Творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Семейное древо».
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Ш ебекино» Творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Семейное древо». Подготовили: воспитатель –С апожникова Л. В. педагог дополнительного образования – Шопина Т. И. педагог- психолог – Т рунова О. А. 2015г. 1. Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том ч исле и воспитание любви к, семье, уважительного отношения к своим родителям. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Ведь д ля ребенка семья – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Опрос детей показал, что у них недостаточно сформированы знания о своей семье, некоторые дети не имеют представления где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семейное древо», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. 2. Тип проекта. Творческий проект, информационно – исследовательский. 3. Продолжительность проекта. Краткосрочный( 3 недели) . 4. Авторы. Сапожникова Людмила Васильевна- воспитатель, Шопина Тамара Ивановна – педагог дополнительного образования, Трунова Ольга Александровна – педагог- психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 14 г. Шебекино Белгородской области». 5. Участники проекта. Несовершеннолетние обучающиеся средней группы №5, родители( законные представители) несовершеннолетних обучающихся средней группы №5, воспитатель средней группы №5, педагог- психолог, руководитель по изобразительной деятельности. 6. Срок реализации. С 1 по 24 апреля 2015 года. 7. Проблемные вопрос ы. 1. Недостаточный объё м знаний у детей о ста рших поколениях своей семьи. 2. Слабый интерес к истории семьи, предкам. 3. Недостаточное поступление информации детям о родственниках старших поколений. 8. Гипотеза. Сформировать у детей представление о семье, истории создании семьи, ее родословной, о нравственном отношении к семейным традициям и воспитать уважение к членам семьи, можно, если работа будет систематически проводиться в разных направлениях: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной и художественно- эстетической видах деятельности. 9. Цель проекта. Расширить представление детей о своей семье, родословной, ее корнях. 10. Задачи. 1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, интерес к ее истории. 11. Принципы реализации проекта. 1. П ринцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического разв ития, их сопутствующих дефектов. 2. Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей( развит ие речи, игры) . 3. П ринцип доступности. 4. Принцип постепенности. 5. П ринцип системности. 12. Условия реализации проекта. 1. Интерес детей и родителей. 2. Наличие необходимого оборудования и методического материала по данной теме( подбор игр, художественной литературы, разработка занятий, консультаций, бесед о семье) . 3. Участие родителей в реализации проекта. 13. Методы и приемы. Словесные методы и приемы. 1. Беседа 2. Объяснение. 3. Рассказ. 4. Чтение художественной литературы. Наглядные методы и приемы. 1. Рассматривание семейных альбомов. 2. Показ 3. Работа со схемами. Практические методы и приемы. 1. Изготовление генеалогического древа. Игровые методы и п риемы. 1. Сюжетно- ролевые игры. 2. Дидактические игры. 3. Речевые игры. 14. Формы организации проекта: 1. Опрос детей на тему: «Что я знаю о семье» 2. НОД 3. Фотовыставка «Моя дружная семья». 4. Создание папки передвижки «Тайна имени». 5. Составление генеалогического дерева. 6. Выставка «Генеалогическое древо семьи». 7. Папка- передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка». 8. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Дочки- матери», «В гостях у бабушки ». 9. Театрализованная деятельность. Сказка «Репка». 10. Выставка детских рисунков «Моя семья». 11. Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже». 15. Предполагаемый результат. У детей: - Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. - Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений- Пробуждение чувства радости и гордости у детей за свою семью. У родителей: - Повышение педагогической культуры родителей, установление доверительных и партнерских отношений с ними. - Активизация участия в жизнедеятельности детского сада совместно с детьми. У педагогов: - Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений. - Разработка комплекса совместных мероприятий с родителями. - Разработка консультативно – практического материала для родителей. 16. Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный Определение цели и задач. Ознакомление детей и родителей с целью проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Опрос детей по проблеме. II этап – основной( практический) Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении. Проведение НОД с дошкольниками. Фотовыставка «Моя дружная семья». Создание папки- передвижки «Тайна имени». Оформление папки- передвижки «Роль семьи в воспитании ребенка». Организация игровой и театрализованной деятельности с дошкольниками. Выставка детских рисунков «Моя семья». Выставка «Генеалогическое древо семьи». Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже». III этап- заключительный Обработка результатов по реализации проекта. Презентация проекта «Семейное древо ». 17. План реализации проекта. Этапы Содержание Сроки 1 этап. Подготовительный. Опрос детей: «Что я знаю о семье? »( приложение №1) Рассматривание семейного альбома. 1. 04. 15 3. 04. 15 2 этап. Основной. НОД из цикла «Я и моя семья»: Познавательное «Моя родословная»( приложение №2) . Занятие по развитию эмоционально- личностных качеств детей «Я и мои родители»( приложение №3) . Занятие по развитию эмоционально- личностных качеств детей «Сестры, братья, бабушки и дедушки»( приложение №4) . Рисование «Моя семья». ( приложение №5) 7. 04. 15 10. 04. 15 14. 04. 15 16. 04. 15 Фотовыставка «Моя дружная семья» 6. 04. 15 Чтение Художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». ( р. н. с. ) «Посидим в тишине» Е. Благинина. «Мамины руки». З. Воскресенская. «Мамина дочка». В. Белов. «Старый дед и внучек». Л. Толстой. «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто. «Волшебное слово» В. Осеева». «Вместе с бабушкой» Н. Майданик. «Вот так мама». Е. Благинина. «Моя родня». Я. Аким. «Моя бабушка», С. Капутикян. «Хорошая внучка» В. Чёрная. «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев. Пословицы и поговорки о семье, загадки. в течение основного этапа Рассматривание семейного фотоальбома. 7. 04. 15 Дидактические игры: «Определи возраст». «Закончи предложение». «Кто старше, кто младше? » «Исправь Незнайку» «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Встаньте все те, кто? » «Подбери признаки». «Исправь ошибку». в течение основного этапа Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки- матери», «В гости к бабушке». в течение основного этапа Театрализованная деятельность. Сказка «Репка». 13. 04. 15 Беседы: «Как я помогаю дома». «Как мы отдыхаем». «Кем работают твои родители». «Выходной день с мамой и папой» «Что такое генеалогическое древо моей семьи» в течение основного этапа Пальчиковая гимнастика: «Кто живет в моей квартире». «Десять внучат». «Моя семья». «Дружная семейка». в течение основного этапа «Физкультминутки»: «Семейная зарядка». «Наша дружная семья». в течение основного этапа Папки- передвижки: «Тайна моего имени». «Роль семьи в воспитании ребенка». 8. 04. 15 15. 04. 15 Выставка детских рисунков «Моя семья» 17. 04. 15 Выставка «Генеалогическое древо семьи». 20. 04. 15 Родительское собрание: «Моя семья- что может быть дороже»( приложение № 6) 23. 04. 15 3 этап. Заключительный. Подведение итогов в реализации проекта. Презентация проекта «Семейное древо». 24. 04. 15 18. Выводы. В результате работы над проектом у детей расширилось представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Были сформированы представления о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Дошкольники п ознакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследова тельские способности детей. Ребята приобрели навыки поиска и сб ора информации, учились анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Гипотеза нашего проекта подтвердилась: благодаря системной работе в игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной и художественной видах деятельности удалось сформировать у детей представление о семье, истории создании семьи, ее родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, воспитать уважение к членам семьи. Список литературы: 1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»- М. : ЦГЛ. , 2005. 2. Алябьева Е. А. Тематические дни недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. 3. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г. , №3 «Родовое дерево» 4. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г. 5. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. : « ООО М. : «Детство- пресс», 2010г. 6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь евой. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. 7. Петухова А. А. Тематические дни в детском саду: комплексные занятия в старшей группе – Волгоград: Учитель, 2011. Приложение №1. Опрос детей «Что я знаю о семье» Что такое семья? Твой домашний адрес? С кем ты живёшь? Как зовут твою маму? Где и кем она работает? Как зовут твоего папу? Где и кем он работает? Есть ли у тебя бабушка( дедушка) ? Как их зовут? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Есть ли родственники старше ваших бабушек( дедушек) ? Приложение №2 ООД совместная с детьми «Моя родословная». Программное содержание: Знакомство детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо»; расширять представления детей о семье, истории; Задачи: Образовательные: - активизировать словарь детей на основе углубления знаний о родственных связях; - совершенствовать диалогическую и монологическую речь; - продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком; Развивающие: - закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; - вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; Воспитательные: - воспитывать у дошкольников любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам, к их труду. Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» Материал: макет семейного древа семейные фотографии детей и их родителей, деревья по количеству детей. Предварительная работа: Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы. Ход О ОД: Организационный момент- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем на стульчики. - Ребята, как вы думаете, что такое семья? Дети: Семья- это люди, которые любят друг друга, семья – это когда заботятся друг о друге, семья – это когда помогают друг другу, семья – это когда жалеют друг друга, сочувствуют друг другу, семья – это когда относятся друг к другу уважительно, семья – это когда говорят друг с другом ласково. 1 Ребено к: Семья – это радость, тепло и уют. Семья – это дом, где тебя всегда ждут. 2 Ребено к: Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. 3 Ребено к: Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! - Сегодня мы поговорим о семье, познакомимся с понятиями «родословная», «генеалогическое древо» и о многом другом. Вводная беседа- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом». Д/ игра «Расскажи о своей семье» используя фотографии своей семьи составь рассказ о семье используя схему/ начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена и чем они занимаются/ на пенсии, работают или учатся/ . Воспитатель: Все семьи одинаковые или они чем- то отличаются друг от друга? Ответы детей( они отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни) . Воспитатель: Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи. Чем же они похожи? Дети: Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки Физкультурная минутка: П альчиковая гимнастика: «Кто живет в моей квартире? » Раз, два, три, четыре, / хлопки в ладоши/ Кто живет в моей квартире? / пожимают плечами/ Раз, два, три, четыре, пять, / хлопки в ладоши/ Всех могу пересчитать. / руки в стороны/ Папа, мама, брат, сестренка, / загибают по одному пальцу на обеих руках/ Мой щегол, сверчок и я: Вот и вся моя семья. / сжимают и разжимают кулачки/ . Развитие лексико- грамматических категорий- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Бабушка - мать отца или матери, как назвать ласково? Брат - каждый из сыновей одних родителей- как назвать ласково? Внук - сын дочери, сына; как назвать ласково? Внучка, внука - дочь сына или дочери как назвать ласково? Дед- отец матери или отца- как назвать ласково? Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям, как назвать ласково? Дядя - брат отца или матери, как назвать ласково? Племянник - сын брата или сестры. Племянница- дочь брата или сестры( Ответы детей) . - У каждого в семье есть родные и дорогие люди, а еще родственники. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? ( бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети. ) - Если объединить ваши ответы можно сказать, что род- одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. - Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему? Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную? Составление генеалогического древа- Дети, посмотрите, на доске деревья, рассмотрите их. Каждое дерево — это ваша семья. - Я покажу вам древо моей семьи. ( Рассказ воспитателя о членах своей семьи) - А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. Подойдите каждый к своему дереву. Предлагаю вам разместить фотографии членов ваших семей на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо, начиная с самых старших. ( Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи) ( Дети прикрепляют фотографии к деревьям) - Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Теперь мы видим, сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколени й живет в ней? Как они выглядят? Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин? Из ваших деревьев получился настоящий сад. - Ребята, - а какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? ( Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь) . - А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? ( Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас) . - А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? ( Детский сад) . Воспитатель: Предлагаю на следующем занятии составить генеалогическое древо нашего детского сада. Итог занятия. - Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? / не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/ Рефлексия: вопросы: О каком необычном древе вы узнали? Что такое семья? Что же такое родословное древо? - Я думаю, что сегодня было очень интересно, и мы узнали много нового друг о друге и о ваших семьях, н о эта встреча не последняя. - Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже! На этой сказочной земле! Приложение №3 Занятие по развитию эмоционально- личностных качеств дошкольников. Тема: «Я и мои родители». Цель: Воспитывать гуманное отношение к родным и близким, матери и отцу, побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению, обучать способам снятия напряжения. Методы и приемы: Игра, направленная на создание эмоционального настроя, раскрепощения детей; слушание отрывков из произведений, беседа, проигрывание ситуаций, игровые упражнения, направленные на развитие гуманного отношения к окружающим, игры, направленные на расслабление, снятие напряжения. Материал: Цветок- ромашка, стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине». Предварительная работа: рисование на тему: «Моя семья». Ход занятия: - Ритуал приветствия. « Дружба начинается с улыбки»: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча, улыбаются друг другу. - Разогрев детей- упражнение «Шум растет». Ведущий: Представьте, что на свете жил маленький Шумок. Разговаривал он так « ш- ш- ш » тихо. Но Шумок рос постепенно и разговаривал громче, по другому: «ж- ж- ж». И наконец Шумок превратился в настоящий Шум. Шумел очень громко: «Ж- Ж- Ж». Давайте все вместе покажем как рос Шумок! Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания «Моя семья», каждый ребенок рассказывает по рисунку о своей семье, как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку. Чем они любят заниматься? Что они делают для вас? - Беседа со всеми детьми Какие добрые дела вы делаете для своих родных? - Игровое упражнение «Мама устала». Дети садятся в круг, в центре которого ставят стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится на стул. Все дети получают задание: представить, что мама пришла уставшая с работы. Вы хотите помочь ей? Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к маме? Ребенок, который играет роль «Мамы», мимикой, пантомимикой, изображает усталый вид. Если дети затрудняются, ведущий предлагает возможные варианты помощи родителям: что- нибудь принести( тапочки, одежду) , накрыть стол, убрать со стола, подмести и т. д. , спросить, чем они могут помочь. Нужно оберегать отдых близких людей, уметь правильно угадывать их настроение. - Стихотворение Е. Благиной. «Посидим в тишине». Мама спит, она устала Но и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой, / А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу! Я б и многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул по мне. Ничего, - шепнул он будто, - Посидим и в тишине. . . - Беседа после прослушивания. Вопросы к детям: • О ком это стихотворение? • Правильно ли поступила девочка? • Почему она так поступила? • А вы как поступаете? - Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций. Обижаете ли вы своих родителей? Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по свей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь убрать посуду со стола, на что он ответил: «Не хочу! ». Мама обиделась. • Почему мама обиделась на сына? • Как должен поступить Сережа? Во время проигрывания ситуации отражается внимание на то, что нужно быть ласковым с родителями, если обидел родителей, нужно попросить прощения. Подойти к маме, обнять ее, нежно сказать: «Прости меня, пожалуйста! ». - Релаксация «Солнечный зайчик». Ведущий: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза, зажмурьте их, а теперь он прыгнул вам на лоб, осторожно, не спугнув его погладьте лоб, ( потом плечи, животик) - Рефлексия занятия. Эмоциональная оценка: понравилось, не понравилось, было хорошо или плохо- почему это важно, зачем мы это делаем. - Ритуал прощания. «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше ит. д. Приложение №4 Занятие по развитию эмоционально- личностных качеств дошкольников. Тема: «Сестры, братья, бабушки и дедушки». Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам. Вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах. Воспитывать уважительное отношение к пожилым, старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия, обучать способам снятия напряжения. Методы и приемы: Игра, направленная на создание эмоционального настроя, раскрепощения детей; слушание отрывков из произведений, беседа, проигрывание ситуаций, игровые упражнения, направленные на развитие гуманного отношения к окружающим, игры, направленные на расслабление, снятие напряжения. Материал: Цветок- ромашка, стихотворение. Ход занятия: - Ритуал приветствия. « Дружба начинается с улыбки»: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча, улыбаются друг другу. - Разминка «Катушка»- Ведущий: У некоторых из вас есть маленькие братик или сестричка. Они очень часто капризничают, они совершенно беспомощные, нуждаются в постоянной заботе, многого они не понимают, но зато хорошо различают, когда к ним обращаются ласково, а когда- грубо. Если вы будете с ними нежными, будете любить их, помогать маме заботиться о них, то вскоре они подрастут, перестанут капризничать и будут весело играть с вами. - . Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. «У Маши родился братик. Он очень маленький. Мама постоянно занята уходом за маленьким сынишкой: кормит, пеленает, стирает пеленки, укладывает спать. Маше очень обидно. Ей кажется, что мама не любит ее больше. . . » • Правильно ли думает Маша? Почему? • Вам жалко Машу? А ее маленького братишку? • Что ей можно посоветовать? - Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. «Наташа и Даша- сестрички, но они очень часто ссорятся. Ссоры возникают из- за того, что кто- то не поделился игрушкой, конфетой, не помог сложить игрушки. Мама, наблюдая за ссорами сестер, огорчается. . . » • Как вы думаете, почему огорчается мама? • Как должны общаться между собой сестры и братья? • Что можно посоветовать Наташе и Даше? - Ролевая гимнастика. С помощью мимики и пантомимики показать: сестрички сердятся, мама огорчается, сестрички веселятся, мама ругается. - Беседа с детьми о бабушках и дедушках. Ведущий: О любви внуков к бабушкам, дедушкам написано много стихов. Вот одно из них. Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка». Стала бабушка старой, хворой, От ходьбы она устает. Храбрым летчиком стану скоро я, Посажу ее в самолет Не тряхну ее, не качну ее. Отдохнет она, наконец. Скажет бабушка: «Ай, да внучок мой, Ай, да летчик мой, молодец! ». - Беседа после прочтения стихотворения: • О ком стихотворение? • Как относится мальчик к своей бабушке? • А как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам? Обижаете ли вы их? - Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. «У Кати бабушка уже старая, поэтому плохо видит. Раньше она много читала сказок своей внучке. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла в гости к бабушке и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем- нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет в гости к ней! » • Правильно ли поступила девочка? Почему? • Что чувствовала бабушка в этой ситуации? • Можно ли было поступить по другому? • Как бы вы поступили на месте девочки? - Ролевая гимнастика. С помощью мимики и пантомимики показать: • старого, уставшего человека; • грустную бабушку; • веселую бабушку. - Поведенческий тренинг. «Дедушка заболел». «Дедушка сегодня немного нездоров, давайте уложим его в постель, спросим чем ему помочь? Как нужно вести себя, если кто- то заболел, или устал, прилег отдохнуть! »- Игровое упражнение. «Пожелания моим родным! » Дети по очереди передают цветок и придумывают пожелания своим родным. - Релаксация «Солнечный зайчик»- Рефлексия занятия. Эмоциональная оценка: понравилось, не понравилось, было хорошо или плохо- почему это важно, зачем мы это делаем. - Ритуал прощания. «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше ит. д. Приложение №5 Конспект НОД по рисованию «Моя семья» Цель: 1. Выяснить, как понимают дошкольники, что такое семья, в чем её значение для человека, как разбираются в родственных отношениях. 2. Вызвать желание нарисовать свою семью 3. Тренировать в умении передавать характерные черты лица человека. 4. Развивать мелкую моторику рук, графические навыки. 5. Прививать любовь и уважение к членам семьи, доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать эмоциональное отношение к образу семьи. Задачи: Обучающие: изучение пропорций лица человека; изучение изменений мимики лица в зависимости от настроения человека; ознакомление с термином" Портрет" ; ознакомление с этапами создания портрета. Развивающие: развивать аналитическое мышление; развивать образное мышление; развивать фантазию, воображение, художественный вкус; развивать графические умения и навыки, чувство линии. Воспитывающ ие: воспитывать эстетическое восприятие человека как объекта воззрений художника; воспитывать стремление к искусству, к творчеству; воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма. Оборудование: Мольберты, карандаш, ластик, коричневый маркер, цветные фломастеры. Образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» Ход: Приветствие: - В этот чудный весенний день Нам здороваться не лень! Шлём привет мы всем вокруг, Я твой друг и ты мой друг. Шлём привет мы всем гостям, Очень, очень рады вам! - Дети, сегодня мы с вами поговорим о семье( дети присаживаютс я на ковёр) . Давайте вместе произнесём слово СЕМЬ Я. Что оно означает? Давайте посчитаем на пальчиках, кто входит? Действительно, семья – это люди, с которыми мы живём, кого любим, о ком заботимся. Семья – это самое дорогое и главное, что есть у человека. Показ картины с изображением семьи. - Что изображено на картинке? Ребята, как хорошо, когда есть семья. Вот мы сейчас с вами в детском саду, а ваши близкие на работе. А вы хотите прямо сейчас увидеть своих родных? Я для вас приготовила сюрприз. ( Фотоальбомы) Рассматривание фотоальбомов. «Есть в доме любом семейный альбом. »- Как в зеркале, мы отражаемся в нем. - Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы. - Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме. - Их много и старых и новых – у нас у семейства большого! ». - - Чья это семья? Алинина. 