a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по предупреждению ДДТТ "Азбука дорожного движения"

Автор: Смирнова Ольга Витальевна Опубликовано: 2015-05-21 19:32:38

Документы для скачивания

- 1118236- 748665 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Малахитовая шкатулка». «Азбука дорожного движения» Вариативная программа по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма г. Н ижневартовск 2014 г. 5 5 5 5 6 7 8 9 11 12 13 14 16 1818 20 22 32 Оглавление Целевой раздел………………………………………… ………… Пояснительная записка………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . - Цель, задачи…………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . - Ожидаемый результат………………………………… …………- Новизна………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. 2 Принципы и подходы к формированию программы …………. . 1. 3 Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста………………………………. . 1. 4 Целевые ориентиры………………………………………………… 1. 5 Система оценки результатов освоения программы……………… 2. Содержание программы ……………………………………………. . . Взаимодействие с педагогическим коллективом…………………. . . Взаимодействие с воспитанниками…………………………………. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………… Содержание уголков «Безопасности»………………………………. Сотрудничество с социумом………………………………………… Блоки …………………………………………………………………. . Календарно- тематическое планирование…………………………. . Основные понятия и термины………………………………………. 3 Организационный раздел 3. 1 Развивающая предметно- пространственная среда…………………. . 34 3. 2 Управление реализацией программы…………………………………37 Список литературы……………………………………………………. . 38 Приложения……………………………………………………………. 39 Паспорт программы Наименование программы Программа «Азбука дорожного движения» муниципального бюджетного дошкольного обра зовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 9 «Малахитовая шкатулка» Основание для разработки программы Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. № 11 55 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Заказчики программы родители. Разработчики программы О. В. Смирнова – воспитатель Исполнители педагоги, родители, дети Новизна Эффективное применение интерактивных форм обучения детей правилам дорожного движения с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Цель программы Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасной культуры поведения на улицах и дорогах города. Задачи программы Сознательное изучение детьми Правил дорожного движения Развитие у детей умения ориентироваться в различной обстановке Выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах Воспитывать грамотных пешеходов Срок реализации программы 2014 – 2019 учебный год Объемы и источники финансирования внебюджетные. Ожидаемые конечные результаты Сформирован ность у детей навыков поведения на улицах и дорогах города. Осознание детьми понятия «безопасность». Умение использовать детьми алгоритм действий при переходе улиц и дорог города. Система организации контроля Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация дошкольного учреждения педагогический совет, попечительский совет отслеживает и анализирует ход выполнения программных мероприятий по реализации Программы «Азбука дорожного движения» для детей дошкольного возраста и вносит предложения по их координации; координирует взаимодействие всех участников воспитательного процесса; ежегодно информирует педагогический коллектив и родителей об условиях реализации и ходе выполнения Программы на родительском собрании два раза в год( сентябрь, май) . Целевой раздел Пояснительная записка Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения детей, сотрудников ДОУ, ро дителей безопасному поведению на улицах, дорогах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города, умение предвидеть опасные ситуации на дороге. Актуальность: Статистика показывает, что травма тизм детей дошкольного возраста в ДТП оста е тся тревожной и одной из причин является не сформированность у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге. Цель: Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасной культуры поведения на улицах и дорогах города. Задачи: Сознательное изучение детьми Правил дорожного движения Развитие у детей умения ориентироваться в различной обстановке Выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах Воспитывать грамотных пешеходов Ожидаемый результат: Сформированность у детей навыков поведения на улицах и дорогах города. Осознание детьми понятия «безопасность». Умение использовать детьми алгоритм действий при переходе улиц и дорог города. Новизна: Эффективное применение интерактивных форм обучения детей правилам дорожного движения с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Основная работа по реализации програм мы проводится по образовательной области с оц иально – коммуникативное развити е, а также интегрирован н о с образовательными областями познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка. Программа направлена: на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности. на создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды. Про грамма обеспечивает систематическую раз ноплановую работу: использовани е твор ческих форм и методов обучения воспитания детей с учетом возрастных и индив и дуальн ы х возможностей развития, а ктивные формы организации обучения педагогов, просвещен ие родителей по данному направлению. Положительный результат возможен только при совместной работе коллектива, социумом, родителями, социальными партнерами. Реализация осуществляется через следующие формы работы, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорт