Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Документы для скачивания
Тема урока: Буквы «И, и». Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и».
Задачи урока:
Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме; с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов.
Развивать фонематический и интонационный слух; упражнять в отработке чёткости произнесения слов; обогащение словаря и расширение общего кругозора учащихся.
Оборудование:
Для учителя: «Букварь», разрезная азбука, картинки с изображением (арбуз, морковь, огурец, лук, репа; мячик, юла, пирамидка, кукла), загадки, стихи А. Барто «Игрушки», сказочный герой Незнайка, школьная доска.
Для учащихся: «Букварь», разрезная азбука.
Ход урока.
Сам алый сахарный,
Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Кругла, а не луна,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Учащиеся отгадывают загадки, выставляют на доску картинки с изображением отгадок.
( Делают вывод, что это овощи.)
Учитель предлагает детям назвать другие им известные овощи.
Учащиеся хором прочитывают слоги с заданием (шёпотом, громко, с восклицанием).
(На доске выставлены рисунки мячика, юлы, пирамидки, куклы).
Учащиеся называют, нарисованные на них предметы.
(Делают вывод, что это игрушки.)
Учитель предлагает детям назвать их любимую игрушку.
Учитель читает стихи.
Зайку бросила хозяйка, Уронили мишку на пол,
Под дождём остался зайка. Оторвали мишке лапу.
Со скамейки слезть не смог, Всё равно его не брошу,
Весь до ниточки промок. Потому, что он хороший.
- Слово « игрушки» поможет нам познакомиться с новым звуком.
- С какого звука начинается это слово?
- Какой это звук? Каким цветом он будет обозначаться на звуковой карточке?
- Назовите изображённые предметы (игрушки, Иван-царевич, ирис)
- Почему авторы Букваря их сюда поместили?
Учитель предлагает детям назвать слова, которые тоже начинаются со звука и.
Рассматривание новых букв в Букваре.
Учащиеся определяют печатные и письменные, строчные и заглавные буквы И, и; оговаривается их использование в письменной речи.
Повторение правила о написании имён собственных и употреблении заглавной буквы в начале предложения.
- На что похожа буква «и»?
Учащиеся конструируют букву из счётных палочек.
Анализ схем слов «иголка», «иголки».
Учащиеся определяют количество звуков, слогов по схемам данных словах; находят их различие. (Делается вывод, что согласный звук, стоящий перед звуком [и], произносится мягко.)
- Рассмотрите картинки под схемами.
- Какие бывают иголки? (швейные, острые выросты у ежа и дикобраза, листья хвойных деревьев ).
Чтение с заданием.
- Прочитайте слоги с твёрдыми согласными звуками, с мягкими согласными звуками.
- Прочитайте слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Лилии)
- Какой общий слог в словах четвёртого столбика? (ли)
- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и])
(Делается вывод, что буква и, обозначающая на письме звук [и], показывает мягкость предшествующего согласного.)
- Назовите изображённые предметы.
- Встречается ли в этих словах новый звук? Где он стоит?
- Назовите слоги с буквой «и». Как в них произносятся согласные звуки? Почему?
- На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (игрушки и школьные принадлежности)
- Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?
- Назовите эти предметы парами.
- Какую букву употребили между парами слов? (и)
(Буква «и» может быть как частью слова, так и целым словом.)
- Сможем ли мы прочитать до конца 2 предложение? (последнее слово заменено схемой)
Учащиеся с опорой на иллюстрацию из Букваря определяют, что это схема слова «книги».
Чтение текста целиком.
Учащиеся прочитывают пословицу в нижней части страницы и объясняют её смысл.
Литература.
Т.М.Адрианова « Букварь» АСТ. Астрель Москва- 2011г.
Т.М. Адрианова, В.И. Илюхина «Обучение грамоте в 1 классе» АСТ. Астрель Москва- 2011г.
В.Волина «Учимся играя». «Новая школа» Москва- 2000г.
Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения». «Академия развития» Ярославль-1997г.