Игры для расширения словарного запаса ребенка
Документы для скачивания
Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. 1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой- то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: " Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? " Можно просто спросить: " Какой он? " Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. " Вот автомобиль, а что у него есть? " - " Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. . . " - " А что есть у дерева? " - " Корень, ствол, ветки, листья. . . " 5. Описываем свойства предметов. Названия свой ств пр едметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: " Что бывает высоким? " - " Дом, дерево, человек. . . " - " А что выше- дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? " Или: " Что бывает широким? " - " Река, улица, лента. . . " - " А что шире- ручеек или река? " Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов" высота" , " ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? . . 6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему- существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски … З атем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой? » Круглый, резиновый, красно- синий, новый, большой… 8. Стань писателем. Предлагается 5- 7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша надевала одежду на куклу». 10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее- холодное, зима- лето, большой- маленький» 11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка»- трость, клюка, костыль, посох. 12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок- его продолжение и окончание: - Оля проснулась и. . . ( стала умываться) . - Коля оделся и. . . ( побежал гулять) . - о н замерз и. . . ( пошел домой) . - стали они играть. . . ( с зайчиком) . - зайчик испугался и. . . ( побежал, спрятался) - девочка обиделась и. . . ( ушла, заплакала) . 13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно- небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. . . Путешествуя, делитесь впечатлениями. 15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем- то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна- улыбающаяся, другая- печальная, третья- удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку. 16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. 17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. . . Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре. 18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой- то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события- реальные или вымышленные- им воспроизводятся. 19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте" вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!