а, экскурсии, целевые прогулки к перекрестку, светофору, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно- ролевы е, подвижные игры- соревнования, праздники, досуги, ко нкурсы, обновление информации в уголках по Правилам дорожного движения в группах и холле первого этажа, игры – драматизации, практические занятия по обучению элементам вождения в автогородке школы №42. Обучение вождению автомобиля помогает ребенку осознать транспортное средство как источник повышенной опасности. Б лагодаря занятиям вождению дети начинают вести себя как грамотные пешеходы. Для детей вождение автомобиля — это, прежде всего игра, но игра очень важная, где ребят а учатся серьезному отношению к   взрослым вещам: ответственности за себя, за тех, кто рядом, за доверенную машину. Благодаря обучению таким взрослым вещам, как вождение автомобиля, у ребят растет уверенность в себе, улучшается настроение, меняется характер. У  детей повы шается внимание и концентрация, что очень важно. Принципы и подходы к формированию Программы: Воспитание осуществляется на основе общих дидактических принципов обучения: преемственность( каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания) ; последовательность и постепенность( знания по проблеме даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации) ; принцип развивающего обучения( организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка обусловлено темпами и содержанием его развития, направленных на достижение понимания, осмысления и осознания ребенком конкретных безопасных действий в реальных дорожных условиях) ; доступность( информация излагается в доступной форме) ; наглядность( плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т. д. ) можно увидеть, услышать, потрогать, чем реализуется стремление ребенка к познанию) ; принцип единства воспитания и обучения( на всех этапах обучения воспитывается у детей культура поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте) . непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Вариативная программа рассчитана на детей раннего и дошкольного возраста от 2 о 8 лет. В раннем возрасте от 2 до 3 лет все основные психические процессы — внимание, память, мышление — носят у ребёнка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что «само запоминается» и т. п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приёмов. В дошкольном возрасте от 3 до 4 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу! » и «я не хочу! », «я буду! » и «я не буду! ». Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. В дошкольном возрасте от 4 – 5 лет остаётся ещё в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора- два раза. Зависимость от интереса по- прежнему сохраняется В дошкольном возрасте от 5 до 6 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением. В дошкольном возрасте от 6 до 7 лет происходит псих ологическое отличие произвольной памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что- то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели — запомнить или быть внимательным — и стремится к их выполнению 1. 4. Целевые ориентиры Ранний возраст от 2 до 3 лет Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет. Различают автобус, автомобиль и грузовую машину. Д о школьный возраст от 3 до 4 лет Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом. Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта. Дошкольный возраст от 4 до 5 лет Ходить можно только в установленных местах дороги( тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов) . Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части( пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных сре дств пр и движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней. Правила перехода проезжей части и опасные места на ней. Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность. Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его. Дошкольный возраст от 5 до 6 лет Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть. Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах. Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте. Умеют управлять электромобилем. Дошкольный возраст от 6 до 7 лет Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения. Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях. Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе. Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями( автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается) . Знают основные знаки и термины дорожного движения. Умеют управлять электромобилем. 1. 5. Система оценки результатов освоения программы В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако педагог в ходе своей работы выстраива е т индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Педагогическая диагностика. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы о ценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. ( Приложение 4) II РАЗДЕЛ Содержание программы Программа рассчитана на пять лет для детей от 2 до 8 лет. Первый год работы — это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной работы. Второй год — расширение первоначальных детских пред ставлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД. Третий год — формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Пути формирования эмо ционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения реализуются в различных видах деятельности Четвертый год — формирование у детей чувства от ветственности. Ребята пони мают и усваивают предъявленные к ним требования. Пятый год работы — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Каждый эта п программы включает в себя: Взаимодействие с педагогическим коллективом Ознакомление педагогов с практическими умениями и навыками по организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах города. Повышение квалификации педагогов по организации работы с детьми правилам дорожного движения через: курсы повышения квалификации, семинары на базе дошкольного учреждения, мастер – классы, сотрудничество с представителями ГИБДД изучение передового опыта. ( Приложение 1) 3670308255280606565406 Взаимодействие с воспитанниками включает в се бя формирование у детей привычки б езопасного поведения на дорогах, расш ир яет представление о проблемах безопасности дорожного движ ения в целом, воспитывает навык адекватного поведения в р азличных неординарных ситуациях, на автоплощадке в дошкольном учреждении с выносным оборудованием. Методы работы с детьми: наглядные( показ видеоматериалов, рассматривание иллюстраций и т. д. ) словесные( беседа, устное изложение, и т. д. ) практические( сюжетно- ролевые игры, тренинги, практикум, дидактические игры инсценировки и т. д. ) Формы работы с детьми: тематические занятия на обучающей площадке по ПДД экскурсии целевые прогулки наблюдения беседы чтение художественной литературы вечера досуга и инсценировки художественных произведений игры( дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно- ролевые, игры- фантазии, стр оительные) . А также через образовательные области «Социально – коммуникативное развитие». П едагог воспитывает у детей навык безопасного поведения в окружающей его обстановке. Воспитатель и родители не ограничиваются словами и показом картинок( хотя это тоже важно) . С детьми рассматривает и анализирует различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывает их в реальной обстановке. Занятия проводятся не только по графику или плану, а используется каждая возможность( ежедневно) , в процессе игр, 12630151213485 прогулок и т. д. , чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращает внимание детей на ту или иную сторону правил. Развива е ть качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны для безопасного поведения. «Познавательное развитие». С оздаются условия для освоения правил уличного движения. Дети учатся пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируется интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игров ые и бытовые – ситуации, создаются условия для их решения. Дети знакомятся с основными видами и характеристиками движения направления, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми анализируются движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД. 93916523495 «Развитие речи ». В ключены литературно- музыкальные произведения, в которых рассказывается и эмоционально оценивается поведение на дорогах. К примеру, излагается сказка о зайчике, который получил серьезную травму, когда неправильно переходил дорогу. В процессе занятия дошкольники регулярно выражают свое отношение к ситуации перехода дороги. Основной результат связан с выработкой определенной системы ценностей. Она излагается в жизненной позиции ребенка. Для этого педагог подбирает определенное количество игр- драматизаций, в которых дети самостоятельно определяют свое поведение в различных дорожно- транспортных ситуациях. При этом очень важна компетентность педагогов по речевому развитию детей. Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения( в том числе по тематике ПДД) , развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого. 16249652490470 П о «Художественно – эстетическому развитию» проводятся индивидуальные и коллективные работы по конструированию, лепке, рисованию по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый дет ский сад», «Путь домой» и т. д. В детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пеш ехода», «Здравствуй пешеход», «Транспорт» и т. д. И нтересную работу дети проводят с кни жками раскрасками, где развивается любознательность. Дети к онструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД. Взаимодействие с семьями воспитанников. Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Участниками образовательного процесса являются родители. Они являются нашими заинтересованными партнерами в обучении детей правилам дорожного движения. Взаимодействуя с родителями, используются различные формы работы: у частие в педагогических советах праздники конкурсах; участие в конкурсах индивидуальный диалог приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах знакомство с публикацией из местной прессы общее родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД. проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей; информированность родителей о положительной динамике сформированнос ти правил безопасного поведения через сайт дошкольного учреждения www. ds 9. edu- nv. ru, общие родительские собрания оперативная информация о состоянии детского травматизма в городе от ГИ БДД дл я родителей; информационные стенды, папки- передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей; ящички от ГИБДД «Спрашивайте, мы ответим», где родители задают интересующие их вопросы представителям ГИБДД; семейный проект – один из методов совместного с детьми изучения правил дорожного движения; паспорт группы, где реализуются принципы открытости и прозрачности. 3015615- 453390462915- 501015 Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах 3625215716915 В каждой возрастной группе оформлены уго л ки безопасности дорожного движения, а также стенды расположены в холле первого этажа. 250825128905155829052705 Сотрудничество с социумом: Работа современного дошкольного учреждения не в озможна без эффективного сотрудни чества с учреждениями, организациями. На протяжении многих лет ДОУ сотрудничает со школой № 2, испльзуя автогородок, взаимодействие с закрепленным сотрудником ГИБДД, театрами города Нижневартовска и ЦД и ЮТТ «Патриот», Автогородок МОСШ №42 2863215- 434340- 139700- 386715 ЦДТ и ЮТТ «Патриот» 3282315116205- 271780173355151066541910 Встречи с инспектором ГИБДД 3168015- 13906543815- 2438401430655112395 Программ ные мероприятия включают в себя три блока: Первый блок: Учит детей различать легковые и грузовые автомобили Знакомит детей с автобусом и грузовым автомобилем Дает детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепляются знания цветов: желтый, красный, зеленый Знакомит детей с профессией водителя. Формирует интерес к ней, стремление освоить ее основы Дает элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре Обучение детей правилам перехода через проезжую часть Второй блок: Закрепляет знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе Дополняет представление об улице новыми знаниями: дома бывают разные, машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может односторонним, двусторонним Формируются представления детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения Знакомит детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Осторожно, дети! » Третий блок: Углубляет представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее Расширяются знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице Углубляются знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора Учит применять правила в различных жизненных ситуациях Календарно – тематический план В раннем возраст е от 2 до 3 лет дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. № Тема з анятия по ППД Количество часов Образовательная область Всего Физическое развитие Социально – коммун. р азвитие Познавательное развитие Развитие речи Художественно – эстетическое развитие 1 «На чем ездят люди» 1 П/ и «Воробушки и автомобиль» С/ р игра «Мы шоферы» Беседа «Виды транспорта» Рассматривание иллюстраций и нахождение отличий между грузовым и легковым транспортом М. Пожарский «Машины» Рисование «Дорога для автомобиля» 2 «Узкая и широкая дороги на улице» 1 П/ и «Нарисуем дорогу» С/ р игра «Водитель автобуса» «Наша улица» М. Приходькина «По улицам города» Рисование « Узкая и широкая дороги » 3 «Друг на дороге» 1 П/ и «Перекресток» «Моя улица» Рисование «Светофор» 4 «Осторожно – дорога» 1 П/ и «Умелый пешеход » С/ р игра «Мы шоферы» С Михалков «Зайка- велосипедист» Аппликация «Пешеходный переход» 5 «Разрешено и запрещено» 1 П/ и «Самый быстрый» С. Михалков «Улица шумит» Развлечение «Вечер загадок» Всего 5 В дошкольном возраст е от 3 до 4 лет дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». № Тема познавательного занятия Образовательная область Всего Физическое развитие Социально – коммун. р азвитие Познавательное развитие Развитие речи Художественно – эстетическое развитие 1 «Какой бывает транспорт» 1 П/ и «Воробушки и автомобиль» Д/ и «Покатаемся на машине» История автомобиля Загадки о транспорте. «Пассажир» А. Дорохов 2 «Знакомство с улицей» 1 П/ и «Самый быстрый» Д/ и «Угадай дорожный знак» Выставка «Машины» «Найди пешеходов нарушителей» 3 «Три сигнала светофора» 1 П/ и «Светофор» Кукольный театр «Бездельник светофор» 4 «Грамотный пешеход» 1 П/ и « Умелый пешеход » «Дорожные проишествия » «В гости к бабушке Загадушке » 5 «Осторожно, зимняя дорога! » 1 «Мы по улице идем» 6 «Как транспорт людям помогает» 1 Д/ и «Почини технику» Загадки о транспорте. «Пассажир» А. Дорохов. 7 «Путешествие по городу на транспорте» 1 С/ р игра «Мы шоферы» « Перекресток» А. Дорохов. «Законы улиц и дорог» И. Серяков Аппликация «автобус» 8 «Помощники на дороге» 1 П/ и « Это я, это я, это все мои друзья » «Проблемные ситуации» «Мой приятель- светофор» С. Прокофьев. «Светофор» И. Пляцковская. 9 «Осторожно дорога» П/ и «Будь внимателен! » «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов. Литературная викторина. Всего В дошкольном возрасте от 4 – 5 лет новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4- 5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. № Тема познавательного занятия Образовательные области Всего Физическое развитие Социально – коммун. р азвитие Познавательное развитие Развитие речи Художественно – эстетическое развитие 1 «Наш друг светофор» 1 «Три чудесных цвета» Доскажи словечко 2 «Знакомство с улицей города» 1 «Улица большого города» 3 «Путешествие по городу» 1 С/ р «Станция технического обслуживания» 4 «Помощники на дороге» 1 П/ \ и «Водители! На старт! » Д/ и «Угадай дорожный знак» Рисование «Дорожный знак» 5 «Осторожно зимняя дорога» 1 Пословицы по ПДД 6 «Я грамотный пешеход» 1 Игры в импровизированном автогородке « Правила поведения пешеходов » 7 «Осторожно – перекресток» 1 8 «Мой микрорайон» 1 Считалки по ПДД 9 «Пешеход на дороге» 1 «Мы идем через дорогу» «Дорожные нарушения» Всего 9 В дошкольном возрасте от 5 до 6 лет ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». № Тема познавательного занятия Образовательная область Всего Физическое развитие Социально – коммун. р азвитие Познавательное развитие Развитие речи Художественно – эстетическое развитие 1 « Безопасная улица» 1 С/ р «Улица» Д/ и «Дорога в Изумрудный город» «Как себя нужно вести в транспорте» Рисование «Мой дом – моя улица» 2 «Обязанности пешеходов» 1 П/ и «Ловкий пешеход» 3 «Профессия водитель» 1 Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор»: «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой М. Ильин, Е. Сигал. « Машины на нашей улице » 4 «Обязанности пешеходов» 1 П/ и «Ловкий пешеход» « Переходим проезжую часть улицы »: Рисование. « Пешеходы идут по улице ». 