развитие внимания
Документы для скачивания
Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников» «Какая ты невнимательная! », «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь? ! »- как часто мы говорим подобное своим детям. Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи. Внимание- это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность. Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания. Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания. Большинство родителей, в семье которых есть дошкол ьники, слышали фразу: " Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не все задумываются о том, что значит" готов к школе" , и очень многие, заблуждаясь, начинают" готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать. Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении- если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе. Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание. Произвольное внимание малыша двух- двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут. В норме, в 6- 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно. Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен? Есть дети- те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Сущ ествует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит се себя ждать! “Что изменилось? ” Цель: развитие внимания и памяти. Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе. Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось. “Чего не стало? ” Цель та же: Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе. Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка. «Работа с корректурными пробами» Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую- либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно давать задания на четыре и более фигур. “Таинственные шумы” Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: различные шумящие предметы( пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т. д. ) Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше. “Найди дорожку” Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания. Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта. Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке( к елочке) . Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад». “Фортепиано” Цель: развитие внимания, мелкой моторики. Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, сначала действуют только указательный и средний палец, затем к ним присоединяется безымянный и лишь потом большой и мизинчик. “Хлоп- топ” Цель: развитие внимания и фонематического слуха. Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У – стукни кулаком об кулак и т. д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения игры можно поменять задание: взрослый показывает движение, а ребенок называет звук. “Построй дорожку” Цель: развитие устойчивости внимания. Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки. Описание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: а) все треугольники( круги, квадраты) ; б) только заштрихованные треугольники( круги, квадраты) . Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования. “Найди тень” Цель: развитие концентрации внимания. Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени. Описание: Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую». “Строители” Цель: развитие концентрации и распределения внимания. Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш. Описание: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе». “Быстрее нарисуй” Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов. Описание: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания». Примечание: Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем. “Найди отличия” Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание: Ребенку предлагаются: а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». " Что изменилось" Переставьте в комнате какие- нибудь предметы( вазочку, стул, статуэтку) Спросите ребёнка: " Что сегодня изменилось? " Если ребёнок сразу не может ответить, задайте ему вопросы- подсказки: " Какой предмет стоит не на своём месте? " , " Где вазочка? " " Найди отличия" Для этой игры нужны парные картинки, в которых не совпадают какие- то детали. Подобные задания часто печатают в различных газетах и журналах. Предложите ребёнку найти отличия( обычно от 5 до 10, обозначьте их( например точкой, попросите ребёнка проговорить каждое отличие. " Лабиринты" Лабиринты тоже часто встречаются в журналах. Предложите ребёнку взять карандаш и пройти весь лабиринт. " Графические диктанты" Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать" заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные предметы. Это упражнение также поможет развить графические навыки и пространственные представления. Нарисуйте на листа формата А4 геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги( фигуры должны быть небольшого размера, и их должно быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном порядке- вперемешку. предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги. Это задание нужно выполнять за какой- то небольшой промежуток времени, например 1 минуту. Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы ув идите, как эти несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным и усидчивым. Желаю у дачи!