Инновационный опыт воспитателя Кинякиной Н.А.
Документы для скачивания
Актуальность опыта Современное состояние нашего общества хара ктеризуется кризисом, вследствие которого человек разучился жить в согласии с собой, с другими людьми, с культурой, с природой. В последние годы все больше проявляется кризис нравственности. Он проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными. Как следствие мы имеем искаженное представление у детей о добрых человеческих качествах, утеряны традиции наших предков. Время нам диктует немедленного пересмотра всего того, что сегодня не соответствует процессу обновления. Еще Н. М. Карамзин писал: «Народ, который не знает своей культуры и истории- пре зрен и легкомыслен ». У дерева есть свои корни, так и у народа есть свои истоки и традиции Дошкольное детство- начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной с оцио культурной среды. Первыми носителями культуры познания истории предков, семьи, родины, являются члены семьи. Ребенок в общении с членами семьи усваивает нормы общения с людьми, с природой. Семья закладывает «фундамент» нравстве нности. Воспитание детей с дошкольного возраста, в духе уважения к наследию своих предков, к любви к своей малой и большой Родине- единственно верный путь успешной ранней социализации личности; формирования устойчивой связи поколений и обеспечения связи человека с родными корнями, его любовью к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Условия формирования опыта Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению традиций народов, населяющих нашу республику, поскольку мы живем в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающийся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка, воспитать в духе уважения к истокам, традициям народов. Ищем творческий подход к совместной работе с семьей по данному вопросу. В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном поселке, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме приобщения ребенка к истокам и традициям народо в, к нравственно- патриоти ческому воспитанию. Главное направление нравственно- патриотического воспитания о траженного в данном опыте работы, м ожет быть, сформулировано следующим образом: творческое сотрудничество детского сада и семьи, как фактор успешного приобщения детей дошкольного возраста к истокам и традициям своей Родины. Ч увство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Работа намечена в системе и комплексно по трем направлениям: - к омплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной и экологической деятельностью д ошкольников; - с овместная деятельность дошкольников и взрос лых- общение, труд и праздники; - с амостоятельная деятельность дошкольников- подвижные игры, познание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях. Теоретическая база опыта Методологической и теоретической основой работы являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике( Г. Н. Волков) , общепсихологическая теория деятельности( Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) , о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения( А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. ) ; работы по теории и методике педагогических исследований( Ю. К. Бабанский, В. С. Безруков, В. И. Журавлев) . Существенное влияние на логику, проведенного исследования, оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольног о возраста( В. Г. Ананьева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др) , работы в области этнопедагогики( Б. Н. Бессонов, Г. Н Волков, Д. Ж. Валеев и другие) А так же исследования местных краеведов: Г. И. Петелина и А. А Прохорова. На подготовительном этапе проведена следующая работа. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях района посетила районный краеведческий музей и районную библиотеку, получила контактную информацию для общения с детским садом. Подобрала и пополнила личную библиотеку книгами и материалами об истории района, республики Мордовии в составе России. Изучила интернет- ресурсы и опыт работ коллег нашего детского сада. И зготовила пособия и игры по патриотическому воспитанию: « Собери узор», « Наши достопримечательности», « Древо семьи». Оформила альбом по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера. Разработала программу кружка «Истоки»; к алендарно- тематическое планирование воспит ательной работы Технология опыта. Если в основу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающего поколения с использованием социально- культурных условий своей родины, разработать систему воспитания и обучения детей на основе патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие непосредственно- образовательной деятельности в ДОУ. Цель педагогической деятельности: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности патриотизма, фор мирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины. Задачи педагогической деятельности: Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Мордовии, к ее культуре и людям труда, гордость за Россию. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, знакомить детей с жизнью земляков. Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру. Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству. Воспитывать положительное отношение ребенка к тем местам, где ребенок род ился и живет: к родному дому, семье, поселку, республике и России в целом. Формировать культуру бережного отношения к природе. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям. Воспитывать чувство гордости за Россию. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников Трудно спорить с тем, когда говорят: воспитывайте все, что окружает ребенка. Но все же особое влияние на воспитание детей принадлежит семье. Семье принадлежит главная роль в закладывании в детские души «моральной арматуры» личности и позже у нее же ведущая роль в воспитании общественно- политической сознательности и трудолюбия. К сожалению, установку на агрессию по отношению к сверстникам дают сами родители. Считая, что мир жесток, что ребенку с раннего детства нужно защищаться, « давать сдачи». Они не осознают, что воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость. При проведении анкетирования: « К акие мы родители? », я узнала, что родители считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад и школу. Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить детей умению вести себя благородно с детских лет. Провела консультацию « Как знакомить детей с историей семьи». Чувство любви к Родине начинается с любви к семье, к своим близким. Если в семье есть свои традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт детей, как самые приятные и дорогие воспоминания своего детства. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю работе над понятием «Семья», провожу беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о совместном отдыхе с родителям и, готовим подарки для родных и близких, совместные праздн ики: «День Матери», «8 марта». Совместно с родителями оформили альбом « Р ецепты моей семьи», «Как мы отдыхаем», « Наш любимый поселок», « Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Совместно с родителями и детьми оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы. Увлека тельно прошли вечера отдыха ко Д ню матери, «Праздник осени», Новогодний утренник. На родительском собрании по теме « Лучшие рецепты семьи», родители приготовили традиционные блюда семьи, дети были очень рады и горды за своих родителей. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, воспитываю т у детей уважительные отношения к близким родственникам. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств Вид из окна- детский сад, стадион, парк. ро дная природа- все это Родина. Р одная природа –один из самых сильных факторов воспитание любви к родине. Любование её красотой, бережное отношение к природе- это источник формирования у детей любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, не редко остаются в памяти на всю жизнь, так как в её образе воплощается родина. Дошкольники принимают посильное участие в защите природы. Для воспитание нравствен ных чувств я использую беседы: « Природа- наш дом родной», др. В ажно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала ни только художественную литературу, открытки, фотографии, но и наглядный материал бытовых предметов. Совершили экскурсию в краеведческий музей. После посещения музея дети делились с родителями и друзьями своими впечатлениями, а так же передавали их в рисунках. Ребенок должен знать герб, флаг, гимны России, Мордовии. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимаю т праздники и традиции родины. Я рассказала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Вместе проводим «М асленицу », «Р ождество », «П асху », знакомим детей с тем, как пекутся блины, поются ко лядки, красятся яйца. Такие мероприятия являются близкими и понятными для ребенка и приобщают к народной культуре. Значение устного народного творч ества в формировании патриотизма. Дети в дошкольно м возрасте, быстро усваивают понятия о д обре и зле по средствам сказок, потешек, загадок. Проводимые мною дидактические игры: «Назови героя сказки», «Позовем сказку», «Поле чудес», способствовали тому, что сказк а оставляла в душе ребенка, то целое, необычное, запоминающиеся. Дети любят ни только слушать сказки, но инсценировать их. В работу с дошкольниками я включила сюжетно- ролевые игры: « С емья», «Мы помощники», «Наши достопримечательности». Было проведено развлечение «Моя земля- Мордовия». Значение декоративно- прикладного искусства в формировании нра вственно- патриотических чувств. Закр епление и расширение нравственно- патриотических пр едставлений у детей продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Осень золотая», «Мой любимый поселок», выста вки подделок к «Р ождеству » и «П асхе » с привлечением родителей. Всю работу в области деко ративно- прикладного искусств а разделила на следующие части: «Моя семья»; «Это я и все мои друзья»; «Наш родно й детский сад»; «Моя любимая природа»; «Защитники отечества»; «Как мы отдыхаем». С овместно с родителями и детьми составили Д р ево семьи. Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлено следующим образом: Семья- родная улица – поселок – республика- страна: история, символика, обычаи, традиции, достопримечательности. Свою работу я провожу последовательно от самого близкого, знакомого( семья) , к более сложному( республика, страна) . Задача родителей и педагогов, пробудить в ребенке чувство любви к родному краю, именно пробудить, а не навязывать, а для этого необходимо придерживаться следующих принципов при органи зации образовательного процесс: принцип историзма- знакомство с прошлым, настоящим и будущими перспективами; принцип гуманизма- учитывать точку зрения ребенка, умение встать на его сторону, не игнорировать его чувства, видеть в ребенке полноправного партнера, а так же ориентирование на понятия- любовь к семье, родной республике, Отечеству; принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации ребенка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта; принцип интегративности- сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, организация педагогического процесса на основе тематического планирования; принцип позитивного центризма- отбор знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста; принцип наглядности- использование наглядных и технических средств; принцип поэтапности – содержание комплексных познавательных занят ий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосв язанные части; принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования- ребенок, со своими особенностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью; принцип успешности- дети получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию; принцип коммуникативности- воспитывать у детей потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная м о тивация здоровья, взгляда на дорогое и родного. Анализ результативности опыта. Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей с истоками и традициями родины, у детей формируются нравственные к ачества: любовь к Р одине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим родную землю. Систематичное и планомерн ое ведение работы способствовало обогащению знаний у детей. Дети узнали многое о родном поселке, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского и мордовского народа. Пополнился активный и пассивный словарь детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления. У детей улучшились взаимоотношения, как в игре, так и в совместном труде, улучшилась система отношения детского и родительского коллектива. Очень надеюсь, что полученные знания в детском саду, очень пригодятся детям в будущей их жизни. Нам взрослым необходимо помнить, что только серьезная и качественная работа по воспитанию личности с раннего детства, совместно с семьей и детским садом даст нам новое поколение людей, достойных граждан общества. Так, по мнению В. А. Сухомлинского, « только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по- настоящему раскрывается как личность; самое главное- открывать глаза на дорогое и родное» Работа по организации творческого подхода в о взаим одействии ДОУ и семьи в вопросах приобщения детей к истокам своей родины, к традициям народа, нацелена на успешную социализацию ребенка с первых шагов познания и освоения мира родины. В опыте акцент сделан на значимость мордовс кой народной культуры, культуры р усского народа для введения ребенка в мир красоты, знакомства с делами и трад ициями народов, экологического, этического и эстетического воспитания. А также является источником становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально- положительное отношение к окружающему миру. Наши выпускники, занимавшиеся в данной системе, отличаются от сверстников большой компетентностью в познании, как своей малой родины, так и большой, успешно ориентируются в окружающей действительности. Имеют определенные знания и умения в краеведении, отличаются познавательной активностью и успешностью усвоения новых знаний. Трудоемкость опыта. Работа по проблеме приобщения ребенка к истокам и традициям своей родины- это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, о на должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад- ребенок- семья. Мы стараемся использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Если во главу воспитательно й системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности, р азработать си с тему интеграции воспитания, обучения и развития на основе идеи патриотизма, можно качественно изменить приоритеты п од готовки дошкольника, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Адресность опыта Полученные результаты работы по данной проблеме будут иметь ценность: - для педагогов ДОУ; - для родителей в плане организации совместной деятельности с детьми. Наиболее приемлемыми формами трансляции своег о опыта работы считаю: - инфо рмационные брошюры; - описание методи ки всех организационных форм образовательной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора, художественному творчеству; - мастер- классы, мероприятия для педагогов района; - консультации; - проведение открытых мероприятий по разработанной проблеме с приглашением родителей и заинтересованных коллег; - сайт ДОУ.