5 «Безопасная улица» 1 «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: «О чем разговаривает улица» Б. Житкова «Что я видел» 6 «Начало движения, езда на велосипеде с объездом препятствий». 1 Практическое занятие 7 «Пост ГИБДД в моем микрорайоне» 1 Игра «Автоинспектор и водители». С\ р «Постовой» « Переходим проезжую часть улицы »: Составление расска зов по картинкам пособия «Правила и без опасность дорожного движения». 8 «Правила перехода и проезда пешеходного перехода» 1 П/ и «Мяч в корзину» «Твой приятель светофор» Словесная игра «Закончи предложение» 9 «Знаки дорожного движения». 1 Игра «Запомни сигналы регулировщика». «Куда пойдешь и что найдешь». Составление рассказов по картине «Улица города». 10 « Езда на велосипеде и самокате через перекресток» 1 Г. Цыферов. « Сказки на колеса х» 11 «Моя дорожная грамота» 1 Игра- аттракцион «Внимание, пешеход! » «Построй город» Составление рассказа «Моя улица». 12 «Езда по знакам дорожного движения» 1 13 «Знаки сервиса» 1 Игровая ситуация «В автобус вошла бабушка» «Чем можем- поможем»: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе». С. Маршак. Скверная история Рисование. Тема: «Моя любимая улица». 14 «Езда на электромобиле, 1 остановка, стоянка» 1 Практическое занятие 15 «Опасный перекресток» 1 Игровая ситуация «Опасности на дороге» «Как перейти улицу»: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский рад». Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице». Развлечение «Петрушка на улице». 16 « Движение через перекресток» 1 П/ и «Перекресток» Рисование «Островок безопасности» 17 «Кто самый грамотный» 1 «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно»: знать безопасные места для игры. «Где можно кататься на велосипеде»: Н. Носов. Автомобиль, Д. Денисова. Как перейти дорогу 18 «Езда на велосипеде с поворотами, змейкой, через ворота» 1 Практическое занятие Всего 18 В дошкольном возрасте от 6 до 7 лет дети встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. № Тема познавательного занятия Образовательная область Всего Физическое развитие Социально – коммун. р азвитие Познавательное развитие Развитие речи Художественно – эстетическое развитие 1 Знай и выполняй правила уличного движения» 1 П/ и «Расставь знаки» «Два светофора»: 2 «Езда по знакам дорожного движения 1 Практическое занятие 3 Встреча с сотрудниками ГИБДД. 1 С/ р «Постовой» Конструирование. Тема: «Транспорт». «Кто регулирует движение транспорта»: Я. Пишумов. Говорящая машина, Н. Носов. Милиционер 4 Езда на электромобиле змейкой 5 «Безопасный перекресток» 1 П/ и «Красный – зеленый» Игровая ситуация «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы « Опасные предметы на дороге » Я. Пишумов. Посмотрите, постовой, С. Михалков. Скверная история, А. Северный. Светофор 6 Езда на электромобиле с поворотами Практическое занятие 7 Моя дорожная грамота 1 П/ и «Мяч в корзину» Игровая ситуация « Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу » « Ежели вы вежливы » Составление рассказов по серии картинок «Автобус». 8 «Езда на электромобиле, 1остановка, стоянка» 1 Практическое занятие 9 О чем говорят дорожные знаки Игровая ситуация «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поско рей»: «Полезные знаки» Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу». В. Семернин. Запрещается- разрешается Рисование «Мы идем на экскурсию по улице». 10 Езда на электромобиле с поворотами, змейкой, парковка в гараж 1 Практическое занятие 11 Опасный перекресток 1 «Играем в хоккей»: «Как ходить по улице И. Лешкевич. Азбука безопасности, Я. Аким. Улица Рисование по замыслу. Тема: «Дорожное движение 12 Езда на электромобиле, перекресток 1 Практическое занятие 13 Примерный пешеход 1 П/ и «Кому и что говорят сигналы»: С/ р «Улица»: «Знаки в треугольнике»: Конструирование. Тема: «Светофор». 14 Езда на электромобиле Т- образный перекресток 1 Практическое занятие 15 «Школа моего микрорайона » 1 П/ и «Красный – зеленый» «Люди на дорожных знаках»: Составление расс казов «Мой путь от дома до садика ». Рисование. Тема: «Опасности вокруг нас». 16 Езда на электромобиле по уличной площадке с разметкой 1 Практическое занятие 17 «Ребенок на улицах города» 1 Игровая ситуация «Вежливые дети» «Кого мы называем примерным пешеходом Я. Пишумов. « Самый лучший переход » 18 « Езда на электромобиле по уличной площадке с разметкой 1 Практическое занятие Основные понятия и термины Автобусная остановка- место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. Водитель- человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее движение- транспорт движется в двух противоположных направлениях. Дорога- часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы. Железнодорожный переезд- любое пересечение дороги железнодорожными путями. Одностороннее движение- транспорт движется в одном направлении. Пассажир- человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве. Пешеход- человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу. Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход- место обозначенное для перехода через улицу. Посадочная площадка- место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. Проезжая часть- часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним( машины движутся только в одну строну) и двусторонним( машины движутся в разных направлениях) , границы которых обозначены разделительными полосами. Транспортное средство- транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза. Светофор- устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. Тротуар- часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами. Улица- часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами( «зебра», подземный, надземный) , домами и учреждениями, школами, детскими садами и др. Участник дорожного движения- взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта III РАЗДЕЛ 3. 1 Развивающая, предметно- пространственная среда В дошкольном учреждении созданы условия для обучения детей ПДД кабинет ОБЖ п лощадка на улице с разлиновкой пешеходных переходов мультимедийное оборудование интерактивная доска( приложение 5) Дошкольный возраст 3- 4 года Макет: тротуар, проезжая часть, светофор. Рули Атрибуты к дидактической и сюжетно- ролевой игре «Мы пешеходы» Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор». технические средства обучения: мультимедиа, использование виде о- аудиоматериалов; наглядно- иллюстративный материал( иллюстрации: транс порт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблем ными дорожными ситуациями) ; Дошкольный возраст 4- 5 лет Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности. Крупные и мелкие дорожные знаки. Картинки на классификацию видов транспорта Книжка- раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения Фланелеграф: машины, дорожные знаки Б езопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка( старший дошкольный возраст) ; Т ехнические средства обучения: мультимедиа, использование виде о- аудиоматериалов; Н аглядно- иллюстративный материал( иллюстрации: транс порт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблем ными дорожными ситуациями) ; А льбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор»( с рас сказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и острожными) ; Дошкольный возраст 5- 6 лет Макет: разные виды перекрёстков Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика. Атрибуты к с- р играм: жезл, фуражки, шапочки- машины. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…» Э лектромобили. Б езопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка( старший дошкольный возраст) ; Т ехнические средства обучения: мультимедиа, использование виде о- аудиоматериалов; Н аглядно- иллюстративный материал( иллюстрации: транс порт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблем ными дорожными ситуациями) ; А льбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор»( с рас сказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и острожными) ; Дошкольный возраст 6- 8 лет Макет, имеющий разные виды перекрёстков Альбомы «Разные виды транспорта» Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови». Э лектромобили. Б езопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка( старший дошкольный возраст) ; Т ехнические средства обучения: мультимедиа, использование виде о- аудиоматериалов; Н аглядно- иллюстративный материал( иллюстрации: транс порт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблем ными дорожными ситуациями) ; А льбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор»( с рас сказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и острожными) ; Список литературы Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. Безопас ность. - СПб. , « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002. Баряева Л. Б. «Азбука дорожного движения» Дрофа 2007 Доронова Т. Н. , Гербова В. В. , Гризик Т. И. , Соловьева Е. В. Комплексная программа «Радуга», М. «Просвещение» 2002г. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2004 Занятия по правилам дорожного движения ». – М. : ТЦ Сфера 2008 Макаренко П. Ф. , Кулюпина Ю. С. Организация работы школ, детских садов и оздоровительных лагерей по предуп реждению детского дорожно- транспортного травматизма. — Салехард, ЗАО «СПЭЙБ», 2000 Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ тавт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Волгоград: Уитель, 2010. - 219сПравила дорожного движения. Подготовительная группа, старшая группа. Занимательные материалы – Волгоград: ИТД «Корифей» 2009 Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения»- М. : Издательство «Скорпион 2003» 2007 Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». – М. : ТЦ Сфера 2009. Саулие Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомлен дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика- Синтез, 2000 Приложение 2 Организационно – масс овые мероприятия для родителей Дата проведения № Мероприятия Ответственный( должность) Сентябрь 1. Родительское собрание «Профилактика дорожно- транспортного травматизма в семье» Зам. зав по ВМР Белик В. А. Октябрь Анкетирование «Для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют» Зам. зав по ВМР Ответственный по ПДД Воспитатели групп Май 2 Родительское собрание «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» Зам. зав по ВМР Ответственный по ПДД Белик В. А. 2014- 2019 5. «Круглый стол» с использованием магнитофонной записи бесед с детьми, анкетирование, ситуации для анализа) Воспитатели групп Март 2014- 2019 6. Выставка детских работ на тему «Малыш на дороге» Воспитатели Групп Воспитатель ИЗО Согласно плана 7. Организация совместных праздников, досугов, развлечений. Инструктор по ФИЗО Муз. Руководитель В течение года 2014 – 2019 8. Наглядная агитация( плакаты, листовки, стенгазеты) Воспитатели групп Приложение 3 Анкета для родителей Уважаемые родители! Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности. Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения. Кто из родителей заполняет анкету? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст Вашего ребёнка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольни ков Правилам дорожного движени_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны: переписка с воспитателями_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ групповые собрания_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ личные беседы с воспитателем_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ информационные стенды_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ другое_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения: воспитатели детского сада_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ другие специалисты детского сада_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ книги, газеты, журналы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ видеотека_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   Благодарим Вас за искренние ответы! Приложение 4 К ритерии и формы оценки качества знаний Критерии оценки Оцениваются: а) степень самостоятельности; б) полнота ответа; в) точность ответа. 1 балл( полное соответствие) - ребенок самостоятельно справля ется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой. 0, 5 балла( частичное соответствие) - ребенок справляется с зада нием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недоста точно полный. 0 баллов( несоответствие) — ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять. Уровни Группы Максимальное количество баллов Младшая( 14) Средняя( 17) Старшая( 21) Подготови тельная( 34) Высокий 10- 14 13- 17 18- 21 28- 34 Средний 6- 9 7- 12 8- 17 12- 27 Низкий ДО 5 ДО 6 до 7 ДО 11 Показатели уровня знаний детей по правилам дорожного движения Показатели Возрастные группы Младшая Средняя Старшая Подготови тельная 1. Культура пове дения: а) во дворе* * * * б) на тротуаре* * * * в) при переходе проезжей части: «зебра»* * * * Знак «Пешеходный переход»* * * * «алгоритм»* * «по светофору»* * * * «по пешеходно му светофору»* * «по жестам регу лировщика»* г) на остановке* * * * д) в транспорте* * * * е) в процессе езды на велоси педе* * * 2. Знаки: Пешеходный переход- и нформационно- указательный* * * * Пешеходный переход- пре дупреждающий* Запрещающие знаки* * * Знаки сервиса* * * * 3. «Ловушки»: а) обзор закрыт* * * # б) внимание отвлечено* * * * в) родители с детьми* * * * 4. Сведения о родителях: а) как зовут* б) фамилия, имя, отчество* * * в) место работы* * 5. Домашний адрес: а) улица* * * * б) номер дома и квартиры* * * в) микрорайон* * г) номера про ходящего мимо транспорта* 6. Номера теле фонов экстрен ных служб «01», «02», «03»* * инструментарий к мониторингу Мето- дика Цель Материал Инструкция к применению Младшая группа 1. Выявить знания по культуре поведения а) во дворе( 1) Картинки: дети, играющие в песочнице и на проезжей части улицы Покажи на картинках детей, которые правильно выбрали безопасное место для игры б) при ходьбе по тротуару( 1) Наборное полотно с изображением улицы( дома, деревья, кусты, проезжая часть, пешеходный переход, тротуар) , знак «Пешеходный переход» 5. 19, фигурки людей Поставь куклу с мамой на ту часть улицы, по которой нужно ходить в) при переходе проезжей части( 1) Материал тот же, что и в( б) + трафарет светофора без сигналов, сигналы «красный», «желтый», «зеленый», «синий», «черный» Покажи безопасный переход проезжей части, собери светофор г) на автобусной остановке( 1) Картинка: взрослые и дети, стоящие на остановке автобуса Картинка: ребенок, стоящий на сиденье автобуса Кто из детей на картинке правильно ведет себя на остановке? д) в транспорте( 1) Картинка: ребенок, стоящий на сиденье автобуса Можно ли вставать ногами на сиденье, громко разговаривать? 2. Выявить знания о знаках дорожного движения: «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания»( 3) Дорожные знаки Покажи дорожный знак, указывающий на место перехода проезжей части улицы( выделить форму, цвет, что на нем изображено) ; знак, который указывает на то, что рядом доктор; пункт питания 3. Выявить умение понимать дорожную «ловушку»( 4) Схемы дорожных «ловушек»: «Обзор закрыт»; «Внимание отвлечено»; «Родители с детьми» Можно ли выходить из- за автобуса, кустов на проезжую часть? Правильно ли поступает девочка, выбегая на проезжую часть улицы за мячом? Правильно ли поступает девочка, одна перебегая к бабушке через проезжую часть улицы? 4. Выявить у ребенка сведения о родителях( 1) Как зовут маму, папу? 5. Выявить у детей сведения о домашнем адресе( 1) Где ты живешь? Средняя группа 1. Выявить знания по культуре поведения а) во дворе( 1) Картинка: дети, спускающиеся с горы прямо на проезжую часть улицы Покажи, кто из детей правильно выбрал место для катания с горки на санках? б) при ходьбе по тротуару( 1) Правильно ли поступает ребенок? в) при переходе проезжей части( 1) Переведи правильно куклу на другую сторону улицы г) на автобусной остановке( 1) Покажи, где ты будешь ждать автобус д) в транспорте( 1) Правильно ли поступают дети? е) при езде на велосипеде( 1) Картинки: дети, катающиеся на велосипеде во дворе и на проезжей части улицы Где можно кататься на велосипеде? 2. Выявить знания детей о знаках «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено, «Пункт питания»( 3) Дорожные знаки, целые и по частям Игра «Собери знак приемом наложения». Например, знак …( синий квадрат, белый треугольник, «зебра», пешеход) ; знак …( белый круг, красный круг, человек, красная линия) ; 3. Выявить умения детей понимать содержание дорожных «ловушек»( 4) Схемы дорожных «ловушек»: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено, «Родители с детьми» Покажи, где мальчик( девочка) нарушает правила и почему 4. Выявить знания детей о родителях( 1) Как зовут маму, папу( Ф. И. О. ) ? 