a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Уголок ТРИЗ в детском саду

Автор: Осоченко Ольга Григорьевна Опубликовано: 2015-05-23 12:54:55

Уголок ТРИЗ

Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Вот такой уголок создан в нашей группе.

 

Пять игр из уголка ТРИЗ

« Мы в природном и рукотворном мире»

Игра вводится с младшего дошкольного возраста

Программное содержание:

- учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления;

Оборудование: деревянный большой круг, разделенный пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного, набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мир ;                               

     Ход игры:

Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:

“Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают); “Раз, два, три, ко  мне беги” (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему). Соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику».

 

«Да-нет-ка»

 

Игра вводится со среднего дошкольного возраста

Программное содержание:

- найти загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов;

- развивать диалогическую речь детей;

- развивать умение правильно задавать вопросы;

Оборудование: сшитая линейная форма с кармашками для картинок, картинки.

 

Ход игры:

Ведущий делит ряд объектов пополам, середину отмечает точкой, задумывает объект (лошадь).

Дети задают вопросы, на которые ведущий отвечает «ДА» или «Нет».

Д- Этот объект находится с правой стороны?

В- Да. (все объекты находящиеся с левой стороны ведущий убирает, они не нужны, осталось 5 объектов)

Д- Этот объект дикое животное?

В- Нет. (убирает  картинки с изображением диких животных, они не нужны, осталось 2 объекта

Д- Этот объект мяукает?

В – Нет. (убираем изображение кошки, остался один объект лошадь).

Д –Это лошадь!?

В- Да. результат: картинка отгадана после четырёх  вопросов. Признак,  по которому происходило сужение поля поиска, - местонахождение объекта в линейном ряду.

По такому же принципу можно играть с картинками мебель, фрукты и овощи, транспорт, плоскими и объёмными геометрическими формами.

«Кто потерялся?»

 

Игра вводится со среднего дошкольного возраста

Программное содержание:

 - учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта;

- учить детей классифицировать предметы и объекты окружающего его мира;

Оборудование: карточки, на которых наклеены четыре картинки, три из них подходящих друг другу по смыслу, одна нет;

Ход игры:

Дети выбирают карточки и называют объект, который считают лишним. Затем объясняют свой выбор (по каким признакам они отличаются).

"Круги Луллия"

 

Игра вводится со среднего дошкольного возраста.

 Программное содержание:

- уточнять знания дошкольников о различных профессиях;

- учить детей определять предметы – помощники;

- побуждать к объяснению практической значимости людей данных профессий;

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий и орудий их труда, круги на подставке, своеобразная стрелка – указатель;

 Ход игры:

  На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей разных профессий. На малом – предметы, необходимые  в работе. Воспитатель дает задание вначале:  Найди предметы - помощники (ребенок должен сопоставить изображения взрослого профессию и предмет - помощник).  Далее предлагается раскрутить круги и посмотреть, каково будет их произвольное пересечение. Игра развивает внимание, нестандартное мышление и речь;

 

"Подбери значение к признаку"

 

Игра вводится с младшего дошкольного возраста

Программное содержание:

- обучать  работе с признаками объектов и значением этих признаков ;

- учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями;

- развить умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам;

- учить  устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование:  семнадцать карт, разделенных на пять квадратов. В одном квадрате изображен признак (схема), остальные квадраты пустые. К ним прилагаются предметные картинки на карточках квадратной  формы (5х5 см);

Ход игры:

Участники игры берут карту с признаком. Ведущий, выбрав предметную картинку, дает ей характеристику, содержащую значение имени признака.

Например: Ведущий говорит: «Слон – голубой».

Ребенок, имеющий на руках карточку с признаком «цвет», должен сказать, что названное значение подходит к его признаку, потому что это – цвет.

Игра продолжается, пока все квадраты в карточках играющих не будут заполнены.

После этого играющие снова перечисляют значения, которые они подобрали к своим признакам.

В игре могут участвовать двое и более детей;

 

Коментарии
марина написано 2015-09-25 22:11:05
супер
Ответить

Оставить комментарий: