a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Куликова Е.А. статья «Мы можем все, когда мы вместе»

Опубликовано: 2015-06-02 15:18:19
      Государственное автономное учреждение  социального обслуживания "Малиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», находится на территории с. Малиновка, Бурейского района, Амурской области и является единственным учреждением в области для детей не только с умственными отклонениями в развитии, но и с множественными физическими отклонениями. Многие дети имеют заболевание ДЦП, синдром Дауна. 

        Наш детский дом насчитывает 185 воспитанников. Материально-техническая база детского дома позволяет решать социально-реабилитационные задачи,  использование  новых методик коррекционно-развивающего обучения, оказание различных медицинских услуг (ЛФК, ФИЗИО-лечение).

      Автономная деятельность учреждения по различным направлениям работы привлекает не только дополнительные средства, но и дает возможность воспользоваться населению района и области нашими услугами, активизирует и повышает авторитет учреждения. Мы приглашаем всех желающих посетить медицинские кабинеты, воспользоваться услугами логопедов и психологов, отведать вкусную выпечку. Главное  достижение - это наша собственная вода «Малиновская» Ее изготавливают наши сотрудники на заводе, который находится на территории детского дома.

Деятельность детского дома-интерната направлена на социальное обслуживание детей-инвалидов, в связи, с чем осуществляет:

¾  предоставление социальных услуг детям инвалидам в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности;

¾   реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

¾   мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество;

¾ организацию ухода за детьми-инвалидами, досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий

¾   организацию физического воспитания детей инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей;

¾ организацию образования детей инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии.

     Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

      Так на примере Отделения «Милосердия», которое предназначено для детей не способных к самостоятельному передвижению, приему пищи, самообслуживанию. Всем им требуется круглосуточный медицинский уход. Здесь проживает 27 «лежачих» детей.     Исходя, из опыта работы  домов западного региона  из Отделения Милосердия с 2010 по 2014 годгоду по наблюдениям и результатам диагностики специалистов: психолога, олигофренопедагога, врача – педиатра, врача-психиатра было выведено в отдельную группу 28 детей.    Специалистами была разработана Программа сенсорного восприятия для детей с множественными нарушениями в развитии «Активное обучение».    В результате анализа диагностических данных первого этапа на заседании экспериментальной группы были разработаны индивидуальные реабилитационные маршруты воспитанников с использованием интерактивного нового оборудования «Передвижной световой стол-тумба» и передвижная стойка. Следующим этапом экспериментальной  работы  были индивидуальные коррекционные занятия  с бывшими «Лежачими» воспитанниками отделения «Милосердие» с использованием данного оборудования.

     Первые шаги на пути реализации поставленных задач сделаны. Например, начальные двигательные реакции в начале эксперимента отмечался у двух воспитанников, сейчас  ползают и сидят 20 детей из них встали на ноги и пошли 5 детей. Активизировалась звукоречевая деятельность, у 100% детей появилась игровая деятельность. Почти все самостоятельно принимают пищу.

      Одной из ведущих направлений в работе с нашими детьми является непрерывная психологическая помощь. Она   предполагает обращение особого внимания к личностным проблемам воспитанников дома-интерната. Для этого  используется современное оборудование, приобретенное на протяжении последних пяти лет.  Создана инновационная среда для наших детей: темная сенсорная комната, комната релаксации, светлая сенсорная комната, где специалисты применяют новые технологии. Регулярно проходит курс занятий с психологами по программе коррекции эмоциональной сферы в  комнате релаксации с элементами ароматерапии, свето-, музыкотерапии, сделанной  по опыту детского дома Санкт-Петербурга. Большую методическую и психологическую помощь оказывает нашим подопечным ребятам и кабинет арт – терапии в котором проводятся занятия по направлениям: песочная терапия, глинотерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д. Ребята на таких занятиях развивают свои творческие способности, знакомятся с окружающим миром, учатся видеть прекрасное. Работа с песком позволяет выразить и побороть свои страхи, переживания. Работа с глиной и пластилином способствует снятию агрессии, а рисование помогает поднять ребенку настроение.