5. Выявить знания детей о домашнем адресе( 3) Я хочу прийти к тебе в гости, скажи, на какой улице ты живешь( номер дома, номер квартиры) ? Старшая группа 1. Выявить знания по культуре поведения а) во дворе( 1) «Живая» картинка( с прорезями Покажи безопасное место для игры б) при ходьбе по тротуару( 1) Постройка из строительного материала: часть улицы с тротуаром, проезжая часть со знаком «Пешеходный переход», светофор Расставь пешеходов по тротуару( справа по направлению движения) в) при переходе проезжей части( 3) Картинки вариантов перехода через проезжую часть Как ты будешь переходить проезжую часть а) по пешеходному переходу; б) по светофору; в) в отсутствие светофора? г) на автобусной остановке( 1) Картинка: дети на остановке, стоящие у края тротуара Расскажи, как безопасно ожидать транспорт на остановке д) в транспорте( 1) Картинка: пассажиры в транспорте( взрослые и дети) Назови примерных пассажиров( взрослых и детей) е) при езде на велосипеде( 1) Картинка: дети, катающиеся на велосипеде во дворе и на проезжей части улицы Покажи на картинке ребенка, правильно выбравшего место для катания на велосипеде. Объясни, почему 2. Выявить знания детей о знаках дорожного движения: «Место остановки автобуса и( или) троллейбуса», «Подземный пешеходный переход», «Движение на велосипедах запрещено»( 3) Дорожные знаки, целые, разрезанные на части, загадки Собери знак, покажи отгадку 3. Выявить знания детей о дорожных «ловушках»( 5) Схемы дорожных «ловушек»: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено, «Родители с детьми» Закрась красным цветом часть одежды детей, которые попали в дорожную «ловушку» и кому угрожает опасность 4. Выявить знания детей о родителях( 1) Я хочу познакомиться с твоими родителями, как зовут маму, папу( Ф. И. О. ) ? 5. Выявить знания детей о домашнем адресе( 1) В каком районе города ты живешь? Как я могу найти твой дом? 6. Выявить знания детей об экстренных службах «01», «02», «03»( 3) Куда ты обратишься, если увидишь, что: - бабушке стало плохо; - загорание; - в твою квартиру стучит незнакомый человек? Подготовительная группа 1. Выявить знания по культуре поведения а) во дворе( 2) 1. Картинки: опасные и безопасные места для игры во дворе 1. Назови место, где ты играешь с песком, машиной, катаешься на санках, ходишь на лыжах. 2. Два конверта красного и зеленого цветов 2. Разложи картинки по двум конвертам, в красный конверт- изображение опасных мест для игр детей, в зеленый конверт- б езопасных мест для игр детей б) при ходьбе по тротуару( 1) Перечисли правила, которые должен соблюдать пешеход в) при переходе проезжей части( 4) Стрелки по направлениям движения, знаки « Пешеходный переход», игрушка- регулировщик с разными положениями правой руки, светофор, макет четырехсторон- него перекрест- ка 1. Разложи стрелки, как ты будешь смотреть по сторонам при переходе улицы. 2. Расставь знаки по порядку для перехода проезжей части. 3. Работает светофор( транспортный и пешеходный) , когда и на какой сигнал ты будешь переходить? 4. На перекрестке работает регулировщик, переведи безопасно для жизни матрешку через улицу г) на автобусной остановке( 2) Должны ли родители держать тебя за руку в ожидании транспорта на остановке? Кто кому должен уступить место на скамейке в ожидании транспорта на остановке? д) в транспорте( 1) Перечисли правила поведения в транспорте е) при езде на велосипеде( 1) Расскажи, где можно ездить на велосипеде 2. Выявить знания детей о дорожных знаках «Железнодорож ный переезд со шлагбаумом», «Железнодо рожный переезд без шлагбаума, «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено»( 6) Дорожные знаки, целые, разрезанные на части( геометрические фигуры как часть знака) Выполни задания: 1. Отгадай загадки. 2. Собери знаки, которые связаны сдвижением железнодорожного транспорта. 3. Разложи знаки, на которых изображены люди, и расскажи о них( информируют, предупреждают, предписывают, запрещают) 3. Выявить знания детей о дорожных «ловушках»( 12) Схемы дорожных «ловушек»: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено» «Родители с детьми». Педагог пока зывает только первую часть- «кажется, не опасно» Докажи, что это опасная ситуация для пешехода при переходе проезжей части 4. Выявить знания детей о родителях( 1) Педагог просит ребенка рассказать о родителях 5. Выявить знания детей о домашнем адресе( 1) Как мне найти твой дом? На каком транспорте доехать? В каком микрорайоне ты живешь? 6. Выявить знания детей об экстренных службах «01», «02», «03»( 3) Знаешь ли ты, что такое МЧС? В каком случае туда обращаться? Приложение 5 М атериально- техническое обеспечение программы № Наименование 1 Библиотека Художественная литература – 50 шт. Методическая литература – 20 шт. 2 Наглядность Стенды для родителей- 2 шт. Стенды для детей «Уголок безопасности»- в каждой группе( 11 шт) Стенд «Дорожные знаки» Оформление стены по правилам дорожного движения( 3 этаж) Дорожная разметка( 3 этаж) Иллюстративный материал 3 Атрибуты для игр Сюжетно- ролевые игры: «Знаки на дорогах» «Водители, пешеходы, автомобили» «Путешествие на транспорте» «Автобусный парк» « Авторемонт » «Заправочная станция» Форма полицейского Форма МЧС Дидактические куклы Машины модули – 20 шт. Электромобили – 9 шт. Знаки дорожные переносные Подиум «Дорога» в каждой группе 4 Кабинет ОБЖ Проводятся занятия 1 раз в неделю 5 Технические средства Ноутбуки – 2 шт. Сканер- 1 шт. Принтер – 1 шт. Фотоопорат – 1 шт. Мультимедиа – 2 шт. Интерактивная доска.

Оставить комментарий: