a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Чтение по методике Монтессори-шаг за шагом".

Автор: Каримова Анастасия Сергеева Опубликовано: 2015-06-04 18:17:21

Консультация для родителей.

Чтение по методике Монтессори – шаг за шагом.

 

        Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. Проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга                                                             сформировались для этого) и в пять лет, или не    проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

             Письмо и чтение по словам М. Монтессори  стоят близко друг к другу, но это два разных процесса. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Руки детей с малых лет привыкают ощупывать предметы и благодаря этому приобретают точные движения, глаза получают способность находить сходство предметов с их изображением, ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов.   

             Первый акт, необходимый для письма, это – выполнение упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы.  Хорошо готовят руку малыша к письму рамки дляштриховки.  Металлические рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами. Сначала соблюдать границы помогут металлические края, а затем – только нарисованный карандашный контур. Упражнения в штриховке проделывают все дети: и самые маленькие и неумелые, и уже умеющие писать. Эта работа всецело захватывает всех, как умелых, так и начинающих, открывая им широкую возможность дойти до совершенства. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, это вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Ребенок учится соотносить движение руки и глаза, контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы.  С этой же целью можно предложить ребенку  картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек) и карандаш.  Ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом нужные точки.

Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими.

         Второй акт, необходимый для письма, это — знать направление, в котором нужно вести каждый графический знак.  Для этой цели служат карточки, на которых наклеены отдельные буквы алфавита,  выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). Буквы письменные, потому что круговые движения более доступны для детей. После можно показать аналогичные таблички с печатными буквами. Буквы окрашены в разные цвета: согласные – в голубой цвет, гласные – в красный. Мягкий и твёрдый знаки – на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться.     Упражнения с этими буквами устанавливают зрительно-мускульные образы алфавитных знаков и закрепляют мускульную память движений, необходимых для письма. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание шершавых буковок доставляет малышам огромное удовольствие.  

           Автоматизируется  это умение изображением букв пальчиком  или палочкой на манке, на песке или карандашом на бумаге – по собственному желанию и умению.  Таким образом,  ребенок приступает  к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением.

         Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять предметы с другими предметами, предметы с картинками, картинки с картинками, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать.        Это так называемое интуитивное чтение – когда ребёнок читает слово целиком, и слово запоминается целиком. Ребёнок ещё не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.  Это всего лишь один из этапов языкового развития. Оно протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса, в возрасте примерно от 2 до 4,5 лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Первое механическое  чтение начинается для ребёнка с  подписанных  картинок. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребенку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности.  Сейчас легко можно купить в магазине  книжки – раскраски и другие книги с предметными картинками и подписями к ним.  Взяв такую книгу, ваш малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему это дается легко.   Интуитивное чтение помогает вызвать у ребенка желание читать, интерес к буквам и словам.  Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву, в возрасте 4 –5 лет.

          Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они готовы к составлению слов из подвижного алфавита. Можно использовать алфавит на магнитах, но для удобства обращения необходимо поместить его в коробке с ячейками под каждую букву. Желательно иметь дома и подвижный алфавит письменных букв. Эти буквы  имеют стыки-хвостики, и поэтому органично соединяются между собой. Таким образом,  ребёнок уже почти пишет, составляя  слова из букв. Родителям нужно показывать ребенку,  как можно соединять буквы в слоги и слова. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного алфавита, уже начинает читать.

         Параллельно  с составлением слов ребенку полезно упражняться  и в их написании. Дети с удовольствием занимаются переписыванием слогов и разных по слоговой структуре слов, даже не зная всех букв.   Дальнейшие упражнения будут совершенствовать и закреплять умение  вашего ребёнка читать и писать.

           В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра.  И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя. Но у каждой игры есть свои правила. Постарайтесь их соблюдать.

         -    Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать.  Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть».  Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия. После презентации дайте малышу возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам.  А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки.

        -  Рассчитывайте игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

       -   Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша.  Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Помните: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок, или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия.

Например, малыш обводит пальчиком букву О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем на помощь волшебную букву М и составим слово „мост“» и т.

             Минусы

- громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды;

- родители в этой системе чаще играют роль наблюдателя.

             Плюсы

- дети очень быстро начинают читать без разделения слов на слоги;

- ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя;

- упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;

-  многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта.

 

Оставить комментарий: