Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.Вятлева Е.Н.
Документы для скачивания
Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, эффектив ного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Я работаю над проблемой «Организация детского экспериментирования в ДОУ». Главная цель моей работы – углублять представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Данная работа направлена на развитие поисково- познавательной деятельности детей дошкольного возраста и предполагает решение ряда образовательных задач. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. Основополагающие принципы: системность, учет индивидуальных особенностей воспитанников, принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип деятельностного подхода. Содержание своей работы и материал для занятий я подбираю в соответствии с возрастом детей. Всю информацию преподношу детям простым и понятным для них языком, стараюсь не перегружать их. В зависимости от конкретных ситуаций определяю применение принципов, методов и форм взаимодействия с детьми. Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов: методика А. И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год; работы Поддъякова Н. Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности»/ / Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»; методические рекомендации/ П од ред. Л. Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; методику Ивановой А. И. «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Моей педагогической идеей является то, что непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что- то новое. Я считаю, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо представление им возможности приобретать знания самостоятельно. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В своей работе я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей интерес к этим занятиям экспериментированием. Вследствие обучения, направленного на усвоение готовых истин, ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить самостоятельно, что делает практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Содержание и методы обучения дошкольников, используемые мной, направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. На моих занятиях приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания, базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям. Я стараюсь проводить их в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. Выполняют до 4- х поручений одновременно. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4- 6 минут. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах. Главное достоинство метода экспериментирования заключа ется в том, что он дает детям реальные представления о различ ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость да вать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные зако номерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, кото рые рассматриваются как умственные умения. Данная работа предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково- познавательной и экспериментальной деятельности. Она предназначена для организации работы по интеллектуально – личностному и творческому развитию детей трёх – семи лет. Материал может быть органично включён в программы по разделу «Ознакомление с окружающим», так как создаёт условия для проявления активности детей. Объём и сложность материала индивидуальны для каждой возрастной группы. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми- Тематическое планирование занятий, календарные планы, разработки занятий, сценарии мероприятий, план работы с родителями, план самообразования.