиливающая аппаратура ( микшерский пульт, усилитель, колонки, микрофоны, шнуры);
- световая аппаратура (рампа, прожектора, юпитеры, световая пушка и т.д.)
- мультимедийное оборудование;
- компьютерное оснащение с выходом в интернет для поиска иллюстраций, музыки, активного общения с обучающимися группы и т.д.
- фонограммы с записями различных музыкальных произведений;
- бубен;
- художественно-оформительские материалы;
- макет сцены;
- ширмы;
- кубы, конусы, пирамиды из плотной фанеры;
- ткани для изготовления костюмов и драпировок;
- легкие деревянные бруски и планки для изготовления декораций;
- набор инструментов для изготовления декораций.
Методическое обеспечение программы.
Специальная литература по темам программы.
Разработка сценариев нетрадиционных занятий, конкурсно - игровых программ, праздников.
Создание методических папок по темам программы.
Литература
- Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 9 - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД , 2006. - 64с.
- Генералова И.А. Мастерская чувств (Предмет театр в начальной школе) Методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006. - 64 с. // Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», № 10, 2006.
- // Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», № 11, 2006г.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.