Картотека игр с блоками Дьенеша
Документы для скачивания
1. «Чудесный мешочек» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки( все большие или все толстые) . Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные. «Что лишнее? » Программные задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу( по цвету, форме, размеру или толщине) . «Чудесный мешочек»- 2 Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. «Найди не похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету( размеру, форме, толщине) . «Найди похожую фигуру» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. «Бусы» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус. Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. . . ( можно чередовать по форме, размеру и толщине) . Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу. «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило. «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету( по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д. ) . Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур. «Найди пару» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д. «Найди клад» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад»( монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п. ) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком? »- «Нет», «Под красным? »- «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада. «Сравни – где больше» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой- 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития. «Разложи фигуры» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Выкладываем в ряд 5- 6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы( цвета, размера, толщины) . «Что изменилось» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. «Сколько? » Программные задачи: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур ( цвет, величину, толщину) . Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь. Материал: логические блоки Дьенеша. Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько. . . ». За каждый правильный вопрос- фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур? » «Сколько красных фигур в первом ряду? »( по горизонтали) , «Сколько кругов? » и т. д. Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному- четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата- сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой( цветом, величиной, толщиной) . Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное( не круглое) . Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. Игра «Угощение для медвежат» Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному- четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Ход игр ы Вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий( алгоритм) игры. Карточки с символами свой ств кл адут стопкой «рубашками» вверх Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д. «Магазин» Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор Материал: Товар( карточки с изображением предметов) Логические фигуры. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам( например, большой квадрат, синий квадрат и т. д. ) «УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ». Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета. Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус( счет начинаем с верхушки елки) . Повесим первый ряд бус( карточки с цифрой 1) . Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы. «Найди меня» Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек( 2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания) . Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают( раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: « Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите меня! » «Волшебное дерево» Программные задачи: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках. «Улитка» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. «Рассели жильцов»- 2 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4- этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки. Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодо вой карточке. Дети расселяют жил ьцов. «Хоровод» Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков. Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт. «Рассели жильцов»- 1 Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, 4- этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы. . Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д. Игра «Художники» Программные задачи: Развитие умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей( выбор цвета, фона, расположения, композиции) . Материал: «Эскизы картин»- листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена( контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена- толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам. Игра «Этажи» Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков. Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4- 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета( или размера, формы) . Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера( или цвета) . Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» Программные задачи: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Материал: Блоки Дьенеша. В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно( но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера( цвета, формы) . Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На 4 – ноги шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Левая и правая – Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. 2 сестрицы, 2 руки – Левая и правая – Воду моря и реки Загребают, плавая. Зайцы скачут: скок- скок- скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Т Т ри – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Я прошу подняться вас – это раз, Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились Сколько зайчиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – всем присесть. Семь, восемь – лень отбросим. Девять, десять – встать всех просим. Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Руки вниз, на бочок, Разжимай и на бочок. Руки вверх, на бочок, Разжимай и на бочок. Руки влево, на бочок, Разжимай и на бочок. На носочки встали, Потолок достали. Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. Сколько покажу кружков, Столько выполнить прыжков. Солдатик, на одной ноге постой- ка, Если ты солдатик стойкий. Ногу левую- к груди, Да смотри, не упади! А теперь – постой на левой, Если ты солдатик – смелый Раз, два, три, четыре – Топаем ногами. Раз, два, три, четыре – Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре, И на место поскакать. На носок, на пятку, Все мы делаем зарядку Математические логоритмики При выполнении упражнений, необходимо продемонстрировать детям образец движений, после чего дается инструкция: «Делай как я! ». Затем педагог одновременно произносит стихотворный текст( желательно с музыкальным сопровождением) и выполняет движения. Дети должны повторять образец движений, в дальнейшем, речи с движением.