      С применением поступивших модулей по федеральной программе «Открытый мир детства» закуплены по гранту современные игры: мягкие модули, шнуровки, панно «Ежик», стол-ванна, интерактивное панно «Звуковая лестница», игровые передвижные набора «Бистро», «Парикмахерская». На базе детского дома начала работу индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая  программа «ЛЕКОТЕКА». Данная программа включает в себя многообразие способов и приемов для психолого-педагогической реабилитации наших воспитанников. В «Лекотеку» вошли:

  • кабинет логопеда по работе с мелкой моторикой и  по формированию навыкам ролевой игры,
  • кабинет воспитателя Монтессори,
  • кабинет логопеда по формированию и развитию активного словаря,
  • кабинет светлой комнаты с элементами ЛФК  «Мягкий модуль»,
  • светлая комната психолога.Процесс внедрения не стоит на месте. Мы закупаем самостоятельно различные элементы и материалы данной программы.Для успешной реабилитации детей специалистами детского дома применяются  игровые наборы «Витражи», «Дорога в космос», «Туманы», «Городок». Все они являются авторской разработкой Руссавской П. и  относятся к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик. В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников. Мозарт - терапия включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии. Методика может применяться краткосрочно в виде цикла из 10 сессий. Мозарт – терапия может сочетаться с другими методиками.

В детском доме-интернате находятся дети и с тяжелой умственной отсталостью. Дети данной категории дети  не могут быть включены в полноценный образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. Эти дети нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию социализации, преодоление психогенных нарушений.

Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки и   реализации в учреждении специальной (коррекционной)  программы для детей с  глубокой умственной отсталостью программы «Особый ребенок».

В процессе обучения детям прививаются  основы познавательного интереса к окружающему миру, формируются начальные навыки учебной деятельности, трудовой самостоятельности. Проводится работа по  коррекции речевого развития  обучающихся,  выраженных отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, компенсации психомоторных и сенсорных нарушений.

Действует программа обучения умственно отсталых детей элементарной компьютерной грамотности  «ПервоЛого».  Занятия проходят с использованием  программного обеспечения – программы ПервоЛого 3.0. Содержание программы направлено на формирование элементарных знаний, умений и навыков работы на компьютере на уровне пользователя. Целью данной программы формирование у  умственно отсталых детей основных навыков работы на компьютере с различными видами информации, программированию и конструированию проектов на языке ПервоЛого 3.0, формировать и развивать коммуникативные, технические и эстетические способности детей с отклонениями в развитии в процессе проектно-творческой деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей правильной речи принимает глобальный характер. Основная задача логопеда — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

   С целью повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и повышение мотивации и активности ребенка на логопедических занятиях применяются лицензионные компьютерные технологии «Игры для тигры», «Перволого». Данные программы были адаптированы для работы с нашей категорией детей, были взяты отдельные элементы упражнений, доступные нашим воспитанникам. Использование компьютерных программ помогает ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе, повышает интерес к игровой и учебной деятельности, развивает моторику и координацию движений. 

        В новом актовом зале, где имеется современное оборудование, музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в музыкальных сказках и музыкально-дидактических играх.
     Для оптимизации педагогического процесса разработана проектная деятельность по обучению детей с ДЦП игре на шумовых инструментах.  С 2008 года в нашем детском доме существует ансамбль шумовых инструментов «Коробейники», в состав этого ансамбля входят дети с тяжелой формой ДЦП, но, не смотря на это, дети не унывают. Они являются постоянными участниками всех массовых мероприятий, концертов, фестивалей, не только в стенах детского дома, но и за его пределами, в которых не раз занимал призовые места. Один из участников этого ансамбля выступает как отдельный исполнитель, он поёт сольно, в 2015 году он номинирован на участие в  8 Международном творческом фестивале «Шаг навстречу», в г. Санкт-Петербурге. Мы являемся постоянными участниками совместных концертов с домом культуры с. Малиновка, где наши дети встречаются с учащимися общеобразовательных школ, эти условия их дисциплинируют. В течение нескольких лет   являемся организаторами первого и второго открытого районного фестиваля самодеятельного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Давайте дружить».
  С января 2015 года был разработан и внедрён проект «Музыкально-ритмическое развитие детей с синдромом Дауна».На этих занятиях музыкальным руководителем используются речевые игры и упражнения, которые развивают у детей музыкальность, элементарное музицирование на детских музыкальных инструмента (шумовых),  логоритмические игры, здоровьесберегающие технологии, игры на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие и активизацию различных функций: общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.

       В нашем доме интернате имеется швейная мастерская . Девочки посещают мастерскую по подгруппам в возрасте от 12-18 лет. Сначала  девочки знакомятся с различными видами рукоделия и видами декоративно-прикладного творчества. В маленьких руках рождаются первые стежки, мягкие игрушки. На втором периоде,  девочки изучают бисероплетение,  где под  руководством инструктора  по труду появляются первые украшения для девочек и небольшие  сувениры в подарок.  На занятиях по вязанию  их учат делать чудеса из ниток,  владея ловко крючком можно тысячу узоров изготовить для роскошных салфеток,  вязаных шалей  и  игрушкек.  Лоскутная  мозаика позволяет изготовить яркие предметы быта, которые помогут правильно подчеркнуть этнос культуру нашего народа.  В цветном ярком коллоре наши  юные рукодельницы могут вышить иглой, как крестиком,  так и гладью прекрасные картины пейзажа или натюрморта.  С помощью лоскутной пластики девочки осваивают машинные  операции.  Совершенствование реабилитационной работы с молодыми инвалидами является важнейшим фактором при оказании социальных услуг этой категории граждан.

         Для решения задач по современной реабилитации молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в Малиновском доме - интернате в 2013 году было открыто новое реабилитационное отделение. Основной целью его создания стало выявление и закрепление остаточной трудоспособности инвалидов с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, медицинской реабилитации, социально-бытовой адаптации, профессиональной подготовки и возможной интеграции в общество, так как только при психических заболеваниях, как ни при каких других, нарушаются социальные связи и отношения. Поэтому особенностью реабилитации психических больных, является, прежде всего, их ресоциализация, возвращение в общество.  В настоящее время в отделении проживает 30 инвалидов. Возраст проживающих от 18 до 23 лет.

        На базе отделения реализуется программа по формированию первоначальных профессиональных навыков: уборщик помещений, грузчик, дворник, волонтер на отделении милосердия, помощник младшей медицинской сестры. Для воспитанников проводятся Вечера отдыха (День Осени, ко Дню инвалида «Мы молодежь!», Новогодний вечер) с развлекательной программой, за хороший труд награждаются подарками, поездками на экскурсии.
        Для молодых инвалидов Отделения действует реабилитационная программа «Экотерапия», которая предназначена для снижения выраженности психоневрологических дефектов у социально неадаптированных воспитанников с нарушениями умственной и физической активности. Был оборудован кабинет, в котором воспитанниками осуществляется уход за улитками, черепашкой комнатными растениями. Программа нацелена на усиление  реабилитационного эффекта за счет использования элементов гарденотерапии и анималотерапии. Воспитанники с помощью социального педагога учатся сами озеленять свой дом, выращивать рассаду для собственного огорода и цветников, чтобы осенью порадовать себя выращенным урожаем. В ходе реализации данного проекта силами педагогов и детей а территории детского дома началось оформление «Сенсорного сада».
        Важным разделом педагогической работы является формирование у инвалидов социальных навыков и знаний, позволяющих им в дальнейшем адаптироваться в жизни. Налажен регулярный выезд  в город. Мы не стесняемся быть с ребятами в общественных местах. Перед каждой поездкой идет большая индивидуальная и групповая работа по правилам культуры поведения. Мы хотим, чтобы при вступлении во взрослую жизнь наши воспитанники имели хоть какой–то практический опыт, умели обращаться с деньгами, принять гостей, красиво одеться.  В отделении реабилитации работает проект  «Основы домоводства и кулинарии».  Первоначально ставится задача научить инвалидов приготовлению простейших блюд, затем, учитывая интерес и желание проживающих, перешли к приготовлению более сложных блюд.
      Социально-бытовая реабилитация включает в себя и ознакомление инвалидов с правилами пользования бытовой техникой.
В повседневной жизни воспитатели и инструктора производственного обучения учат инвалидов обращаться с пылесосом, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, музыкальным центром с «караоке», холодильником, микроволновой печью и т.д.
Многие инвалиды имеют собственные мобильные телефоны, умело используя их в повседневной жизни.

       Под руководством инструктора по труду запустился цех по пошиву пижамных брюк и детских пелёнок.  Воспитанницы отделения для молодых инвалидов проходят подготовку профессионального самоопределения в профессии швея. Девочки с удовольствием усовершенствуют свои навыки работы на бытовых швейных машинах. Обеспечивая малышей пижамой. В течение года производиться пошив костюмов к мероприятиям и новому году, где потом радостные малыши любители переодеться то в бабочку  или в принцессу, то в  юного спасателя или ковбоя. .  Также организованна десантная группа по мелкому  ремонту  вещей детей других групп. Нашей швейной мастерской проводятся акции  «старая новая игрушка для малышей», производится реставрация старых игрушек,  добавляя к ним новую модную одежду для кукол и т.п.  Изготавливают своими руками дидактические пособия для малышей других групп. А также под руководством инструктора  запустили проект « мини-ателье» для предоставления  услуг населению. Здесь девочки обучаются работать с клиентами и профессионально выполнять свою работу. Тем самым продвигаться в социум. В свободное от занятий время инструктор по труду с группой девочек производит интерьерное оформления  комнат для сна и  отдыха. Здесь девочки учатся:   как своими руками сделать уют и приблизится к  домашней обстановки.  Ведь своими руками сделанное радует сердце каждого воспитанника. Все знания и умения мы применяем в изготовлении различных поделках, которые постоянно принимают участия в различных местных, районных, областных конкурсах и интернет конкурсах на уровне Всероссийских конкурсах, занимая как призовые места ,так и места участников. На местном уровне у нас есть традиция, организация 2-3х выставок – распродаж  в год в сельском доме культуры, иногда работы выполняем по специальному заказу для  населения. Девочки с удовольствием принимают участия и с нетерпением ждут,  чтоб их работа реализовалась.

Педагогический  коллектив Малиновского дома-интерната не только способствует улучшению качества жизни опекаемых детей, но и  ведет активную общественную жизнь в пределах детского дома, района, области.

Силами педагогического коллектива были  организованы благотворительные акции, привлечены спонсоры – благотворители,  только за 2014 год учреждение получило 131 тысячу рублей. Налажено взаимодействие с общественными организациями, предпринимателями района и области, в ходе которых опекаемые дети посещали цирковые представления, экскурсии на Бурейскую ГЭС и НижнеБурейскую ГЭС, областной центр г. Благовещенск,  театры, концерты. Были приглашены и выступали в нашем учреждении детские творческие коллективы массовых школ района, детские коллективы социальных учреждений. Педагоги учреждения вместе с детьми принимают активное участие в районный, областных, всероссийских, интернет-конкурсах, где неоднократно занимали и занимают призовые места. Участвуют о общественной жизни района – принимают участие в профессиональных конкурсах «Лучший по профессии», областных конкурсах, организованных Министерством социального обслуживания населения Амурской области. Реализуется совместная работа по духовно-нравственному воспитанию детей. С участием представителей православной церкви  п. Бурея для наших воспитанников проводятся беседы, конкурсы, благотворительные выставки-распродажи.

Оставить комментарий: