Уголок ТРИЗ
Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Вот такой уголок создан в нашей группе.
Пять игр из уголка ТРИЗ
« Мы в природном и рукотворном мире»
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления;
Оборудование: деревянный большой круг, разделенный пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного, набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мир ;
Ход игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
“Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают); “Раз, два, три, ко мне беги” (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему). Соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику».
«Да-нет-ка»
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- найти загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать умение правильно задавать вопросы;
Оборудование: сшитая линейная форма с кармашками для картинок, картинки.
Ход игры:
Ведущий делит ряд объектов пополам, середину отмечает точкой, задумывает объект (лошадь).
Дети задают вопросы, на которые ведущий отвечает «ДА» или «Нет».
Д- Этот объект находится с правой стороны?
В- Да. (все объекты находящиеся с левой стороны ведущий убирает, они не нужны, осталось 5 объектов)
Д- Этот объект дикое животное?
В- Нет. (убирает картинки с изображением диких животных, они не нужны, осталось 2 объекта
Д- Этот объект мяукает?
В – Нет. (убираем изображение кошки, остался один объект лошадь).
Д –Это лошадь!?
В- Да. результат: картинка отгадана после четырёх вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, - местонахождение объекта в линейном ряду.
По такому же принципу можно играть с картинками мебель, фрукты и овощи, транспорт, плоскими и объёмными геометрическими формами.
«Кто потерялся?»
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта;
- учить детей классифицировать предметы и объекты окружающего его мира;
Оборудование: карточки, на которых наклеены четыре картинки, три из них подходящих друг другу по смыслу, одна нет;
Ход игры:
Дети выбирают карточки и называют объект, который считают лишним. Затем объясняют свой выбор (по каким признакам они отличаются).
"Круги Луллия"
Игра вводится со среднего дошкольного возраста.
Программное содержание:
- уточнять знания дошкольников о различных профессиях;
- учить детей определять предметы – помощники;
- побуждать к объяснению практической значимости людей данных профессий;
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий и орудий их труда, круги на подставке, своеобразная стрелка – указатель;
Ход игры:
На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей разных профессий. На малом – предметы, необходимые в работе. Воспитатель дает задание вначале: Найди предметы - помощники (ребенок должен сопоставить изображения взрослого профессию и предмет - помощник). Далее предлагается раскрутить круги и посмотреть, каково будет их произвольное пересечение. Игра развивает внимание, нестандартное мышление и речь;
"Подбери значение к признаку"
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков ;
- учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями;
- развить умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Оборудование: семнадцать карт, разделенных на пять квадратов. В одном квадрате изображен признак (схема), остальные квадраты пустые. К ним прилагаются предметные картинки на карточках квадратной формы (5х5 см);
Ход игры:
Участники игры берут карту с признаком. Ведущий, выбрав предметную картинку, дает ей характеристику, содержащую значение имени признака.
Например: Ведущий говорит: «Слон – голубой».
Ребенок, имеющий на руках карточку с признаком «цвет», должен сказать, что названное значение подходит к его признаку, потому что это – цвет.
Игра продолжается, пока все квадраты в карточках играющих не будут заполнены.
После этого играющие снова перечисляют значения, которые они подобрали к своим признакам.
В игре могут участвовать двое и более детей;