Консультация на тему: "Использование проектной технологии в ознакомлении старших дошкольников с многообразием мира животных".
Экологическое образование сегодня официально признано одним из приоритетных направлений общего образования. Научно - методический поиск, наиболее эффективных путей и средств воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста выявил и обосновал перспективность использования технологии «Метода проектов», как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов осуществляемой при активном участии детей в её планировании и во всех этапах реализации (Цветкова И.В., Рыжова Н.А. и др.).
«Метод проектов»,родоначальником которого считают американского педагога и психолога Дж.Дьюи, возник в начале XX века почти одновременно в США и России и связан с именами известных педагогов (Кильпатрика В.Х., Кагарова Е.Г., Шульгина В.Н., Крупениной М.К. и др.).
Анализ массовой практики экологического образования детей дошкольного возраста в районе и г. Ульяновска показывают, что проектная технология успешно реализуется в дошкольных учреждениях на краеведческом и экологически ориентированном содержании (МДОУ №№232,136,178,116, и др. г. Ульяновска, МДОУ №45 г. Димитровграда, детских садах №№137,149,159,169,184,193 и др. АНО ДО «Планета детства», «Лада», г. Тольятти). Практика убедительно подтверждает доступность и высокий развивающий эффект данной технологии в работе с дошкольниками.
Специфика метода проектов, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов, возможно, рассматривать как метод педагогизации процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождения ребенка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,
их практическому применению во взаимодействию с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.
Цель:
-выявить эффективность использования метода проектов в системе экологического образования старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно методическую литературу по проблеме исследования;
- разработать содержание экспериментальной работы с детьми по апробации метода проекта в экологическом образовании старших дошкольников;
- выявить педагогические условия эффективности метода проекта в работе с детьми.
Гипотеза:
Метод проектов является эффективным средством воспитания экологической культуры старших дошкольников, при следующих педагогических условиях:
- выборе актуальной и интересной для детей темы проекта;
- целесообразном и увлекающим детей содержании работы внутри проекта;
- реализации принципа интеграции в системе работы;
-тесном взаимодействии с семьей в процессе разработки и реализации проекта;
-достижении значимого для каждого ребенка результата проекта.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления. Сроки реализации некоторых экологических проектов могут быть достаточно продолжительными, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов.
В проектной деятельности очень важно различные сочетания теоретического и практического материала. Опыт показывает, что следует отдать предпочтение такому познавательному материалу, который можно применить на практике, на примере: проекта «живые шнурочки» (на основе опыта эколога Апполоновой Н.И. детского сада №232) о дождевых червях как исключительно важных объектов, участвующих в почвообразовании. Можно показать удивительный мир их жизнедеятельности, поставить опыты, которые не нарушают их жизнь, сформировать у детей позитивные отношения к не очень привлекательным на «первый» взгляд объектов.
Экспериментальная работа проведена на базе МДОУ работающего по программе «Детство»СПб 2001г. В эксперименте принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проведена поэтапно (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент). Для оценки уровня экологических знаний .экологической воспитанности использовалась диагностика Н.Н.Кондратьевой и Л.М. Маневцовой .
На констатирующем этапе работы с детьми были проведены индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, особое место занимает наблюдение поведения детей в природе и оценка их отношения к ней.
Констатирующий эксперимент показал, что объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоционального интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.
Формирующий этап экспериментальной работы включал реализацию с детьми познавательно - исследовательских проектов по ознакомлению с миром животных: « Живые шнурочки» об особенностях и значении в природе дождевых червей, их экологических связях в среде обитания, «Весна в жизни птиц» на материале ознакомления с птицами Ульяновских парках( парк «Молодёжный», скверы и сады по улицам: Кузаватовская, Самарская, Рябикова, Камышинская, Засвияжского района г. Ульяновска.
В планировании проектов уделено особое внимание соотношению теоретического и практического материалов организации содержательного взаимодействия с семьёй.
Формой презентации результатов « Живые шнурочки» проведено итоговое обобщающее занятие на тему: «Жизнь под землёй»,а проекта о птицах, выставка методических материалов и детских работ (альбомы, книжки - самоделки, поделки из природного материала, кормушки и гнездовья для птиц.
В ходе исследования было установлено, что «Метод проектов» доступен для работы с детьми дошкольного возраста, и в силу своей практико - исследовательской направленности стимулирует познавательный интерес детей и способствует формированию элементов экологического сознания.
В результате была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что эффективность технологии проектирования обусловлена выбором интересном для детей тематики проектов, интегрированным подходом в организации методике работы с детьми, увлекательном содержании их познавательной и практической деятельности.