Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Документы для скачивания
Тема: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных".
Цели и задачи:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; закреплять и уточнять знания учащихся по теме;
- формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
- умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
- расширять словарный запас детей;
- развивать внимание и логическое мышление;
- воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к Родине;
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- формирование навыков контроля и самоконтроля;
личностные результаты:
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к изучению языка;
Коммуникативные УУД: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – задавать вопросы; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Оборудование:учебник «Русский язык» 3 класс Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, звукозапись П.И.Чайковский «Времена года. Зима. Декабрь», иллюстрация с изображением Зимы, снежинки с заданиями для учащихся, таблица «Алгоритм написания окончаний имён прилагательных»
Ход урока
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь».
Учитель: - Прочитайте слова на доске.
-В какое время года мы чаще их употребляем?
- Сегодня к нам на урок пришла гостья – Зима. (На доске учитель выставляет изображение зимы в виде человека).
- С какой буквы начинаются эти слов?
- Написание этой буквы будем сегодня вспоминать на минутке чистописания.
Сс СссС сССс СсСс
Снег, снеговик, снегопад
(Учащиеся списывают с доски сочетания букв и слова).
Учитель: - Можно ли эти слова назвать однокоренными?
- Выделите в данных словах корень и допишите ещё одно однокоренное слово.
(Учитель читает стихотворение).
Снег кружится, Снег ложится - Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек!
Учитель: - Пошёл снег и залепил буквы в словах. Если мы правильно определим букву в словах, то снежинка растает.
Су *, к* вёр, ска*ки, в* кзал, з*ма, дру*, с*стра, лис*, сер *це, п *нал, ос* нь,
в *гон, с* ло, со* нце.(Суп, ковёр, сказки, вокзал, зима, друг, сестра, лист, сердце, пенал, осень, вагон, село, солнце).
(Учащиеся списывают с доски слова, вставляют пропущенную букву)
Учитель: - Поменяйтесь тетрадями с «соседом» по парте и проверьте работы друг друга.
(Учащиеся оценивают работы «соседа» по парте, затем называют букву в каждом слове, доказывают свой выбор и убирают снежинку).
Учитель: - Какие орфограммы встретились в этих словах? Как их написание проверяли?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что вы можете рассказать об этой части речи?
Учитель: - Обведите в этих словах последнюю букву.
- Прочитайте получившееся слово.
Учащиеся: - Прилагательное.
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что вы можете рассказать об этой части речи?
Учитель: - Зима принесла с собой много разных заданий.
(У учителя на столе лежат большие снежинки с заданиями для учащихся).
(Ученик берёт со стола учителя снежинку и читает классу задание).
Ученик: - Прочитайте слова на доске и найдите среди них имена прилагательные.
На доске: Пушистый, тропинка, хмурое, бегает, мороз, быстрая, зелёное, рисует, сладкий, ненастье, узкая.
(Учащиеся записывают в тетрадь имена прилагательные).
Учитель: - Давайте проверим правильность вашего выбора слов.
( Один из учащихся выходит к доске и стирает слова, которые не являются именами прилагательными).
-Молодцы. С первым заданием Зимы вы справились.
- Упражнение в правописании родовых окончаний имён прилагательных.
Учитель: - Зима приготовила для вас ещё одно задание.
Ученик читает задание:
- Прочитайте текст, написанный на доске. Вставьте пропущенные слова.
Всю землю покрыл…….. снег. Над нами …….. небо. Под толстым льдом спряталась …….. река. Мы очарованы красотой зимней природы.
Учитель: - Как вы думаете, какой частью речи будут слова, пропущенные в тексте?
Учащиеся: - Именами прилагательными.
Учитель: - Какие имена прилагательные можно вставить в эти предложения?
( Учащиеся предлагают свои имена прилагательные, выбираются лучшие ответы, и текст записывается с предложенными словами).
- Какой текст точнее и красивее на доске или ваш?
- Для чего мы используем в нашей речи имена прилагательные?
- Выделите у вставленных имён прилагательных окончания.
- Одинаковые ли они?
Учащиеся: - Разные.
- Как вы думаете, почему?
(Выслушиваются разные варианты ответов)
Учитель: - С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Учащиеся: - С именами существительными.
Учитель: - Как определить род и число у имени прилагательного?
- Какая форма у прилагательных будет одинаковая, какая разная?
Учащиеся: - Форма числа одинаковая, форма рода разная.
Учитель: - Так почему у этих прилагательных окончание разное? От чего это зависит?
На доске открывается запись:
Ед.ч.
М.р (какой?) –ой, -ий, -ый
Ж.р (какая?) –ая, -яя
Ср.р (какое?) –ое, ее
Учитель: - Давайте разработаем алгоритм, как грамотно написать окончание прилагательных. Подумайте, с чего надо начать?
Алгоритм.
Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев) И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
(Ученик читает новое задание):
- Запишите данные словосочетания во множественном числе. Выделите у имён прилагательных окончание.
Пушистый снег -………(пушистые снега)
Хмурое небо - …………(хмурые небеса)
Быстрая река - …………(быстрые реки)
Учитель: - Сделайте вывод.
Учащиеся: - Имена прилагательные во множественном числе отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание.
На доске добавляется запись:
Мн.ч. (какие?) –ие, -ые
Учитель:- Зима очень любит русскую природу и приготовила для вас стихотворение.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русская природа,
Это Родина моя.
а)Работа над содержанием стихотворения. Письмо по памяти.
Учитель: - О чём это стихотворение?
-Что автор подразумевает по словом «Родина»?
- Почему оно написано с заглавной буквы?
- Найдите слова, на которые при написании надо обратить внимание.
(Стихотворение прочитывается несколько раз, находятся и объясняется правописание орфограмм в словах. Учитель закрывает текст. Учащиеся записывают стихотворение по памяти. После записи учитель открывает доску. Учащиеся осуществляют проверку написанного и корректируют свои записи).
б) Учитель: - Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите в каком роде они употреблены, и выделите у них окончание.
- Молодцы.
в) (Ученик читает новое задание):
-Образуйте от имени существительного зима однокоренное имя прилагательное.
Запишите с ним словосочетание прилаг. + сущ. Выделите окончание.
1 ряд – в ж.р
2 ряд – в м.р
3 ряд – в ср.р
(После записи один учащийся каждого ряда читает своё словосочетание и называет окончание имени прилагательного).
- Молодцы.
Учитель: - У вас у каждого на парте лежат 2 карточки с заданием. Выберите карточку и прочитайте задание.
Карточка 1 (базовый уровень)
Грибн.. суп
Хитр.. лиса
Зелён.. яблоко
Трескуч.. мороз
Глубок.. озеро
Задание: Определите род имени прилагательного, допишите окончание.
Карточка 2 (высокий уровень)
Грибн..
Хитр..
Зелён..
Трескуч..
Глубок..
озеро
мороз
суп
яблоко
лиса
Задание: Подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные и допишите окончание.
(Учащиеся выбирают задание, выполняют его, и в конце урока сдают учителю).
Учитель: - Порадовали вы сегодня нашу гостью, все её задания выполнили.
- Какое задание для вас было самым трудным? А самым лёгким?
- Как грамотно написать окончание прилагательных.
(Повторение алгоритма)