«В КРУГУ СЕМЬИ»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного – речевого развития детей №15 «Радость» Консультация для родителей «В КРУГУ СЕМЬИ» Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №15» Фомина Е. И. Г. Саров Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин, Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивал а ребенка? ! Предлагаем остановить свой выбор на деревянном строительном наборе! Удивились? ! Да, многие считают, что это устаревшие игрушки, но можно утверждать, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра. Конструир ование из деревянного строителя: • это вид деятельности( в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) , в котором дошкольнику гарантирован успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро; • формирует умение предвидеть будущий результат; • воспитывает даже в младшем дошкольнике самостоятельность: освоив строитель, ребенок может часами им заниматься, а взрослому остается только «подкидывать» задачи, создавать условия для творческого развития; • развивает пространственное мышление; • дает толчок обогащению речи: маленькому строителю нужно сформулировать замысел постройки. Как же использовать строитель в семье? Итак, вы купили строитель. С чего начать! Прежде всего, не давайте его ребенку для игры. Почему? Сначала научите ребенка складывать детали в коробку в соответствии с образцом. Зачем? В дальнейшем умение убирать формы по порядку сэкономит его и ваше время и поможет сохранить игровой материал! Затем познакомьте ребенка со строителем. Первое знакомство длится не более 10 минут. Например. Взрослый. Смотри, это строитель. А это его дом. Давай посмотрим, кто живет в этом д оме. . . Это кирпичики. . . два ряда. . . Какого цвета? Где лежат, у короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это кубики. Какого цвета? Сколько рядов кубиков? Это призма, она похожа на крышу. Повтори, как называется эта деталь. Две большого размера. Какого цвета призмы? А две маленькие какого цвета? ( И так каждую фигуру) . В «доме» хорошо живется только тогда, когда в нем порядок, каждая фигура живет в своей «квартире». Красиво когда порядок! Трехлетнему малышу скажите: - Матрешка шла, шла, у стала. Давай построим для нее стульчик. Найди в коробке кубик. . . Это сиденье. А теперь возьми кирпичик. Сделай спинку. ( Не торопитесь, понаблюдайте, как ребенок пытается соединить детали) . Прижми кирпичик к кубику, тогда будет прочно. С четырехлетним ребенком конструктором позанимайтесь так же. Предложите ему построить под вашим руководством кроватку, мостик. Пятилетнему и шестилетнему игроку- домик для матрешки, кошечки. Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы как ему кажется, наиграться вдоволь. . . Но это не так, ибо умения строить у него еще нет. Вторая встреча длиться не более 10- 15 минут. Сначала нужно вспомнить названия деталей, что строили вчера. Предложить построить знакомые постройки, а потом и более сложные, такие как домик, горку. . . Возможна совместная деятельность. Вы строите, а ребенок подает детали, которые вы называете. Когда закончите, обратите внимание на то, что для вас очень важен результат строительства. Задача последующих встреч- содействовать тому, чтобы малыш, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек. Основные законы архитектуры- полезность, прочность, красота. Полезность. Постройки могут быть разного назначения: для человека( жилые дома, дворцы, здания служебные, гаражи, мосты, парки и т. д) ; для животных( ферма, птичник, конюшня и т. д. ) Прочность. Конструкция будет прочной, если строить ее, соблюдая следующие правила: • В се детали нужно укладывать ровно, плотно, прижимая друг к другу; • Основание конструкции( фундамент, 1- й этаж, опоры) , нужно делать прочным. А каждый следующий этаж: должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде; • Все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями( кубиками, призмами, кирпичиками и др. ) , образ но говоря, «завалинками»; • Пластину( перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавить ее сверху какой- нибу д ь деталью; • Стык деталей нужно укр епить, придавив другой деталью; • Недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора. Надо пок азать способы замещения деталей. Красота. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите трехлетнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и их цвета вам кажется красивой. Хорошо, если вы и ребенок проговариваете процесс и результат строительства. О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо? О матер иале. Из чего будем строить? Средство деятельности. Чем будем строить? ( руками) . О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом? О результате. Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой? После постройки дайте ребенку поиграть в нее еще 10 минут и предложите убрать! Как бы он ни умолял Вас оставить конструкцию, разрешить поиграть еще, помните: «Лучше первая ссора, чем последняя». Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали. Такое правило будет действовать до тех пор, пока он не научится убирать материал в коробку быстро, ловко, аккуратно под Вашим наблюдением. Устраивайте соревнование: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку. Наконец, наступит день, когда Вы спросите: «Можешь ли ты сам без моей помощи убрать материал в том же порядке? ». Если ребенок справиться, положите строительный набор на его полку, откуда он будет брать материал в любое время. Хорошо, если у ребенка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать ее. Но, как только она разрушилась, нужно ее тут же убрать. Убираетс я постройка и тогда, когда Вам пришла идея усложнить задачу конструирования. Главное- теперь ребенок может самостоятельно подолгу заниматься строителем. Как сохранить интерес к нему? Предлагайте усложнять задачи: • увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажей или условиями его жизни: «Можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж: для двух машин. . . дом с чердаком. . . дом для большой матрешки. . . мост для пешеходов и машин. . . и др. » • изменить пространственные условия: «Можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку? »; • выполнить постройку на основе чертежа- схемы, фотографии и по представлению: « Можешь ли, например построить крепость, собор и т. д) ? ; • поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строил. Постепенно ребенок научиться ставить перед собой конструктивные задачи, в Вам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Малыш же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у Вас в семье появиться общая тема для обсуждения, Вы научитесь лучше понимать друг друга! Желаем успеха!