1. Расскажи, Как зовут твою маму? Папу? ( 3 человека) 2. Где работает твоя мама? Папа? ( 4 человека) - Ребята, папы, мамы, братья и сестрички – это ваша маленькая семья. Посмотрите на эту фотографию. … А это чья семья? Варина. Какая она? ( большая) . Бабушки, дедушки, тёти, дяди – это тоже ваша семья. - Семья может быть большой и маленькой. Попробуйте разделить всех членов семьи на две группы. ( с хемы) Можно разделить: 1. на взрослых и детей; 2. на пожилых и молодых; 3. на мужчин и женщин. - В каждой семье есть мужчины и женщины. Чем они отличаются? ( носят разную одежду, у мужчин может быть борода или усы, мужчины выше ростом, сильнее, чем женщины) . - Поиграем в игру? Игра с мячом «Кто что делает? »- Что обычно делают ваши папы? ( колют, пилят, приколачивают, ремонтируют, носят воду, топят баню) . Что делают мамы? ( моют посуду, убирают квартиру, шьют, ходят в магазин, готовят обед) . Вот сколько дел у ваших родителей! А чтобы они не уставали, что нужно делать? ( помогать) . - Молодцы, ребята! Как интересно вы рассказали о своей семье. А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье и улыбались. Почему? Когда родные рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе, так и душа на месте». - Я предлагаю нарисовать портрет своей семьи, и мы сделаем в группе выставку семейных портретов, чтобы наши родные всегда были рядом с нами. Постарайтесь нарисовать так, чтобы ваши мамы, папы, глядя на портрет, себя узнали. Вспомните, какого цвета глаза, волосы у ваших близких? Пальчиковая гимнастика: «Знаю я, что у меня дома дружная семья: Это – мама, это – я, это – бабушка моя, Это – папа, это – дед и у нас разлада нет! » Анализ работ. - Замечательные портреты семьи вы нарисовали. Все такие разные: и весёлые, и счастливые, и задумчивые, и милые, как любая семья. Вы так хорошо потрудились. Вечером мы расскажем друг другу о своей семье. Приложение № 6 Конспект роди тельского собрания на тему: «Моя семья — что может быть дороже» Оборудование: доска, рисунки детей, памятки для родителей, солнышко с лучиками, слова песни «Песенка о нашей семье», шарики. План проведения: 1. Приветствие воспитат еля. 2. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья». Обмен мнениями, обсуждение. 3. Игра «Я начну, а ты закончи»( пословицы и поговорки) . 5. Демонстрация «генеалогические древа» семьи детьми и родителями и рассказ о своих родословных Вручение грамот. 6. Выставка рисунков «Моя семья». 7. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка. Программное содержание: • Научить родителей слышать и понимать своего ребенка; • Повысить уровень педагогической культуры родителей; • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения; • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей. Подготовительный этап Предварительная работа: 1. Подготовить памятки для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы. 2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. ( Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток) 3. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья». 4. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов А. С. Макаренко, Сухомлинского, на тему о семье и детях. 5. Изготовить с детьми ромашки. Организационный этап Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями. Основной этап- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни- это семья! Семья- это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Семья- это слово родное! Сколько в нем света добра и тепла! Как мы гордимся своими родными, за все их заслуги, за все их дела! - Что такое семья? ( ответы родителей) Что такое семья- этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья- это счастье, к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый. ( Чтение стихотворения) Как появилось слово “семья”? ( включить тихую музыку) Когда- то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам; “Кто деток родит мне, богиня моя”? И Ева тихонько ответила “я”, “Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я” Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я” “Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает? Украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! ” “я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”… Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья. Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по- своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о семье, семейных ценностях, их роли в воспитании подрастающего поколения. Как хорошо, что мы все вместе. У вас, конечно же, много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь хорошо отдохнуть. И начнем мы с разминки. Отвечать надо громко, четко, одним словом: 1. Сбор родителей для решения педагогических проблем( Родительское собрание) 2. Женщина по отношению к своему ребенку( мама) 3. Мама отца или матери( бабушка) 4. Мужчина по отношению к своему ребенку( отец) 5. Маленький доносчик( ябеда) 6. Папа и мама ребенка( родители) 7. Группа живущих вместе родственников( семья) Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья- это дом; это мама, папа, бабушка, дедушка; это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Это внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, построить дом и воспитать ребенка. Вырастить дерево- значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом- не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот вырастить храм души, не загубив его алчностью, эгоизмом, завистью, дать ему небесную чистоту может каждый, если постарается. Вырастить ребенка- не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй, а совесть чистой. С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы заканчивайте: При солнышке тепло, ( а при матери добро) . В гостях хорошо, ( а дома лучше) . Не красна изба углами, ( а красна пирогами) . Не нужен клад, ( когда в семье лад) . Птица радуется весне, ( а младенец матери) . Дети не в тягость, ( а в радость) . Когда семья вместе( и сердце на месте) . Нет лучше дружка, ( чем родная матушка) . Мой дом- …( моя крепость) . Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое внимание обратить на ценности. Сегодня мы попробуем все вместе определить их. Вот перед вами «восходящее солнце», которое мы так и назовем «Ценности семейного воспитания», а лучей у него пока нет. Лучами будут те самые фундаментальные, понятные и необходимые всем детям ценности. В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, и учим ли мы этому своих детей? Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, а главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ - ( прикрепляется первый лучик) . Очень важно, чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми переживал, готовился, участвовал, только тогда она станет и для него, и для будущей его семьи настоящей и востребованной традицией. А какие вы можете назвать традиции в своих семьях? Выступления родителей( из опыта) : пение песен, походы, коллекции, настольные игры, семейные альбомы, вязание, вышивание, шитье мягких игрушек и т. д. Одна из названных семейных традиций- петь песни. Наверное, вы знаете много детских песен. Сейчас мы это проверим. Музыкальный конкурс – отгадайте, о ком или о чем идет речь: 1. Если с ним ты вышел в путь. ( Друг. ) 2. Она все лежит, да на солнышко глядит. ( Черепаха. ) 3. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. ( Антошка. ) 4. Они сделаны из цветочков и звоночков. ( Девчонки. ) 5. Они бегут неуклюже. ( Пешеходы. ) 6. Он бежит, качается. ( Голубой вагон. ) 7. Рисунок мальчишки. ( Солнечный круг. ) 8. С нею весело шагать по просторам. ( Песня. ) 9. От нее станет всем теплей. ( Улыбка. ) Молодцы! Я вам хочу загадать задачку. Попробуйте ее решить. Сколько человек в семье? Послушай: вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота. А почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший- Я. Какая же у нас семья? ( 7 человек) С помощью этой задачки мы коснулись очень интересной темы- родственных отношений. Разобраться в родственниках нелегко, но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Попробуем … Н азовите, кто это? Тесть –… отец жены, Зять- … муж дочери, сестры, Свекровь- … мать мужа, Невестка, сноха- … жена сына, Теща- … мать жены, Шурин – … брат жены, Свекор – … отец мужа Деверь – … брат мужа, Своячница- … сестра жены, Золовка – … сестра мужа. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас- продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет. Таким образом, СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ - это ценность семейного воспитания – прикрепляется второй лучик. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? Род- одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода. Дома вы всей семье хорошо постарались, изучили своих предков, и составили свои родословные, изобразили генеалогическое древо своей семьи. Кто хочет рассказать о своем роде? ( Дети вместе с родителями демонстрируют свои «генеалогические древа» и рассказывают своих родословных) . Родственники- это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики- его мудрость. А где можно увидеть сразу всех членов семьи? Конечно, в семейном альбоме. Семейный альбом- это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были когда- то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории веселые, успешные и наоборот. Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к семейным традициям. Старайтесь оформлять некоторые странички альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с какой- то историей и надолго запомнится. В альбом можно поместить и какие- то рисунки ребенка, тогда запомнится, в каком возрасте он его нарисовал. ( В каждой группе оформлена выставка детских рисунков «Моя семья») . Предлагаем поместить эти рисунки в семейный фотоальбом, а рядом фото вашей семьи. Итак, еще один лучик- СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ. Существует много различных видов деятельности, позволяющих воспитывать в ребенке любовь к семье, добрые чувства, заботливость. И вы, наверняка, ответите, какой самый главный вид деятельности, который бесспорно является ценностью семейного воспитания, мы еще не назвали. Какое занятие больше всего сближает взрослых и детей? Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим? Конечно это – СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ - ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ЛУЧИК. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь. «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезно дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» Все взрослые должны знать сказки. Литературная игра поможет это проверить. 1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? ( 33 года. ) 2. Что было нарисовано на холсте у папы Карло? ( Очаг. ) 3. Трое пытались поймать того, кто оставил без обеда немолодых мужа и жену. Но этот тип трижды уходил от них. Четвертый же, прикинувшись глухим, поймал. и съел. Кого? ( Колобка. ) 4. Нам кажется, что имя этой сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия одного грязного вещества. О ком идет речь? ( Золушка. ) 5. Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон) 6. Персонаж сказки, который пел песенку « Во саду ли, в огороде»( белка) 7. Жилище которое разрушил медведь( теремок) 8. Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство( Емеля) Мы для детей – правосудие. Мы должны уметь принимать мудрое решение. Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам обязательно нужно оставаться ребенку другом. Ребенок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг. Не портите детям жизнь своими нотациями. Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье действовали законы семьи. Их всего четыре: 1. Закон единства требований отца и матери. 2. Закон значимости похвалы для ребенка. 3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. 4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка значит, он состоится как человек и как личность. Говорят, чем мы старше становимся и чем труднее мы живем, тем нужнее нам праздники. Если из семьи уходят шутки, юмор, игра, то семья становится ущербной. Праздник – это детство. И если оно закрыто от нас годами и неточностью воспоминаний, значит мы далеки от ребенка, который зовет нас в детство. А еще кто – то сказал, что взрослые – это очень уставшие дети. Очень бы хотелось, чтобы это было не про вас. Так давайте улыбнемся празднику, игре, песне, хорошему человеку. Посмотрите, какое солнце встало над нами. Очень хочется пожелать, чтобы вы не забывали вот такие правила. Памятка для родителей • Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого. • Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас. • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать. • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать. • Будьте примером для ребенка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости. Помните, что ребенок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома. - А Вы знаете, когда в России отмечают День семьи? ( 8 июля) Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы и впервые отмечался в 2008 году. Интересно, что инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома( Владимирской области) , где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. В России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше — о семейном согласии. - Символ праздника Дня семьи, любви и верности- ромашка. Ромашка- это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка – это символ любви! ! ! Поэтому сегодня мы для Вас приготовили ромашки. Дети дарят ромашки родителям. Давайте послушаем гимн семьи. ( Звучит Гимн семьи) . Заключительный этап: Вот и подошло к завершению наше собрание. Сегодня мы убедились, что воспитание и обучение ребенка процесс очень трудоёмкий и непосильный, если его будут осуществлять только в детском саду и он не найдёт продолжение дома. Поэтому, родители и воспитатели должны быть берегами одной реки и лежать параллельно.