a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Моделирование календарного планирования в свете ФГОС ДО

Опубликовано: 2015-06-02 22:23:45

Документы для скачивания

МКДОУ Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области Сообщение к районному семинару воспитателей ДОУ « Моделирован ие календарного планирования в с вете ФГОС ДО » Подготовила воспитатель Т. Л. Медвед енко В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01. 09. 2013г. введен в действие  новый федеральный закон «Об образовании в РФ».  Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,   какие она определяет цели,   содержание  образования и как организован образовательный процесс.   Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно- образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования. Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно- ориентированный характер, направленный на достижение социально- значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться. Образовательный процесс должен: Сочетать принципы научной обоснованности  и практической применимости; Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника( обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка. Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время. Три модели организации образовательного процесса в ДОО 1. Учебная модель         В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого- учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно- урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие- методику и приобретает вид  “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой. 2. Комплексно- тематическая модель         В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности( “проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.         Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя- логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом. 3. Предметно- средовая модель         Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.         Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого. Вывод:  особенности этих моделей- прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно- тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. 3.         Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС  дошкольного образования. Основой образовательного процесса является планирование.  План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.  Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Психолого- педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно- ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя: постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей; умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей; своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели; сочетания воспитания с самовоспитанием; опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей. Планирование воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23. 11. 2009 № 655( далее – ФГТ) , внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время. В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера. Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании: объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов. План воспитательно- образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. Как бы ни был оформлен план воспитательно- образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого- педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Согласно ФГОС ДО   планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно- тематическом принципе. В соответствии с комплексно- тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО  предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких- либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники( Новый год, День семьи и др. ) , международные праздники( День доброты, День Земли и др. ) . Праздники – это радость,   дань уважения, память.   Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. Выби рается тема, рассчитанная примерно на 2 недели; Все формы образовательной р аботы продолжают выбранную тему. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско- взрослой деятельности в домашних условиях; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия( выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно- ролевая игра, спектакль и т. д. ) . Как мы понимаем" комплексно- тематическое планирование образовательного процесса" ? В первую очередь тематическое планирование- это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образова тельным областям  ( физическому, социально- личностному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому) . Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты? Виды и формы планирования В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами трад иционно используются такие виды планирования:  календарно- тематическое, перспективно- календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов: перспективно- календарное планирование; осуществление преемственности между ДОО и школой; связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями. К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей. Принципы планирования: комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса; построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми; реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей. Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование  примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий. Модели педагогических технологий: индивидуальная педагогическая поддержка; личностная педагогическая поддержка. Алгоритм планирования и отслеживания результатов Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом. Шаг первый -   выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год( " Времена года" , ' Труд взрослых" , " Безопасность на дорогах" , " Новый год" , " Москва" , " Дом и семья" и т. д. ) . Или планирование на основе празднично- событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива( День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д. ) . Шаг второй -   распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей( яркие природные явления и общественные события, праздники) ; второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач( внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “ Что это такое? ”, “Что с этим делать? ”, “Как это действует? ”) ; четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое- то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: " расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории" , или" формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" . Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы( выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т. д. ) . Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели. Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим: выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка( детей) ; отбор педагогического содержания( из разных образовательных областей) ; выделение события недели, основной формы организации детско- взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом; отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели; продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении; фиксация результатов освоения детьми образовательных задач. Эффективность комплексно- тематического планирования По мнению многих специалистов, комплексно- тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции  старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный проце сс в ДО У и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок( в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. Задача педагога- спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Оставить комментарий: