Конспект НОД "Моя семья" для детей средней группы, Троценко Т.В.
Документы для скачивания
МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино Белгородской области » Непосредственно образовательная деятельность с детьми Тема: «Моя семья»( Средняя группа) Подготовила: Троценко Т. В. 2015 г. Характеристика НОД: комплексная, сюжетно- игровая. Сферы базового компонента: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура». Линии развития по базовой программе: «Познавательно- речевая», «Художественно- эстетическая». Цель: Формирование у детей понятия «Семья». Задачи: - обучающие: - формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе( папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра) . - способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. развивающая: - закрепить представление о жизни и быте русских людей, их душевных качествах- доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадания к ним; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам. - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия, - развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи. - развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. - обогащать детско- родительские отношения опытом диалогического эмоционально- насыщенного общения. воспитательные: - воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них. Развивающая среда: фото- коллаж «Семейный островок»; рисунки родителей на тему: «Мой малыш»; картинки для игры «Собери папу»; цветы- ромашки по количеству детей; шапочки лисы, волка, ёжика; по два цветочка на каждого ребёнка для танца цветов. Словарная работа: семья, домашние, родные, близкие, род, предки. Методы и приёмы: словесный( беседа, пояснение, вопросы к детям, ответы, художественное слово) ; моти вационный( стимуляция активности детей за счёт включения проблемной ситуации) ; игровой; наглядности( рассматривания коллажей) ; музыкальное сопровождение. Предварительная работа: составление рассказов о своей семье, знакомство и разучивание пословиц о семье, разучивание стихотворений, тестов игр- разминок, беседы с детьми о своей семье. Ход образовательной деятельности: Ребята! Посмотрите, как много собралось гостей, они хотят послушать и посмотреть, что дети знают, как занимаются, как умеют составлять рассказы о своей семье. ( Мамы садятся, дети остаются на ковре, образуют круг) . В- ль: Знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? Дети: Семья, семейство, домашние. В- ль: Что такое семья? Дети: Это люди, которые живут вместе, очень друг друга любят, заботятся друг о друге. В- ль: Давайте сейчас перенесёмся на много- много лет назад и вспомним, как жили семьи в те времена. Какими были семьи раньше? Дети: Большими, крепкими, дружными, гостеприимными, трудолюбивыми. В- ль: Из кого состояла семья? Дети: Из дедушек, бабушек, пап, мам, детей, и внуков. В- ль: Чем занимались папы? Дети: Работали в поле, строили дома, ходили на охоту, рыбалку, добывали еду. В- ль: Чем занимались мамы? Дети: Мамы занимались хозяйством: стирали, убирали в доме, готовили. В- ль: Как относились в семье к старшим? Дети: Оберегали, заботились, уважали. В- ль: Кто присматривал за малышами? Дети: Старшие братья и сёстры. В- ль: Говорят, что в старину Так оно и было. Много братьев и сестёр Весело дружило. Вместе пили молоко, Вместе ели сушки, Настоящий детский сад В каждой жил избушке. - А сейчас мы с вами с прошлых лет перенесёмся в настоящее время и я приглашаю вас на нашу фотовыставку «Семейный островок», которую мы приготовили с вами вместе. Вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Где сделали эту фотографию? - Кем работают твои родители? - Как ты помогаешь дома? - Какая у вас семья? - Как ты заботишься о бабушке и дедушке? - Расскажи о своём брате. В- ль: Я заметила, что когда вы говорили о своей семье, вы улыбались. Почему? Дети: Потому что любим свою семью. В- ль: Ребята, хорошо, что у вас есть семья, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают друг друга, весело живут вместе. ( Дети садятся) . В- ль: Семья- самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Давайте их вспомним. ( Дети и мамы рассказывают) . В- ль: Недаром в народе говорят: «Не нужен и клад, если в семье лад». Согласная семья- самая счастливая. О счастливой семье у нас и стихотворение есть. В- ль: Что такое семья? Реб: Папа, мама и я И сестрёнка моя Вот и вся наша семья. В- ль: Ну а как же бабушки? Ну а как же д едушки? Что такое семья? Реб: Папа, мама и я Баба Зоя, Баба Нина Дедушки Егор, Василий И сестрёнка моя Вот и вся наша семья! В- ль: Ну а как же дяди? Ну а как же т ёти? Что такое семья? Реб: Папа, мама и я Баба Зоя, Баба Нина Дедушка Егор, Василий Тётя Аня, тётя Таня Дядя Вова, дядя Ваня И сестрёнка моя- Вот и вся моя семья. А братишек и сестрёнок Всех двоюродных называть, Так до вечера считать. В- ль: Дом… слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас- самое главное, самое нужное в жизни. И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют- это настоящее счастье. А дают нам это счастье мама, папа, бабушка, дедушки, дяди и тёти. Хочется, чтобы все они были дома чаще, чтобы у них было больше свободного времени для детей. Реб: Больше всего на свете Хочу, чтоб накрыли стол, И чтобы сегодня папа Чуть- чуть пораньше пришёл, И чтоб нарядилась мама И улыбнулась всем, И чтобы меня похвалили За то, что молчу и ем. . . Больше всего на свете Хотелось бы дверь открыть – И чтобы хватило времени Со всеми поговорить! В- ль: Ребята приготовили сообщение о членах своей семьи. ( Ребёнок рассказывает о папе) - Папочке родному Хочу я пожелать Бывать почаще дома И со мной играть. Сделать дом для Чебурашки, Поиграть со мною в шашки, День любимый самый мой Когда папа выходной. ( 2 ребёнок рассказывает о маме) . - Мамочке моей родной Хочется мне пожелать: Чаще дома быть со мной, Чтоб одной мне не скучать. Чтобы мы читали книжки, Шили зайчику штанишки, Рядом с мамой мне тепло, И уютно и светло. В- ль: Ребята, а вы помогаете дома маме? Давайте об этом расскажем. ( Подвижная игра с речевым сопровождением «Уборка») . ( 3 ребёнок рассказывает о дедушке) - Хоть мой дедушка седой Но душой он молодой. Помнит он стихи и сказки, Много в нём любви и ласки. Я тебе желаю, дед Чтобы ты прожил сто лет. ( 4 ребёнок рассказывает о бабушке) . С искренней любовью Бабушке своей Желаю я здоровья И долгих- долгих дней. Ещё желаю бабушке Почаще печь оладушки, Блинчики и пироги Из рассыпчатой муки. В- ль: Сейчас давайте все вспомним своих бабушек: их добрые, улыбающиеся глаза, ласковые, заботливые руки, и поиграем в игру с нашими ладошками, в которой говорится о самом добром и заботливом человеке в нашей семье. ( Проводится пальчиковая игра «Ладушки») . В- ль: Наши родители приняли участие в создании альбома «Мой малыш». Сейчас мамы расскажут о своих детях. Вопросы: Какие передачи смотрит по телевизору? Какой у ребёнка характер? Что чаще просит почитать? В какие игры любит играть? Какие игрушки самые любимые? Какая внучка( внук) ? Определите характер по имени. В- ль: Поговорим о наших мужчинах. Они как дети, им всегда нужна помощь. А уж если куда собрались, тут обязательно нужен женский глаз. Но бывает так, что в это время мамы нет дома. Кто поможет папе? Конечно же дети. ( Игра «Собери папу на работу, охоту, рыбалку») В- ль: Какой день недели самый любимый? Дети: Выходной В- ль: Почему? Дети: Потому что мама и папа не идут на работу, вся семья вместе. Реб: Очень- очень счастлив я В сборе вся моя семья: И папа со мной, и мама со мной Какой замечательный выходной. Сегодня никто никуда не спешит, Никто на работу с утра не бежит. Мы просто по парку все вместе идём, Играем, смеёмся и даже поём! В- ль: Как можно провести выходные? А ещё можно всей семьёй сходить в театр. Давайте устроим у себя театр и разыграем небольшой спектакль. Дети показывают инсценировку «Сказка для мамочки». ( В конце дети дарят мамам цветы, сделанные своими руками) . В- ль: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми. Наше занятие подошло к концу, закончить хочется такими словами: Очень много слов на свете, Как травинок у весны. Но возьмем, к примеру, эти: Слово «я» и слово «мы». «Я» на свете одиноко, В «я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней, чем «я». Мы- семья, и мы- друзья. Рядом мы, и мы- едины. Вместе мы непобедимы!