a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование правил поведения на улице у детей 3-4 лет

Опубликовано: 2015-06-03 20:46:49

Документы для скачивания

«Формирование правил поведения на улице у детей 3–4 лет» Автор: Боткина А. Д. ( воспитатель) Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком- только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Повышенная ответственность за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребёнка потребовала работы в данном направлении. В связи с этим нами была приобретена книга Полыновой В. К. , Дмитренко З. С. " Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" . Содержание материала программы распределено по тематическим блокам: " Ребёнок на улице" , " Ребёнок на природе" , " Ребёнок дома" , " Береги здоровье" , " Береги ребёнка" и представлен в виде перспективных планов и конспектов по всем возрастным группам, а так же перспективного плана работы с родителями по всем возрастам. Работа по ОБЖ включает целый комплекс задач. Одной из них является формирование правил поведения на улице. Реализация задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учётом следующих принципов: - Cистемность и последовательность( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; - Доступность( усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей) ; - Включение в деятельность( игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - Наглядность( техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; - Динамичность( интеграция задач в различных видах деятельности) ; - Психологическая комфортность( снятие стрессовых факторов) . Для реализации данной работы мы организовали предметно- развивающую среду в группе и на участке. 1) Макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно- ролевых игр' ' Автобус" , " Шофёр" , " Скорая помощь" и др. 2) Игротека, которая содержит: - дидактические игры" Опасно- не опасно" , ' ' Четвёртый лишний' ' , ' ' Что такое хорошо, что такое плохо" , " Сложи транспорт из частей" и др. - развивающие настольно- печатные игры" С Хрюшей через дорогу" , " Какой знак спрятан? " , " Азбука безопасности" , дорожные знаки, кубики с транспортом, пазлы с транспортом и др. 3) Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, книжка- раскладушка" Безопасность на дороге" , иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Работа по формированию правил поведения на улице проводятся через следующие формы организации детей: - Специально организованная деятельность- НОД, экскурсии, наблюдения, развлечения, подвижные игры, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения на улице. В младшей группе такие занятия лучше всего проводить на прогулках( для лучшей наглядности) . На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и жёлтого сигналов как запрещающих движение и значение зелёного сигнала как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине( большой/ маленький) : легковой автомобиль, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ- подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие( автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д. , т. е. ведётся комментируемая игра. Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов( справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку. Реакция взрослого на приближающийся транспорт 0, 25 сек. , а у ребёнка- 4 сек. - на сколько дольше. - Следующие формы работы- совместная деятельность воспитателя и детей- беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются полученные знания. Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры, с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Игра даёт возможность быть ребёнку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививают прочные навыки" Азбуки безопасности" . Интегрированные занятия более результативны. После чтения произведения" Умный светофор" , дети с удовольствием выполняли аппликацию" Светофор" , а после беседы" Волшебные полоски" - рисование" зебры" . Также дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. С помощью интегрированных занятий воспитанники лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию: у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. Задача воспитателя- сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого можно использовать современные плакаты по ОБЖ: они всегда перед глазами детей, их легко запомнить, неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила. Есть в нашей группе и правила поведения на участке- мини- плакаты" Будь осторожен, когда играешь в песочнице! " , " Если в глаза попадет песок, ни в коем случае не три их руками! " , " Не ешь сосульки и снег! " . Но не все дети выполняют эти правила. Мы стали принимать правила. Его сначала изображают на листке( если нет иллюстрации, проводится беседа" Почему мы не будем есть сосульки и снег, потому что это опасно" . Дети все согласны с правилом и все ставят свою подпись- отпечаток пальца, или можно приклеить букву( любой другой символ) . Ребёнок будет знать, что это его подпись. Воспитатели тоже ставят свою подпись. Правила вывешиваются в группе, в течение недели повторяются, закрепляются и педагог добивается его выполнения. Работа с родителями- одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение" Недель здоровья" с проведением открытых мероприятий для родителей и их активным участием. Воспитание безопасности- непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и всё, что ребёнок усвоит в детском саду( правила безопасного поведения, здоровый образ жизни, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться в начальной школе.

Оставить комментарий: