Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях
Приложение 1 к письму
Министерства образования, науки
и молодежи Республики Крым
от 27.04.2015 № 01-14/1256
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
К основным общеобразовательным программам относятся образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа должна соответствовать типу образовательного учреждения и уровню образования.
В общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны следующие основные образовательные программы:
- Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).
- Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
- Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
- Основная образовательная программа среднего общего образования (10-11 классы) в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
Основная образовательная программа разрабатывается на весь уровень образования и представляет собой целостный документ, отражающий образовательную траекторию обучающихся.
Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (второго поколения).
Основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (второго поколения) должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Краткое содержание разделов (пунктов) основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования
№ п/п |
Наименование разделов, пунктов |
Основное содержание |
Целевой |
|
|
Пояснительная записка
|
Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию. |
|
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
|
С опорой на требования стандарта уточняются и конкретизируются личностные, предметные и метапредметные результаты: с одной стороны, они адекватно отражают требования стандарта, с другой стороны, учитывают специфику образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. |
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы |
Описываются цели, направления, формы, методы, процедуры, инструментарий и другие параметры контрольно-диагностической деятельности общеобразовательного учреждения, которые позволяют осуществлять оценку качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раздел включает также сведения о внешней системе оценки результатов деятельности общеобразовательного учреждения. |
|
Содержательный |
|
|
Программа развития универсальных учебных действий |
Включает характеристику универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), отражает систему работы общеобразовательного учреждения по их развитию. Отражает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. |
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов |
Содержит учебные программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в соответствии с учебным планом школы. |
|
Программа воспитания и социализации |
Включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. |
|
Программа коррекционной работы |
Разрабатывается при наличии в общеобразовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывает особенности организационных, психолого-медико-педагогических, методических, дидактических, материально-технических и иных условий общеобразовательного учреждения. |
|
Организационный |
|
|
Учебный план |
Составляется на основе Базисного учебного плана примерной основной образовательной программы. Отражает состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам, направления и формы организации внеурочной деятельности. Отражает особенности содержания образования в общеобразовательном учреждении: распределение часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, возможности реализации индивидуальных потребностей обучающихся и другие. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов. |
|
Календарный учебный график |
Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года и включать даты начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года, четвертей (триместров), сроки и продолжительность каникул, сроки проведения промежуточных аттестаций. |
|
План внеурочной деятельности |
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. |
|
Система условий реализации основной образовательной программы |
Содержит описание условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта, планирование работы по формированию недостающих условий, механизмы контроля состояния системы условий. |
При разработке основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями) рекомендуем следующую структуру:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
- оценочные материалы;
- методические материалы.
Краткое содержание разделов (пунктов) основной образовательной программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования
№ п/п |
Наименование разделов |
Основное содержание |
1 |
Пояснительная записка
|
Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. |
2 |
Учебный план |
Формируется на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (в редакции приказа от 03.06.2011 №1994). Отражает состав учебных предметов, распределение учебного времени по классам и предметам, распределение часов регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько вариантов учебных планов. |
3 |
Календарный учебный график |
Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: - даты начала и окончания учебного года; - продолжительность учебного года, четвертей (триместров); - продолжительность учебной недели; - сроки и продолжительность каникул; - продолжительность уроков; - сменность занятий; - сроки проведения промежуточных аттестаций; - сроки проведения государственной итоговой аттестации. |
4 |
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) |
Содержит рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденным учебным планом школы и включает: - титульный лист; - пояснительную записку; - общую характеристику учебного предмета, курса; - описание места учебного предмета, курса в учебном плане; - планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; - содержание учебного предмета, курса; - тематический план; - календарно-тематическое планирование; - критерии оценивания; - описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; - приложения к программе (при необходимости). |
5 |
Оценочные материалы |
Контрольно-измерительные материалы для осуществления административного контроля, порядок которого определен локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения. |
6 |
Методические материалы |
Учебно-методический комплекс обеспечения образовательного процесса по учебным предметам (класс, название учебного предмета, наименование примерной образовательной программы, учебная литература в соответствии с федеральным перечнем учебников). |