Конспект НОД на тему «Зимний вечер в лесу»
Техника выполнения: Чёрно-белый граттаж. Лист бумаги покрывается сначала желтком, затем черной художественной тушью, после высыхания рисунок выцарапывается художественными перьями
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой ...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь стихи о зиме?
Дети читают стихи.
- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Послушайте.
Воспитатель включает музыку и читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника»:
«... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит...
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела...
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются...
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
- Вот какую чудную картину нарисовала Зимушка-Зима. Сегодня мы с вами тоже нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Зимой солнышко светит мало, дни короткие, темнеет рано, поэтому мы изобразим зимний вечер в лесу А вы рады, что пришла зима? Что вы любите делать зимой больше всего?
- Играть в снежки! Лепить снеговика! Кататься на санках с горки!
- Да, ребята, зимой очень весело. Давайте поиграем.
Физкультминутка «Снежки»
Пойдёмте вместе на лужок, (воспитатель жестом приглашает за собой детей)
Возьмём в руки мы снежок, (наклониться и изобразить,
Белый да пушистый, что одной рукой взяли снег)
На солнце серебристый.
Раз, два, три – лепим, лепим –
посмотри. (изображать, что лепим снежки)
А теперь начнём кидать, (изображать, что кидаем снежки)
И друг в друга попадать.
А мороз-то – ой-ой-ой! (обхватить плечи руками)
Но не хочется домой (покачать головой)
Руки трите, трите, трите. Ручками похлопайте,
И на руки подышите (длинный выдох)
Ножками потопайте,
Попрыгайте на месте...
А после сядьте вместе. (жестом пригласить детей сесть на места)
- Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнём рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать перьями. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес. Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы, снеговик, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.
После того, как дети справятся с работой, воспитатель предлагает отправиться на прогулку в зимний лес.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают
Как на сказочной картинке. руки над головой
Будем их ловить руками и делают движения,
И покажем дома маме. словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте,
Поднимаем выше ноги. высоко поднимая колени)
А вот зайка проскакал, (прыжки)
От лисы он убежал!
Это серый волк рыщет, (имитировать «волчью» походку)
Он себе добычу ищет!
Ну а мы идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)